Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»
Занятие для воспитанников группы продленного дня с умеренной умственной отсталостью (ОВЗ)
«Будь вежливым!»
Подготовила: воспитатель 1 категории Афонина Наталья Анатольевна
Сроки проведения: февраль, 2016
Воспитательные цели:
- формирование умений и навыков культуры поведения, умения вести себя в повседневной жизни в общественных местах, при общении со старшими и сверстниками;
- развивать речь учащихся, их активность при различных ситуациях.
Задачи:
- показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении;
- воспитывать в детях стремление быть полезными обществу;
- закрепить правила поведения культурного человека на практике;
- приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
-развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Эпиграф: «Будь вежливым!»
Оборудование: презентация с заданиями, инвентарь для игры.
Ход мероприятия:
Организационный момент. Приветствие.
Сообщение целей и задач мероприятия.
Содержание воспитательного мероприятия.
- Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Ребята сегодня мы поговорим с вами о вежливости. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что нужно уметь, чтобы быть хорошим учеником?
Ответы воспитанников.
- Многое вы перечислили правильно: читать, писать, считать, но забыли очень важное: нужно уметь вести себя.
- Что значит «уметь вести себя»?
Ответы воспитанников.
- Правильно, уметь себя вести – значит быть таким, чтобы любому было смотреть на тебя приятно, играть с тобой – весело, дружить – интересно. Человек, умеющий себя вести, называется «вежливым». Давайте подумаем, как мы должны поступать, когда встречаемся друг с другом.
Ответы: нужно поздороваться.
- А как нужно поздороваться? «Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро!», нахмурясь, недовольным голосом?! Почему?
Ответы воспитанников.
- Но очень часто мы встречаем людей, которые совершенно не вежливы, о таком человеке много говорит нам стихотворение А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай...»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут... а, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы … мы скажем вам – спасибо!
– Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?
– Как называет он своих друзей?
– Вежлив ли он?
- Поэтому нельзя забывать о том, как нужно здороваться (прощаться). А вы знаете?
- Все мы нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке – символе человечности и доброты.
– А какая песня есть про улыбку?
- Давайте ее споем.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
- Но, чтобы быть вежливым, недостаточно того, что вы будете правильно и красиво здороваться, необходимо уметь вести себя в школе, на улице, в театре и других общественных местах.
- Давайте послушаем стихотворение А. Барто «В театре».
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
(1938)
- Как должна была поступить девочка? Что сделать, чтобы такое не случилось с вами?
- А теперь проверим, как вы знаете правила поведения. Мы будем играть в необычные игры.
Игра 1. «Хорошо или плохо». Если это хорошо, хлопайте в ладошки, если плохо – топайте ногами.
Здороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Помочь поднять упавшую вещь.
Не встать, когда учитель входит в класс.
Попрощаться с друзьями, уходя из школы.
Ломать ветки деревьев, вырывать цветы на школьной клумбе.
По утрам убирать свою постель.
После обеда оставить после себя на столе грязную посуду.
Поздравить родных с праздником.
Игра 2. «Светофор». Кто подскажет, для чего нужен светофор?
Ответы воспитанников.
- Я буду показывать вам маленькие эпизоды, если вы заметите невежливое поведение – поднимите красный кружок, если одобряете – поднимите зеленый кружок. Кружки лежат у вас на парте.
Ученики в столовой играют, кричат, болтают во время еды. (красный)
Подошла мама одноклассника, а ты не поздоровался. (красный)
После уроков убираем в положенное место тетрадки, книжки, ручки, карандаши. (зеленый)
Мальчик из вашей группы толкнули девочку и не извинились. (красный)
Учительница нечаянно уронила тетрадки на пол, и ты ей помог. (зеленый)
(красный)
После обеда ты помог одноклассникам убрать грязную посуду со стола. (зеленый)
Ты всем мешал и играл во время урока. (красный)
Ты помог маме помыть посуду. (зеленый)
Придя домой, ты долго играл с друзьями, но не прибрался после игры. (красный)
Вежливые ребята всегда здороваются. (зеленый)
Игра 3: «Угадай слово».
- Ребята, сейчас мы с вами будем угадывать «волшебные» слова.
Зеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста).
Растает ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
Вежливые люди говорят, встречаясь, … (здравствуйте)
Говоришь всем на прощанье вежливо … (до свидания)
День рождения отмечают, говоришь ты … (поздравляю).
- А теперь встанем в круг и поиграем в мяч.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
IV. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Зато теперь вы знаете, что надо быть всегда вежливым и внимательным к окружающим.
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры.
(В. Орлов)
- Спасибо за внимание. До свидания!
Источники:
Методика «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
http://mirpesen.com/ru/detskie-pesni/ulybka.html#ixzz42WqTcMTA
http://www.youtube.com/watch?v=8MUqtvaT5bw
http://static.wixstatic.com/media/53da72_5cb9a5115b8c464fa5c12df365e5961e.jpg
http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3516
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh- obedinenii/library/2015/11/18/korrektsionnoe-soprovozhdenie