kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ы.Алтынсарин, классный час посвященный 180 летию

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час, посвященный 180 летию Ы.Алтынсарина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ы.Алтынсарин, классный час посвященный 180 летию»

Классный час на тему: 180 лет — Ыбраю Алтынсарину

Цели и задачи классного часа:

 ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина.

 развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга.

 воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа. Воспитать нравственные качества: доброты , любви, труда, милосердия.

Ход классного часа

1 Орг. Момент

2 Введение в тему

Просмотр видео Ыбрай Алтынсарин «В памяти предкам» «Культурное наследие»

- Ребята, скажите , пожалуйста о ком пойдет наш разговор?

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.

В этом году Ыбраю Алтынсарину исполняется 180 лет. Поэтому наш классный час посвятим этой знаменательной дате.

3 Знакомство с биографией и творчеством педагога -новатора

1. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Просмотр видео

- Что нового вы узнали об Алтынсарине?

Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И.Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.

В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.

Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.

-Какие произведения великого поэта вы знаете?

Творческая деятельность

Индивидуальная работа

Создание книжек- малышек по сказкам Ы.Алтынсарина.

В заключении нашего классного часа я хочу провести небольшую викторину

Вопросы викторины:

  • В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год).

  • Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).

  • Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.).

  • В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».)

  • Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).

  • Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).

  • В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).

  • Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)

  • Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста)

Муравей, паук и ласточка.

Сказка

Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:

- Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

- Он плетет свою паутину.

- А вон муравей, видишь?

- Вижу, бежит с крошкой во рту.

- Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

- Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.

Тогда отец говорит сыну:

- Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.

Рассказ «Садовые деревья.»

Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.

-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.

- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе , - ответил отец.

- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.

- Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец

Сказка «Спор животных»

Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам.

— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.

— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени.

— Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.

— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран.

— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака.

— Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.

Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся:

— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления...

Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.

Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления.

Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».
























Ыбырай Алтынсарин, как поэт,

И просветитель, своих лет.

Он, наш учитель, яркий свет,

Таких примеров, больше нет. 

В семье богатых, проживал,

И грамоту, он с детства знал.

Всю истину, он понимал,

Всех бедных, он учится, звал. 

Не легким, сложным был тот путь,

Народ, кочевий там, то тут.

Он объяснял, всем знаний суть,

Не знание тьма и трудный путь.

Он первый строил, школы всем,

И укреплял, доверие тем.

Кто сомневался, в нем тогда,

Отдал он знаний, все года.

Казах, оседлым в жизни стал,

Детей, учится, он отдал.

И книги, сам Ыбырай писал,

По ним учил и к свету звал.

Во многом он, талантлив, был,

Любил природу, свой народ.

Он укрепил всем, в знания тыл,

В единстве, он с народом жил.

Огромный вклад, он в степь принес,

Ведь знание, знаем, есть нам честь.

Гордимся, чтим мы Вас, ата,

В Вас интеллигентность, доброта.

Пришли другие, времена,

Но память, все еще жива.

Прочтем молитвы, мы слова,

Приехав к Вам, издалека.

Кто ищет знаний, яркий свет,

Здесь у ата, найдет ответ.

Ведь знаний знаем, грань тонка,

В народе память к Вам, крепка


Классный час

« 180 лет Ыбраю Алтынсарину»







Подготовила: Гапонова Л.В.




2021-2022 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ы.Алтынсарин, классный час посвященный 180 летию

Автор: Людмила Валентиновна Гапонова

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства