«ЗА КОНЬКОМ-ГОРБУНКОМ ПО ЛЮБИМОЙ СКАЗКЕ»:
игра – викторина по сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок»
для 2-3 классов
Цели:
- познакомить с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);
- убедить в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского народа.
Задачи:
- формировать такие нравственные понятия как «дружба» и «верность»;
- воспитывать уважение и любовь к русской сказке;
- развивать оценочную деятельность, направленную на анализ поступков героев сказки.
Оборудование:
- портрет П.П. Ершова;
- выставка книг с его сказками;
- выставка детских рисунков;
6 марта исполняется 200 лет со дня рождения Петра Ершова, автора потрясающей сказки "Конек-Горбунок".
«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»,- заметил А.С. Пушкин вскоре после выхода в свет сказки в стихах «Конёк-горбунок» в 1834г. Её автором был студент философско-юридического факультета Санкт-Петербургского университета П.П. Ершов, который и написал свою сказку под впечатлением пушкинских сказок. В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором. Так появилась весёлая сказка, полная удивительных приключений и сказочных чудес и в то же время очень правдиво отображающая трудности крестьянской жизни. В «Коньке-горбунке», как и в старинных народных сказках, остроумно высмеиваются глупый царь, его завистливые приближённые и жадные слуги, а прославляется смелый, честный крестьянский сын. И написана сказка русским народным языком, ярким и метким.
Однако профессиональным литератором Ершов не стал. После университета в 1836г. он возвращается на родину, в Сибирь. П.П. Ершов поселяется в Тобольске, где когда-то учился в здешней гимназии, а теперь стал работать преподавателем, затем её инспектором и директором. На педагогическом поприще он проявил себя настоящим профессионалом, о чем свидетельствуют отзывы его учеников, среди которых был будущий знаменитый химик Д.И. Менделеев, вспоминавший Ершова с благодарностью и выхлопотавший ему впоследствии пенсию, а также помог в переиздании «Конька-горбунка».
Ершов мечтал о просвещении народов Сибири, но обстоятельства – смерть родных – матери, жены, детей, непонимание гимназического начальства сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей – гимназический театр. Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений – многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм – не удалось даже приблизиться к славе «Конька-горбунка».
В 1869 году в возрасте 54 лет П.П. Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью – «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк – горбунок». Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!
Секрет людской любви к сказке – в её глубокой народной сути, будь то речь или поступки, быт или нравы героев. Давайте и мы пройдём вместе с вами путём сказочных героев «Конька – Горбунка» и откроем для себя секреты русской жизни.
Вопросы викторины:
1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? / Два. Данила и Гаврила/
2. Чем занимались Иван с братьями?/ Сеяли и продавали пшеницу/
3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? /Один закопался в сене, а другой « ходил дозором у соседки под забором»/
4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? /Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу/
5. Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? /Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица/
6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев, укравших у Ивана коней/
7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? /Перо Жар-птицы/
8. Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы? /Много непокою принесёт оно с собою/
9. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку спрятал/
10. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/
11. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? /Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались/
12. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана/
13. Какое первое задание царь дал Ивану? /Поймать жар-птицу/
14. Где Иван ловил Жар-птицу? /На горе из серебра/
15. Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки? /Под корыто, наполненное зерном с вином/
16. Какое второе задание дал царь Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/
17. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? /На океяне; два раза/
18. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? /На шлюпке; на гуслях/
19. Чем Иван заманил Царь-девицу? /Золотым шатром с угощением/
20. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? /Уснул/
21. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями и камнями/
22. Какое третье задание царь дал Ивану? /Достать перстень Царь-девицы со дна океана/
23. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/
24. Кто были родственники Царь-девицы? /Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/
25. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? /За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей /
26. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? /Дать свободу кораблям/
27. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? /Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде /
28. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул/
29. Что стало с царём и с Иваном? /Царь, сварился, а Иван стал красавцем/
30. Как вы считаете, каков главный смысл сказки Ершова? ( Дружба и верность.)
Подведение итогов викторины. Награждение победителей.