Выступление на фестивале наставничества "Опыт взаимодействия наставника и наставляемого МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»
Выступление на фестивале наставничества "Опыт взаимодействия наставника и наставляемого МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»
Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагога, как со стороны администрации учреждения, так и со стороны самих обучающихся и их родителей.
Огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, а особенно остро стоит задача привлечения, закрепление и поддержка молодых специалистов в образовательном учреждении. Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей.
В числе эффективных способов повышения качества образования немаловажное место отводится развитию педагогического наставничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на фестивале наставничества "Опыт взаимодействия наставника и наставляемого МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Межшкольный учебный комбинат»
Опыт взаимодействия наставника и наставляемого
МБУДО «Межшкольный учебный комбинат»
Составители:
Захарова Тамара Григорьевна,
наставник;
Шукалович Андрей Владимирович,
наставляемый;
Скупова Ирина Александровна,
заместитель директора по УВР
г. Ханты-Мансийск
Изменения, происходящие в системе образования ставят перед учреждениями дополнительного образования задачи, которые предусмотрены разными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.
Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагога, как со стороны администрации учреждения, так и со стороны самих обучающихся и их родителей.
Огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, а особенно остро стоит задача привлечения, закрепление и поддержка молодых специалистов в образовательном учреждении. Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей.
В числе эффективных способов повышения качества образования немаловажное место отводится развитию педагогического наставничества.
Практически каждому опытному педагогу нашего учреждения доводилось курировать, начинающих педагогов. В МБУДО «МУК» этот вид профессиональной деятельности является традиционной, неотъемлемой частью методической работы.
В текущий период я являюсь наставником педагога дополнительного образования нашего учреждения Шукаловича Андрея Владимировича. Педагогической деятельностью Андрей Владимирович занимается с сентября 2021года.
Для организации эффективного взаимодействия совместно с наставляемым педагогом разработана персонализированная программа наставничества, которая призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Нормативными документами, которые легли в основу программы стали:
Письмо Министерства просвещения РФ № АЗ-1128/08/657 от 21.12.2021 г. «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организациях»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1533 от 25.11.2019 «Об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника»;
Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры №10-П-411 от 25.03.2022 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях ХМАО»;
Приказ АУ «Институт развития образования» № 202-о от 19.04.2022 «Об организации работы по сопровождению внедрения и реализации системы наставничества в ХМАО»;
Приказ Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска № 265 от 11.04.22 «О комплексе мер («дорожная карта») по внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях города» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования); «Учитель будущего».
Цель программы: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения педагога, развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста в образовательном учреждении
Задачи:
Обеспечить условия для повышения уровня профессионального мастерства молодого специалиста, задействованного в реализации целевой модели наставничества;
Раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал педагога, оказать поддержку в индивидуальной образовательной траектории;
Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе;
Способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности молодого специалиста;
Обеспечение эффективности и результативности образовательного процесса.
Работа в качестве наставника базируется на следующих принципах:
наставнические отношения формируются на условиях добровольности, взаимного согласия и доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
наставляемый является равным наставнику по социально-профессиональному статусу: оба они – педагоги, взрослые люди, партнеры, имеющие дипломы о высшем образовании и допущенные государством к преподавательской деятельности.
наставник и наставляемый соблюдают этические принципы взаимодействия и общения, обоюдные договоренности и конфиденциальность. Наставляемый проявляет должное уважение к позиции наставника, его опыту и квалификации. Наставник старается оказывать личностную и психологическую поддержку, указывает на риски и противоречия, но при этом не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, стимулирует развитие у наставляемого инициативы и социально-профессиональной активности, мотивирует наставляемого на оптимизм и веру в успех.
Срок реализации программы 1 год. Системный подход в организации профессионального взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста предполагает наличие нескольких периодов совместной деятельности.
На первом этапе (адаптационном) определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Оказывается адресная помощь педагогу, формируются аналитические умения: анализ занятий, самоанализ. Выявляется рост потенциальных возможностей педагога.
На втором этапе (теоретико-апробационном) наставляемый выбирает методическое направление деятельности. Это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, сникание авторитета среди обучающихся, родителей, коллег.
Натретьемэтапе (диагностическом) определяется результативность сопровождения по развитию компетентности педагога. Складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Каждый этап требует индивидуального, дифференцированного подхода, разнообразных форм работы с молодым специалистом. Все это способствует развитию интереса к профессии, активному освоению приемов работы с обучающимися и их родителями, оказывает положительное влияние на рост профессиональной значимости.
В работе с наставляемым используются следующие формы и методы работы: беседы, собеседование, практические занятия; встречи с опытными педагогами; методические консультации; посещение и взаимопосещение занятий; творческие мастерские, мастер-классы, анкетирование, участие в различных очных и дистанционных конкурсных мероприятиях; прохождение курсов повышения квалификации.
Содержание деятельности:
Беседа «Диагностика затруднений педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей»
Анкетирование «Выявление трудностей в работе молодого специалиста»
Знакомство с программой «Робототехника: мир будущего»
Консультации:
методические рекомендации по структуре проведения занятий;
по разработке технологических карт проведения занятий;
требования по заполнению электронного журнала на Sharepoint;
заполнение отчета о качестве выполненных работ за отчетный период;
подготовка домашнего задания для обучающихся в период дистанционного обучения;
содержание формы и методы работы педагога с родителями;
Посещение занятий объединения «Робототехника: мир будущего» с целью оказания методической помощи.
Взаимопосещение наставляемого и наставника.
Отработка технологии анализа и самоанализа учебного занятия, мероприятия;
Оказание помощи:
при заполнении диагностической карты по вводному и промежуточному мониторингу;
подбор материала для изучения наставляемым «Характеристика психологических особенностей детей в возрасте от 10-15 лет»;
Оказание помощи в публикации авторского материала по программе «Робототехника мир будущего»;
Контроль заполнения мониторинга участия в профессиональных конкурсах педагога, обучающихся, повышение квалификации, заполнение электронного журнала на Sharepoint
Результативность педагога:
Участие в региональном конкурсе «Педагогический потенциал Югры» по направлению «Технологические кружки «Отличный старт»
Проведение мастер-классов по робототехнике:
на «Дне открытых дверей»;
для родителей в рамках форума «Мама и малыш»;
для обучающихся по программе профессиональной подготовки «Вожатые»;
в период весенних каникул для обучающихся лагеря с дневным пребыванием детей «Школа мастеров «Профи» «Вокруг МУКа за 5 дней».
В рамках сетевого взаимодействия, реализуется программа «Предпрофильная подготовка» по модульному принципу в формате профессиональных проб, соответствующих компетенциям движения WorldSkills Juniors:«Мобильная робототехника».
Трансляция опыта в педагогических сообществах посредством публикации в сети Интернет методических разработок («Копилка уроков – сайт для учителей», Компэду, Академия развития творчества «АРТ-талант», «Продленка», «Страна талантов», INTOLIMP.ORG, Международное сетевое издание «Солнечный Свет», Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей):
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника: мир будущего»»;
«Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»;
Методическая разработка на тему: «Знакомство учащихся с историей робототехники в объединении «Робототехника: мир будущего»;
«Тестирование обучающихся по робототехнике LEGO Mindstorms EV3»:
Презентация «Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»
Участие в профессиональных конкурсах:
Диплом 2 место – Всероссийский педагогический конкурс «Успешные практики в образовании» Номинация: «Контрольно-оценочная деятельность». Работа: «Тестирование обучающихся по робототехнике LEGO Mindstorms EV3;
Диплом 1 место за представленный материал на сайте Интеллектуальные конкурсы и состязания для детей и педагогов. «Гениальные дети» по теме: «Проверка знаний обучающихся по робототехнике «Тестирование по EV3» при проведении промежуточного мониторинга по программе «Робототехника: мир будущего»;
Диплом 2 место – во Всероссийском конкурсе «Интернет-технологии и компьютер как инструменты современного образовательного процесса»
Деятельность Андрея Владимировича отмечена:
Благодарственным письмом Организационного комитета Всероссийского образовательного портала «Завуч» за активное сотрудничество и участие в организации проведения дистанционных мероприятий по теме: «Организация учебного образовательного пространства обучающихся с использованием инструментов и средств ИКТ»;
Благодарственным письмом Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска за личный вклад в организацию и проведение мероприятий в рамках городского форума «Мама и малыш»;
Благодарностью Директора МБУДО «МУК» за подготовку участников к городским соревнованиям по робототехнике «РобоСтарт-2023».
Результаты участия обучающихся:
Первые Городские соревнования по робототехнике «РобоСтарт-2023» Дипломы 1 место, 2 место (2 чел.);
Интеллектуальные конкурсы и состязания для детей и педагогов. «Гениальные дети», Диплома 1 степени (2 чел.);
Городской конкурс праздничной открытки «Новогоднее чудо» - Диплом 3 степени, 2 сертификата участника;
Городской конкурс творческих работ по начальному техническому моделированию «Мастер-золотые руки» - Грамота 3 степени;
Фотоконкурс «Здоровье планеты – наше здоровье» для обучающихся и педагогов МБУДО «МУК», Диплом 3 место;
Благодарственные письма обучающимся «Организационного комитета Всероссийского образовательного портала «Завуч» за активное сотрудничество и участие в организации проведения дистанционных мероприятий по теме: «Новогодний переполох» (2 человека)
Литература:
Зевакова Н.С., Акимова Е.М. Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам: Методические рекомендации. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. 60 с.
Вагина И.О. Наставничество; Студия АРДИС – Москва, 2014 – 692 с.
Алексеев В. Е. Наставничество и педагогика / В.Е. Алексеев, Н.М. Гаджиева, А.М. Минич; редактор А.Д. Рапопорт. – Ташкент: Укитувчи, 1978. – 144 с.