Просмотр содержимого документа
«Выбор профессии. Внеклассное мероприятие "Твое завтра начинается сегодня"»
Профессиональная толерантность
Классный час «Твое завтра начинается сегодня»
Цель:
Дать сведения учащимся о рынке профессий;
Развивать умения и навыки определять свои интеллектуальные и этико-психологические особенности, публично высказываться на общественные темы;
Воспитывать потребность работы над личностными качествами: трудолюбием, целеустремленностью, терпимостью, активной жизненной позицией.
Форма проведения: «Открытый микрофон».
Микрофон открыт для каждого участника кл.часа: учащихся, педагогов, администрации, родителей. «Открытый микрофон ограничен во времени. Необходимо ясно излагать свои идею и мысли.
Ведущие: рабочая группа, в состав которой входит два мальчика и две девочки (два психолога и два социолога), педагоги (классный руководитель и учитель музыки).
На классный час приглашаются гости, представители фирмы «Таттехмед», для них микрофон открыт «особо»
Предварительная работа:
Анкетирование по профориентации, подбор материалов прессы о рынке профессий;
Работа по составлению собственного нравственного кодекса с опорой на дневники Л.Толстого и других выдающихся людей.
Заполнение анкеты «Люблю ли я? Нравиться ли мне? с целью выяснения интересов и склонностей учащихся.
Оформление:
Два плаката с эпиграфами: Исключительное счастье человека – быть при своем постоянно любимом деле.
Стенд с материалами о рынке профессий в России, Татарстане, Казани, тесты по профориентации.
Фрагменты сочинений учащихся на тему «Моя будущая профессия»
Рисунки на доске: слева – человечек и свечка; справа – человек и факел.
Ход классного часа:
Вступление: Звучит песня и к/ф «Точка, точка, запятая»:
Точка, точка, запятая.
Вышла рожица кривая,
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек…
Что увидят эти точки. Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его
Как он будет жить на свете? Мы за это не в ответе. Мы его нарисовали - Только и всего. Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос ОНотважным,
Чтобы мог найти дорогу.
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно.
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет человек!
Основная часть.
Учитель: Эта весёлая песня вам знакома с детства. Ведь личность начинает формироваться с того момента, когда его ещё называют человечком. Ну а школьная пора, и особенно старшие классы - это пора активного по формирования своего «Я», т. е. Личности. А от того, какой «Я», и он судьба человека, которую невозможно представить без профессии, без того дела, которому человек посвящает свою жизнь.
«Кем быть?» На этот вопрос пытаются ответить даже дети. Давайте вспомним, как это было, когда мы открывали хорошо известные детские книжки, пример, В.В. Маяковского «Кем быть?» Следует инсценировка: 1-й чтец:
У меня растут года
Будет и 17. Где работать мне тогда, Чем мне заниматься? Нужные работники -
Столяры и плотники!
2-й чтец:
Столяру хорошо,
А инженеру - лучше,
Ябы строить дом пошёл.
Пусть меня научат.
3-й чтец:
Инженеру хорошо, а доктору - лучше.
Я б детей лечить пошёл.
Пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
Я приеду к Поле:
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
4-й чтец:
Докторам хорошо
А рабочим - лучше,
Я б в рабочие пошёл,
Пусть меня научат.
Вставай! Иди! Гудок зовёт!
И мы приходим на завод.
Народа - уйма целая,
Тысяча двести.
Чего один не сделает –
Сделаем вместе.
5-й чтец:
На заводе хорошо,
А в трамвае лучше,
Я б в кондукторы пошёл,
Пусть меня научат
6-й чтец:
Кондуктору хорошо,
А шофёру - лучше.
Я б в шофёры пошёл,
Пусть меня научат.
7-й чтец:
Быть шофёром хорошо,
А лётчиком - лучше,
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
8-й чтец:
Лётчику хорошо,
А матросу - лучше,
Я б в матросы пошёл,
Пусть меня научат.
Все: Книгу переворошив.
Намотай себе на ус -
Все работы хороши:
Выбирай на вкус!
Учитель: Итак, наступило время, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Я предоставляю микрофон нашим классным психологам: Закировой Эндже и Гильмуллину Ильшату.
Девочка-психолог: Недавно мы провели в классе анкету по профориентации. Один из главных вопросов в ней был: «Кем ты хочешь быть?». Результаты показали, что, в отличие от героев Маяковского, никто к сожалению, из наших ребят не хочет быть ни лётчиком, ни инженером-строителем, на моряком, ни рабочим завода, ни столяром, ни плотником, ни кондуктором. А ведь это были и в настоящее время есть очень нужные и важные профессии
Мальчик-психолог: Расскажи, пожалуйста, кем же сегодня хотят быть нашим ребята.
Девочка-психолог: Из 26 человек 6 человек хотят быть менеджерами; 4 человека - дизайнерами-стилистами (и кстати не те, кто хорошо рисует, например, закончил художественную школу и проявил в этом какие-то способности); 3 чел. - программистами; 3 чел. - юристами; 3 человека - экономистами; есть 2 психолога; 1-лингвист; 1-полиграфист; 1-артист. Одна девочка мечтает стать профессиональным парикмахером. Открыть свой салон и делать людей красивыми. Несколько ребят затрудняются ответить, кем они хотят стать.
Мальчик-психолог: Менеджер, дизайнер, стилист... Звучит красиво, загадочно.. . А вот интересно, как ответили ребята на вопрос: «Откуда они узнали об этих профессиях, о специфике работы людей этих профессий?»
Девочка: Ксожалению, этот вопрос оказался для ребят очень трудным. Многие не ответили на него. Некоторые съехидничали и ответили: «От соседа». Кто-то написал, что в газете «Работа» требуются эти специалисты, у них высокая зарплата.
Мальчик: А каковы результаты ответов на вопросы: «Кто повлияет на выбор профессии?» и «Кем хотят видеть вас родители?»
Девочка: Родители и их слово будет, конечно, очень значимым. Я думаю, что ребята так написали потому, что в наше время без их моральной и материальной поддержки очень трудно, хотя пожелания самих ребят, конечно, должны быть определяющими.
Мальчик: Очень часто родители мечтают об одной профессии для своих детей, а у дочерей и сыновей совсем другие мечты. Были ли такие ответы?
Девочка: Да, об этом я и хотела сказать. Практически в каждой второй анкете родители наших ребят хотят видеть их врачами. Ведь профессия доктора очень престижна в мире, у нас в стране. Чистый белый халат, уважение и, в конце концов - свой домашний доктор на старости лет. Разве плохо?
Мальчик: И ведь как страшно, когда докторами становятся люди, у которых нет призвания. Доктор прежде всего должен быть человековед: хорошо знать психологию человека, быть терпимым к слабостям пациента, отличаться милосердием, он не должен быть брезглив... У него должно быть призвание - быть доктором.
Девочка: То же самое можно сказать и о людях других профессий, избранных не по призванию. Просто многие не понимают, что не престижность профессии красит человека, а польза, которую человек приносит трудом.
Мальчик: Человек по-настоящему реализуется как личность, если правильно выбирает профессию и понимает, что он многое может сделать в этой сфере, что его труд нужен людям, что без него трудно обойтись другим.
Учитель: Вы учитесь в классе с углублённым изучением английского языка. Но почему-то только один человек захотел быть лингвистом. Никто не выбрал профессию переводчика, преподавателя английского языка...
Ученики класса: /звучат несколько высказываний о необходимости изучать иностранный язык более глубоко, чтобы быть востребованным на рынке профессий. Чтобы быть учителем, нужно призвание, как впрочем, и для других профессий /
Девочка: Нужно, чтобы выбирающий профессию знал, что призвание - это совпадение конкретных качеств человека тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности. Нужно учитывать профессиональную пригодность, склонности и интересы личности, Я раздам вам материалы тестирования, а Павел прокомментирует их.
Пользуясь тестом по Климову, можно выявить свои способности и склонности и даже вывести формулу профессии. Сможете ли вы это сделать?
Девочка-ученица: Да. Например, формула юриста. Предмет труда - человек (обслуживает людей), а также знаковые системы (юрист читает и анализирует документы, справочники, законы).
Условия труда — с повышенной моральной ответственностью (за жизнь и честь человека).
Средства труда - функциональные (собственные мозги). Цели труда - гностические (определять, опознавать причину). И мне нужно, я думаю, много работать над собой, чтобы сбылась моя мечта.
Девочка-ученица: Я выбрала профессию парикмахера. Предмет моего труда, так же, как и у Эли, - человек (обслуживает людей), а также художественный образ (ведь важно не только, мастерски владеть ножницами, но и создавать стиль, соответствующий внешности человека). Условия труда - бытовые, а также - с повышенной моральной ответственностью (ведь парикмахер создаёт настроение клиентам). Средства труда - и ручные, и автоматизированные, и функциональные. А цели - преобразующие (бесформенной причёске придать новый вид). Я думаю, у меня получится.
Девочка-психолог: Вы получили выводы по тестированию и список тех требований, которые предъявляются в той или иной профессии. Думайте, решайте, разбирайтесь в себе, работайте над собой.
/Просят слово социологи/
Мальчик-социолог: Я исследовал материалы статистических данных, материалы прессы, и хочу:11редостеречь от ошибок при выборе профессий.
1. Отношение к выбору профессии как неизменному. Если вчера на рынке профессий была нехватка экономистов, то к сегодняшнему дню их уже достаточно, а через 5-6 лет, пока мы выучимся, их некуда будет девать.
2. Бытующее мнение о престижности профессии. Есть предрассудки, что профессия, например, мусорщика неприлична.... Но экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Нужно учитывать прежде способности и интересы, иначе будете владеть «модной», но не пригодной к выполнению своих функций профессией. Вас просто или не примут на работу, или уволят как профнепригодного.
Девочка-социолог: Я работала с материалами прессы. О проблемах трудоустройства молодёжи много говорят. Например, в «Комсомольской правде» за 27. 02.(последний пятничный выпуск). В статье «Диплом в кармане. А как найти работу?» рассказывается, что, по данным Министерства образования, только 34% выпускникам высших учебных заведений удаётся найти работу по профессии. Увы, теперь диплом не гарантирует рабочее, место и приличную зарплату. Зачем же тогда учиться в вузе?
/приглашаются к микрофону желающие выступить. Среди различных ответов будут и такие: чтобы много знать, быть образованным, уважать себя, набраться опыта общения, не отставать от других./
Девочка-социолог: Например, в США больше всего образованных людей, т. е. с высшим образованием. Но многие к нему приходят постепенно, пройдя все ступени образования, не гнушаясь профессиональным. Поэтому приём на работу происходит через жёсткий профотбор. А у нас в стране многие старшекурсники вузов понятия не имеют, чем они будут заниматься на производстве или абсолютно не имеют призвания к будущей профессии, так как пошли в вузы только из-за высшего образования.
Девочка-ученица: Прошу слово! Есть пословица: «где народился, там и пригодился». В нашей республике, складывается такая ситуация, что сегодня почти все стремятся в вузы, даже те, кто не имеет интеллектуальных способностей, чей талант мог бы раскрыться в профессиональных училищах. На КАМАЗе, например, нехватает 850 слесарей механосборочных работ, полтысячи фрезеровщиков идр. рабочих. И сегодня рынок труда на 75% ориентирован на рабочие профессии. Социологи также отмечают профанацию высшего образования. Очень многие вузы штампуют одних и тех же специалистов. Их уже исегодня некуда девать, а через 5-6 лет ситуация на рынке труда будет ещё сложнее.
Мальчик-ученик: Я считаю, что человек, если он не праздный мечтатель и готов работать над собой, может добиться многого. Например, Александр Суворов был очень слабым, малорослым. Благодаря работе над собой Смог стать выдающимся полководцем.
А страдающий заиканием Цицерон стал знаменитым оратором. Очень важно заниматься самовоспитанием!
Девочка-ученица: Многие великие люди добились успеха, выработав для себя нравственные кодексы. Например, Томас Джефферсон (3-й президент США):
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.
Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением)
Никогда не отступай перед трудностями.
Девочка-ученица: Лев Толстой - самый образованный человек своеговремени: знал русский, украинский, старославянский, английский, французский, немецкий имногие другие. Он хорошо разбирался в музыке,прекрасно играл на фортепиано, хорошо рисовал. Говорил только правду, отличался огромной работоспособностью. Всю жизнь он вел дневник, в котором среди многих тем, была целая программа исправления от 3-х пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени. Его дневники учат самокритичности.
Учитель: В заключении я бы хотела сказать, ребята, что вам самим придется решать: «Кем быть?» Но наш сегодняшний разговор заставит о многом вас задуматься. Ведь наше «завтра» уже началось. От вас зависит, с каким багажом знаний вы выйдете в жизнь. А этот багаж включает, прежде всего нравственные качества, уважение и терпимость к людям всех профессий: будь то техничка, слесарь, продавец, кондуктор… Ведь народная мудрость неоспорима: Не место красит человека, а человек – место». Когда рождается маленький человек, то говорят, зажигается свеча. Очень хочется, чтобы вы нашли себя в профессии, в жизни так, чтобы ваша свеча разгорелась в факел и давала добрый свет людям.
/В финале звучит песня/
Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.
Легче этого вопроса нету ничего.
Просто надо быть правдивым,
благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.
Как все просто удается на словах и на бумаге.
Как легко на гладкой карте стрелку начертить.
А потом идти придется через горы и овраги,
Так что прежде, человечек выучись ходить
Точка, точка, запятая…
/Микрофон открыт для всех гостей, желающих выступить или подвести итоги классного часа/
Учитель: Ребята! До окончания школы у вас у всех еще есть время сделать окончательный выбор, куда пойти учиться. Поэтому мы не ставим точку в нашем разговоре. Поставим запятую, потому что будем продолжать разговор на эту тему.