Просмотр содержимого документа
««Взятка – средство «легкого» решения вопроса или преступление?»»
Тема: «Взятка – средство «легкого» решения вопроса или преступление?»
Цель: воспитывать ценностные установки и формировать гражданскую позицию в отношении коррупции.
Задачи: формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества; способствовать развитию правового сознания, умению реализовывать, обобщать и делать выводы на основе полученных данных; коррекция мышления; воспитывать нетерпимость к проявлениям коррупции.
Форма проведения: беседа в игровой форме.
Система: коррекционно-развивающее обучение.
Оборудование: мультимидийное оборудование.
Ход беседы:
Организационный момент. Психологический настрой.
Беседа по теме.
- Ребята, прежде чем определить тему нашей беседы, прочитайте, что написано на экране (Слайд 1)(Честный человек)
- Это какой человек? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами будем говорить о честности и взяточнистве, о коррупции, о том, какой вред приносит коррупция государству и человеку и о том, как мы можем бороться с ней.
- Как вы думаете, что такое взятка? (Ответы детей) (Слайд 2)
Согласно определению, сформулированному в словаре С. И. Ожегова, взятка это – деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп или оплата караемых законом действий.
Какой может быть взятка? (Ответы детей) (Слайд 3)
Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Чем отличается взятка от подарка? (Ответы детей) (Слайд 4)
Взятка дается за услугу с использованием служебного положения.
Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.
- Как называется человек, берущий взятку? (Ответы детей) (Взяточник)
- Ребята, как вы думаете, всегда ли человек дающий взятку делает это сам? (Ответы детей) Взятка через посредника.
Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются УК РФ как пособники преступления.
- Почему люди дают взятки? (Ответы детей) (Слайд 5)
- Почему люди берут взятки? (Ответы детей)
- Что же такое взяточничество? (Ответы детей) (Слайд 6) Взяточничество - получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.
Прослушайте стихотворение о взятках и взяточниках Вот важный чиновник сидит за столом, В два счёта решил бы вопрос, А он намекал, юлил, не спешил, И денежный ждал поднос. И посетителя вынудил он, Чиновника понят намёк, Деньги - в конверт, конверт - на стол, И сразу решился вопрос. Горячее лето, для ВУЗа страда, Экзамены здесь сдают, Но чьи - то папа с мамой в обход Сынка в институт ведут. Он в школе учился не ахти, кое - как, Но в ВУЗ ему позарез, За взятку декану в тот институт Этот бездельник пролез. А кто - то умный уже за бортом, Не будет учиться он, Тот умный честно хотел поступить, Не нарушая закон. А в клинике к доктору сто человек, Толпится народ и ждёт, Но кто- то без очереди, дав взятку врачу, Уже на приём идёт. На снимок больного доктор послал, А там никого - тишина. -Придёте вечером,- ему говорит В стерильном халате сестра. -Ах, как же, на вечер? Я не могу. Что делать? А время идёт. Чтоб день не губить, он деньги тайком В стерильный карман кладёт. Минута, другая, и снимок готов, Не надо вечера ждать, Как видите, просто всё и легко, Если взятку дать… Превысил скорость пьяный лихач, Задержан постом ГАИ, Юлит и вертится этак и так, Чтоб только не замели. А пост ГАИ продажным был, На деньги позарился он, За взятку он отпустил лихача, Презрев и нарушив закон.
- Ребята, как, по-вашему, взятка – это легкое решение проблемы, или преступление? (Ответы детей)
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: (Слайд 7)
получение взятки (статья 290 УК РФ);
дача взятки (статья 291 УК РФ).
Получение взятки – совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.
Взяточничество - это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция. (Слайд 8)
- Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает? (Ответы детей)
Коррупция – это плохое или хорошее явление? (Ответы детей)
Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё.
Как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы детей) (Слайд 9)
-жадность;
-аморальность российских чиновников и бизнесменов;
-несовершенство законов;
-низкий уровень правовой культуры и законопослушания;
-низкая зарплата;
- Надо ли бороться с коррупцией? (Ответы детей)
По всему миру разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, приняты законы. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии.
Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки. Поэтому в обращении Президента говорится об ужесточении мер по борьбе с коррупцией. Центральной задачей является установление власти закона и искоренение всеобщего пренебрежения к законам. - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не было коррупции? (Ответы детей)(Слайд 10)
-не давать и не брать взяток;
-ужесточить наказания за коррупцию;
-усовершенствовать законы;
-уменьшить количество чиновников;
-повысить зарплату;
-повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией;
-открытость в СМИ;
-воспитание нетерпимости к коррупции в обществе и уважения к закону.
Помните, что при любых обстоятельствах нужно оставаться Человеком, быть честным и добрым, нетерпимым ко злу и насилию, к коррупции.