kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие-экскурсия в музей народного быта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия в виде игры. Подходит как для детей, так и взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие-экскурсия в музей народного быта»

Муниципальное учреждение детский дом-центр педагогической, медицинской и социальной помощи семье «Чайка»

г. Ярославль





Занятие-экскурсия в музей народного быта





Составила: воспитатель

Семенова Анастасия Владимировна

































Ярославль, 2018год

Цель:

приобщение воспитанников к истокам русской культуры.

Задачи:

1.Знакомство с историей появления и назначением предметов быта русской избы;

2.Развитие познавательных интересов к изучению нашей истории; 3.Воспитание патриотизма и бережного отношения к нашей истории.



Ход экскурсии:

Любой музей есть память о веках…

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества создание

в картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,

и строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

чтобы узнать, как мастер мог творить.





Уважаемые гости, знаете, куда вы пришли? (В музей) У музея есть название, как вы думаете, называется наш музей? (Музей русского народного быта). А кто скажет, как называются предметы в музее? (Экспонаты).

Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.



Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод).

Правильно. Сегодня я проведу экскурсию. Я расскажу вам о некоторых экспонатах музея. А поможет мне в этом волшебная шкатулка с загадками.

Вот первая загадка. «Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают- глотает.» (Печь) Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок. А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. «Кругло и широко, дыр много, а пролезть нельзя» (Сито). Сито-инструмент для разделения сыпучих масс (зёрен, круп, песка и т. п.) «Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет». (Чугунок) Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

А о чём эта загадка? «Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. «(Ухват) А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показывает чугунок и ухват)

В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. «Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду». (Самовар) Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем.. Как хорошо, чинно и спокойно сидела семья за обедом! Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны? Крынка сделана из глины. Холодную, сырую и скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей, работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. Из дерева русские люди делали не только дома – избы и мебель, но и посуду, потому что жили среди лесов. Посмотрите, какую делали красивую посуду.

А вот следующая загадка. «Сама не ем, а всех кормлю». (Ложка)

Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.

Такая посуда очень важна: «В ней пожарю я котлету, и картошку без труда,

Испеку блины к обеду, ведь она – ….(Сковорода) Сковорода- приспособление для жарки пищи. Имеет, как правило, круглую форму. Появилась в 19 веке.

А как вы думаете, что это за предмет? Спросим у нашей шкатулочки. «Места в нем довольно много. Он объездил кучу стран. Все берут его в дорогу, так как это – (-------)Чемодан - коробка прямоугольной формы, используемая для хранения и транспортировки вещей, оснащён откидной крышкой и ручкой для переноски. Чемоданы появились в начале 19 века.

Загадка. «В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать». Это утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.

(показывает на фильмоскоп) Фильмоскопы имелись практически в каждой семье, где были маленькие дети — с их помощью на стену или импровизированный экран из белой простыни проецировали картинки из мультфильмов или иллюстрации к сказкам и читали ребёнку титры под ними. В ряде случаев к диафильму прилагалось звуковое сопровождение на грампластинке, сигнал к смене кадра подавался «писком», записанным на пластинку.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки из дерева, из глины, из ткани, из ниток, из соломы. «Подкованы ноги, бежит по дороге, грива дугою, а хвост метлою». (Лошадка)

А сейчас я вам расскажу ещё об одной традиции русского народа (достать хлеб-соль). Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, посыпает солью и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова традиция русского народа.

А вот и веселье. Шкатулка наша помоги «Разноцветные кругляшки, не конфеты, а бумажки....(конфетти)» .

А ну шкатулка, помоги! «Глядя на экран в квартире, видим, что творится в мире (телевизор) » Телевизор- приёмник телевизионных сигналов изображения и звукового сопровождения, отображающий их на экране и с помощью громкоговорителей. Современный телевизор способен принимать телевизионные программы, как с антенны, так и непосредственно от устройств их воспроизведения. Появились первые черно-белые телевизоры в 1930х годах.

А вот ещё одна загадка просится из шкатулки выйти. «Маленькое, сдобное колесо съедобное». (Баранка) Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колёсики? Вы правы размером, а ещё тестом и названием. Все эти баранки – традиционные русские изделия из теста.

А вот баранка, напоминающая восьмёрку, называется кренделем. Хотите, я вас научу делать крендели?

Проходите за стол. Это солёное тесто, из которого можно делать различные поделки для игры, например, в магазин. Для того, чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек теста, сделать из него жгутик, а затем свернуть колёсиком и перекрутить восьмёркой. Давайте их сложим на лоточки, а когда они высохнут, мы их раскрасим и пополним витрины игрушечного магазина .































«Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает.» (Печь)



«Кругло и широко дыр много, а пролезть нельзя» (Сито)



«Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт.» (Ухват)



«Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок) .



«Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду.» (Самовар)



«Сама не ем, а всех кормлю.» (Ложка)



«В ней пожарю я котлету, и картошку без труда,

Испеку блины к обеду, ведь она – ….».(Сковорода) «Места в нем довольно много. Он объездил кучу стран.



Все берут его в дорогу, так как это – (-------)Чемодан.



«В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать». Утюг



«Подкованы ноги, бежит по дороге, грива дугою, а хвост метлою». (Лошадка)





«Разноцветные кругляшки, не конфеты, а бумажки...(Конфетти)»



«Глядя на экран в квартире, видим, что творится в мире. » (Телевизор)


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Занятие-экскурсия в музей народного быта

Автор: Семёнова Анастасия Владимировна

Дата: 21.02.2019

Номер свидетельства: 500910


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства