kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на научно-практической конференции "Практическое изучение системы питания карбюраторных двигателей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проблема оказывается связанной с другим важным последствием изменения социально-экономических отношений, когда престиж специалистов в области производства заметно снизился. В условиях затяжного кризиса производства невостребованность знаний и умений специалистов, фактическая их дисквалификация могут стать впоследствии серьезным препятствием в развитии общества в целом.

Поскольку большая часть жизни каждого человека в быстроменяющихся социальной и профессиональной средах оказывается замкнутой на образовательную систему, возможности целенаправленного формирования личности обучаемого значительно расширяются. Однако для этого требуется достаточно динамичное изменение образовательной системы, направленное не только на трансформацию существующей совокупности образовательных структур, но также на поиск и разработку соответствующих дидактических условий и средств, обеспечивающих не только высокий уровень подготовки специалистов, но их профессионально-личностную мобильность.



 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на научно-практической конференции "Практическое изучение системы питания карбюраторных двигателей" »

Актуальность исследования определяется необходимостью перестройки системы образования в условиях перехода к рыночной экономике. Развитие духовного и образовательного потенциала личности учащихся становится главной целью деятельности учреждений образования различного типа.

Данная проблема оказывается связанной с другим важным последствием изменения социально-экономических отношений, когда престиж специалистов в области производства заметно снизился. В условиях затяжного кризиса производства невостребованность знаний и умений специалистов, фактическая их дисквалификация могут стать впоследствии серьезным препятствием в развитии общества в целом.

Поскольку большая часть жизни каждого человека в быстроменяющихся социальной и профессиональной средах оказывается замкнутой на образовательную систему, возможности целенаправленного формирования личности обучаемого значительно расширяются. Однако для этого требуется достаточно динамичное изменение образовательной системы, направленное не только на трансформацию существующей совокупности образовательных структур, но также на поиск и разработку соответствующих дидактических условий и средств, обеспечивающих не только высокий уровень подготовки специалистов, но их профессионально-личностную мобильность.

Различные аспекты подготовки рабочих кадров достаточно глубоко исследованы в отечественной педагогической науке. Проблемы разработки и унификации учебных программ по основным наукам и спецтехнологии рассматривались Беляевой А.П., Думченко Н.И., Клочковым И.Д., Федоровой О.Ф., Шильниковой А.Е. и др.; вопросы ступенчатой профессиональной и общетехнической подготовки раскрыты в работах С.Я.Батышева, Г.С.Гуторова, В.С.Леднева, Б.А. Соколова, В.В.Шапкина и др.; политехнические основы трудового обучения, основ наук и профессионального образования получили освещение в работах П.Р.Атутова, Н.И.Бабкина, С.Я.Батышева, Ю.К.Васильева, И.Д.Клочкова, В.А.Полякова, П.И.Ставского, Ю.С.Тюнникова, С.М.Шабалова и др.

Проведенный нами анализ исследований по данной проблеме показывает их несомненную актуальность для современных условий развития педагогической науки и практики. Вместе с тем необходимо констатировать, что современный этап преобразования образовательных учреждений требует глубокого и всестороннего анализа дидактических условий обеспечения многоуровнего подхода в деятельности создаваемых в стране учебных центров, осуществляющих допрофессиональную и профессиональную подготовку.

Исходя из этого, проблемой данного исследования является выявление дидактических условий обеспечения многоуровневой допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся в учебном центре. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся.

Предмет исследование: дидактические условия обеспечения многоуровнего подхода в процессе допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся в учебном центре.

Гипотеза исследования: многоуровневая допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся в учебных центрах, адекватно отражающая динамику развития современного российского общества возможна, если она организована с учетом следующих дидактических условий: четко и однозначно определены цели и задачи допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся на каждом уровне образования;

- концептуально и практически в образовательном учреждении обеспечен выбор направлений, темпа и уровней профессионального образования в соответствии с базовой подготовкой, интересами и возможностями учащихся, т. е. реализуется личностный подход в педагогическом процессе;

- отбор содержания образования по ступеням допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки осуществлен на основе принципа преемственности и непрерывности обучения, воспитания и развития;

- выявлены взаимосязи содержания, форм, методов и средств многоуровневой под готовки обучаемых;

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и исследования, а также состояние данной проблемы на практике.

2. Выявить дидактические условия обеспечения многоуровневого образования в ходе допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся.

3. Осуществить проверку теоретически обоснованных дидактических условий многоуровневой подготовки будущих специалистов в учебном центре на примере профессии «Автомеханик».

Методологической основой исследования являлись положения материалистической философии о единстве теории и практики, общем, особенном и конкретном в изучении деятельности, концептуальные идеи и положения отечественных педагогов и психологов в области общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы и исследований, изучение и обобщение имеющегося опыта многоуровневого образования; анализ имеющейся в различных типах учебных заведений и моделирование новой учебно-программной документации, адаптированной к конкретному учебному центру; педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, проведение контрольных срезовых работ и их обсуждение, формирующий эксперимент.

Основные этапы исследования:

I этап (1992-1993 гг.). Изучение психолого-педагогической литературы и исследований по данной проблеме. Формулировка основных положений, целей, задач исследования.

П этап (1993-1996 гг.). Разработка экспериментальных материалов исследования: образовательной программы, учебных планов, программ, рекомендаций для учителей, мастеров и преподавателей. Подготовка экспериментальной базы исследования.

Ш этап (1997 г.). Начало проведения экспериментальной работы. Оформление текста диссертационного исследования.

Экспериментальной базой исследования служили СШУ№ 195 и УПК № 3 г.Москвы, реорганизованные в 1993 году в Учебный цетр допрофессиональной подготовки и профессионального образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые определены дидактические условия обеспечения многоуровневой профессиональной подготовки учащихся, основанные на личностном подходе к моделированию педагогического процесса, принципе преемственности и непрерывности образования будущих специалистов в учебных центрах допрофессиональной подготовки и профессионального образования.

Практическую значимость данного исследования составляют разработанные: образовательная программа, учебные планы, программы, рекомендации в помощь мастерам и преподавателям, осуществляющим общеобразовательную, политехническую допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку учащихся.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследования.

На защиту выносится:

1. Результаты анализа теории и практики непрерывной подготовки в отечественном и зарубежном профессиональном образовании.

2. Дидактические условия осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки в учебных центрах, включающие научно обоснованные цели и задачи образования на различных ступенях, организационно-методическую и содержательную модели обучения учащихся, построенные на основе личностного подхода, преемственности и непрерывности образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные направления и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре педагогики и психологии, научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Московского государственного агроинженерного университета им. В.П.Горячкина (1995-1997 гг.), на конференции педагогических работников Северного округа г.Москвы (1996г.), на круглом столе, проводимом в Учебном Центре для директоров школ округа на тему: "Образовательные возможности для учащихся школ Северного округа в рамках экспериментальной программы: "Проектирование профессиональной карьеры школьника через интеграцию образовательных программ области знаний "Технология" в профессиональном образовании".

Заключение диссертации

по теме "Общая педагогика", Волгина, Нина Петровна



ВЫВОДЫ по 2 главе:

1. Отбор и структурирование содержания обучения является одной из самых сложных проблем в теории и практике образования. Это связано с терминологическими противоречиями (соотношение понятий «содержание образования» и «содержание обучения»), с многообразием подходов к процессу отбора оптимального содержания подготовки специалистов в различных типах учебных заведений, с динамикой требований к системе образования, качеству и уровню подготовки специалистов со стороны производства, общества, НТП.

В интересах определения наиболее оптимального подхода к отбору и структурированию содержания образования в Учебном центре допрофессиональной подготовки и профессионального образования мы проанализировали все имеющиеся наработки в теории и практике данного вопроса.

Наиболее традиционным для российской педагогики является отбор содержания на основе квалификационной характеристики специалиста, а более современным, гибким, на наш взгляд, стал кибернетический подход через «моделирование прогностической модели специалиста». Мы подробно рассмотрели аргументы всех ведущих отечественных ученых и практиков в пользу одного и другого подходов, дополнив их теорией гуманизации и гуманитаризации образования, являющейся современной мировой идеей оптимизации содержания образования.

2. Содержание образования будущих специалистов в системе многоуровневой подготовки Учебного центра мы рассматриваем через Образовательную программу как «.нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.»

Программа имеет модульную структуру, обеспечивает реализацию идеи непрерывности образования благодаря базовому, вариативному и дополнительному компонентам в содержании подготовки специалистов.

3. Прикладной аспект нашего исследования касался разработки учебно-програмной документации по профессии «Автомеханик». Мы разработали и начали экспериментальную проверку Учебного плана по данной профессии со специальностями слесарь по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и контролер технического состояния автотранспортных средств. Учебный план позволяет сделать подготовку специалистов мобильной в выборе уровня, квалификации, темпа, форм и сроков обучения.

Составление плана предваряла разработка развернутой структуры многоступенчатой подготовки специалиста для отрасли автомобильного транспорта (от начального уровня -I ступень образования, квалификация по одной специальности с неполным средним образованием до получения наукоемкой сложной профессии или повышенного уровня ранее полученной квалификации - 4 ступень - менеджер автомобильного предприятия; владелец автосервисной мастерской).

4. Для проверки эффективности разработанного содержания многоуровневого профессионального образования в Учебном центре были использованы аналитико-обобщающие методики исследования, а с 1 сентября 1997 г. начат педагогический эксперимент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Главным направлением совершенствования современного образования является создание мобильной системы учебных учреждений, обеспечивающих развитие духовного, физического, интеллектуального и профессионального потенциала личности каждого обучаемого на основе принципов гуманности, преемственности и непрерывности.

Данная идея с разным успехом реализуется как в рамках взаимосвязи традиционных типов учебных заведений (школа - вуз, техникум - университет и т. д.), так и во вновь созданных в начале 90-х годов полифункциональных лицеях, гимназиях, учебных центрах, колледжах.

2. В достаточно широком объеме вопросы непрерывности образования рассмотрены в теории и практике педагогики в России и за рубежем. Однако, несмотря на многоаспектность разработки проблемы, попытку реализовать эту идею в различные периоды развития профессионального образования, проблема остается актуальной и в теории и в практике педагогической науки. Эта актуальность определяется быстрыми темпами развития общества, производства, Hill, в целом мировой цивилизации.

3. Анализ проблемы непрерывности профессионального образования показал, что по-прежнему недостаточно разработаны ее прикладные аспекты: целеполагание на разных ступенях и уровнях педагогического процесса; отбор содержания образования в соответствии с принципом преемственности обучения, воспитания и развития личности будущего специалиста; технологии обучения, обеспечивающие гуманный подход к учащимся и создание возможности для выбора содержания, темпа, сроков, форм и средств обучения в зависимости от их потенциала, возможностей и желаний.

4. Цели и задачи допрофессиональной и профессиональной подготовки в Учебном центре мы определяли на основе теорий поэтапного формирования умственных действий и целеполагания в педпроцессе. При этом цели подготовки рассматривали как научно прогнозируемый результат обучения, воспитания и развития будущего специалиста через совокупность профессионально-личностных качеств, при его подготовке по профессии в целом и по предметам учебного плана базового, вариативного и дополнительного компонентов образования.

Задачи образования конкретизированы нами через виды профессиональной деятельности на примере смежных специальностей автомеханика: водителя, слесаря и контролера технического состояния транспортных средств. Иерархия данных задач определила последовательность и преемственность обучения и воспитания будущих специалистов в условиях одного учебного заведения - Учебного центра.

5. Основными концептуальными положениями, на которых строится функционирование учебного центра и обеспечивается личносгно-деятельностный подход в непрерывности допрофессионального и профессионального образования являются следующие: ориентированное профессиональное образование, вариативность образовательной системы Центра, гуманизация и поливалентность профессиональной подготовки, уровневая дифференциация образования, социально-профессиональное определение личности учащегося, его личностно-ориентационное образование и многоуровневая система профессиональной подготовки.

6. Отбор содержания образования в нашем исследовании проводился по известной в педагогической науке логике, обоснованной в теории содержания образования. Однако мы не только применили эту теорию в прикладном аспекте многоуровневой профессиональной подготовки в условиях Московского учебного центра, но и обогатили ее более современной методикой модульных образовательных программ.

Экспериментальный вариант образовательной программы помимо перечня необходимых для подготовки «узкого» специалиста учебных дисциплин отобранных по традиционной методике, содержит модули аналитического, прогнозного, организационно-управленческого, методического и контрольно-оценочного характера, а так же вариативный и дополнительные компоненты профессионального образования (набор основных дисциплин для подготовки «узкого» специалиста составляют федеративный и региональный компоненты, соответствующие основной профессии).

7. Совокупность перечисленных модулей в образовательной программе многоуровневого учебного заведения позволяет установить технологические взаимосвязи целей, задач, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания будущих специалистов, обеспечивающие преемственность и непрерывность педагогического процесса в Центре.

8. Проведенное исследование носит преимущественно теоретический характер, т. к. экспериментальная проверка разработанного нами содержания образования начата с 1 сентября 1997 года. Предыдущий этап (с 1993 г.) можно считать эмпирическим в работе Центра, т. к. в учебно-воспитательном процессе использовались старые учебные планы и программы СПТУ, частично УПК, других профессиональных учебных заведений, а учебная и организационно-методическая работа велась в основном методом лабиринта.

9. На последующих этапах исследовательской работы необходимо завершить экспериментальную проверку эффективности разработанной содержательной модели непрерывного допрофессионального и профессионального образования в условиях Учебного центра и проследить начальный процесс профессиональной адаптации, либо дальнейшего образования подготовленных в Центре специалистов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маусенов Александр Алтынбаевич

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства