6. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с набором загадок, фишки-купоны, набор предметных картинок на тему «Инструменты, атрибуты для представителей разных профессий», карточки профессий.
Ход классного часа
Организационный момент. Мотивация.
Труд строителя всем… (нужен).
Нужен всем и вкусный… (ужин).
Доктор, чтобы всех… (лечил).
И учитель, чтоб… (учил).
Лётчик нужен, чтоб… (летать).
Ну а ты кем хочешь стать?
- Ребята, вы, наверное, уже задумывались над тем, какая профессия вам по душе. Кем вы хотите стать, когда вырастите?
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на занятии? (О профессиях.)
- А что такое профессия?
Содержательный компонент
Сообщение темы занятия и постановка цели.
- Тема нашего занятия - «Мир профессий» (На доске или на слайдах). Побывав здесь, вы встретитесь с разными профессиями, вспомните, что о них знаете и поделитесь своими знаниями с другими ребятами, а кто-то из вас может быть услышит что-то новое, незнакомое.
- А ещё вы поучаствуете в весёлых играх и викторинах, а самые активные из вас получат фишки-купоны.
- На эти фишки-купоны в конце занятия вы «купите» для себя понравившуюся профессию, ту, о которой вам бы хотелось узнать больше.
- Вы будете работать в парах, поэтому, от каждого из вас зависит, сколько купонов заработает ваша пара.
Актуализация знаний о профессиях, применение знаний при выполнении заданий викторин, игр, загадок.
Игра-разминка «Доскажи словечко».
Учитель читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово-название профессии.
Названия профессий появляются на доске или на слайдах и к концу занятия должна получиться копилка профессий.
Фишку получает то, кто быстро и правильно даст ответ.
В школе учит нас …(учитель).
А дворец возвёл …(строитель).
Вам лекарство даст … (аптекарь).
Почитать …(библиотекарь).
Булку испечёт вам … (пекарь).
Сварит снадобье вам … (лекарь).
Привезёт домой … (шофёр).
В школе у дверей … (вахтёр).
Вам укол назначит… (врач).
Скрипку в руки взял… (скрипач).
Снимок сделает … (фотограф).
В космос мчится …(космонавт).
Или смелый … (астронавт).
Самолётом правит…(лётчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку – … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В доме свет провёл… (монтёр).
В жаркой кузнице – … (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
- Ребята, кто из вас отгадал слово «лекарь»?
- Что оно означает, объясните.
- Давайте прочитаем, как это слово толкуется в словаре С. Ожегова.
- На доске или на слайдах. Лекарь - то же, что врач (устаревшее), а также вообще тот, кто лечит.
- Обратите внимание, что это слово устаревшее, его сейчас употребляют в речи мало.
- А что за снадобье он варит?
- Обратимся опять к словарю С. Ожегова: Снадобье – целебный состав, смесь.
- Кто сможет объяснить значение слова «астронавт», используя для этого название другой профессии, встретившейся в стихотворении?
- Верно, астронавт – это космонавт. Такое название профессии употребляется в других странах.
Игра «Загадки отгадай - товарища не подкачай».
Дети работают в парах. Каждая пара получает конверт с одинаковыми загадками о профессиях.
За три минуты пары должны отгадать как можно больше загадок и написать названия профессий.
При подведении итогов, фишки-купоны выдаются за каждую отгаданную загадку.
Загадки:
Он гантели поднимает, далеко ядро бросает, на ринге противника поражает … (спортсмен).
Мы всегда на пожаре нужны, смертельный огонь победить мы должны… (пожарные).
Есть у мамы на прилавке куклы, мячики, булавки, обувь, платье и платки. Шашки и в горшках цветки.
Всё, что нужно покупайте, ничего не забывайте.
Наша мама… (продавец).
Магазин – её дворец.
Она шьёт иголкой медленно и тихо, новую одежду нам сошьёт …(портниха).
5. Он с утра метёт наш двор, убирает всякий сор ... (дворник).
Скажи, кто аппетитно и вкусно умеет готовить блюда из капусты…(повар).
Его машина - самолет, аэробус или вертолёт…(пилот).
8. Ножницы, шампунь, расческа - всем я делаю прически.
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей…(парикмахер).
9. Мой костюм мне не по росту.
Я и грустный, и смешной.
Я смешу детей и взрослых.
Ну, так кто же я такой…(клоун).
10.Громко на рожке играет, стадо так он собирает…(пастух).
11.Он всегда играет роль, был вчера ещё король, а сегодня он бедняк, не узнать его никак…(актёр).
12.Он на границе нашей стоит, ночью и днём он её сторожит…(пограничник).
13.Он совсем не верхолаз,
А скорей «глубоколаз»
Через свой стеклянный глаз
Дно увидит … (водолаз)
14.За порядком я слежу
И с законами дружу.
Тем же, кто закон не знает,
Про него я расскажу…(полицейский)
Написать могу рассказ, Басню, повесть или сказ,
Сказку, очерк и статью,
Биографию свою…(писатель)
Нарисует он марину:
В синем море субмарину,
Волны по морю бегут,
Чайки по воде плывут…(художник)
С нотами давно дружу,
Музыку сложить могу…(композитор)
18. Я знаю очень много,
Но больше знать хочу.
Проделаю я опыт –
Открытие получу…(учёный)
Названия новых профессий появляются на доске или на слайдах, тем самым копилка профессий пополняется.
Обобщение знаний. Блиц-викторина.
Вспомните профессии героев литературных произведений.
Фишку получает тот, кто раньше всех ответит на вопрос правильно.
Названия всех профессий вывешиваются на доску под вывеску «Мир профессий».
Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (Почтальон).
Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (Доктор).
Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (Рыбак).
Профессия Джузеппе из сказки А. Толстого «Золотой ключик (Столяр).
Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Султане» А.С. Пушкина (Ткачиха, Повариха).
Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (Строитель).
Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (Звездочёт, мудрец).
Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик (Художник).
Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»
(Портные).
Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка (Доктор).
Профессия коротышки по имени Гусля (Музыкант).
Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»? (Купец).
Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова (Милиционер).
В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (Кучер).
Кто спас Красную шапочку? (Охотники).
Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (Музыканты).
На доске или на слайдах в копилке профессий появляются названия новых профессий.
Конкурс «Угадай профессию»
Ученики по набору инструментов называют профессию (презентация).
За правильный ответ выдаётся фишка.
Конкурс «Лишний предмет»
Ученики из набора инструментов определённой профессии называют лишний предмет (презентация). За правильный ответ выдаётся фишка.
Подведение итогов.
Выбор и «покупка» учениками заинтересовавшей их профессии.
- Наше занятие подходит к концу.
- Посмотрите на доску, как много профессий сегодня было представлено. На самом деле – это не все профессии, которые существуют.
- Мир профессий очень разнообразен и сложен. Мы только начали знакомиться с ним, но обязательно продолжим знакомство с профессиями на других занятиях.
- Как вы думаете, все ли профессии важны, или есть не очень важные и нужные, объясните свой ответ.
- Конечно, каждая профессия нужна и поэтому важна.
Домашнее задание.
- Узнать больше о выбранной профессии или профессии своей мечты, с помощью родителей написать мини-сочинение о любимой профессии. Это задание будет началом нашего с вами проекта «Я и моя будущая профессия», который мы осуществим на классных часах и в ходе подготовки к ним. Мнения и желания могут меняться, так как свою профессию найти не так просто.
- Классных часов будет 6, в конце года подведем итоги своей работы. Будут призы самым активным, неактивных быть не должно, самые активные должны помогать, за это тоже будут дополнительные баллы, которые будут учитываться в ходе всех классных часов. Будет учитываться также и подготовка к ним. Не торопитесь с выбором, подумайте, посоветуйтесь с родителями. Я тоже буду с удовольствием вам помогать, обращайтесь с любыми вопросами, и мы вместе найдем решение. План-график классных часов вы знаете, желаю вам удачи и хорошего настроения.
Приложение
Алгоритм написания мини-сочинения о профессии
Какое значение имеет данная профессия для общества?
Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
Назовите объект труда, конечный результат работы.
Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?