Мое занятие предназначено для учащихся среднего звена. Занятие интегрированное, проводится воспитателем коррекционной школы VIII вида совместно с логопедом. Занятие заключается в обобщении знаний о зимнем новогоднем празднике и о времени года зима. В данном занятии даны задания и упражнения на развитие мелкой моторики, тактильное восприятие и логическое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Вы, наверное, догадались, что речь на нашем занятии пойдет о приближающемся празднике Новый год. И о том, в какое радостное и веселое время года он бывает.
Логопед: - Дети, отгадайте ребус. Что за слово такое? Как его отгадать? (открывает закрытый ребус на доске)
Дети: -Зима.
Релаксационное упражнение.
Логопед: - Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. А теперь закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу, и на вас летят и падают легкие, пушистые снежинки и вы вместе с ними, кружитесь в снежном вихре танца. И вы никогда не найдете среди них двух одинаковых снежинок. Они все разные, непохожие друг на друга.
Откройте глаза. Посмотрите.
Вся пушистая, в иголках
И зовут эту гостью (Елка)
На столе стоит искусственная елка.
Воспитатель: -Скоро Новый год. И какой же праздник, без этой красавицы.
- Скажите, пожалуйста, какой год у нас заканчивается?
Дети: - 2013. И наступает 2014.
Воспитатель: Каждый год, мы этот праздник отмечаем 1- го января. По указу великого императора Петра I. А это было в 1700 году (более 300-х лет назад). В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дворам стрелять из пушек и пускать ракеты. А еще в честь праздника, Петр I приказал украсить все дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями.
Логопед: И сейчас мы будем украшать елочку снежинками.
Игра «Укрась елочку» (подбор однокоренных слов).
Я вам буду читать стихотворение, а вы добавляйте слова, связанные со словом «снег». От этого слова произошло и много других слов. И каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку, чтобы она не замерзла.
1. Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
2. С неба все скользят пушинки –
Серебристые… (снежинки)
3. На поселки, на лужок
Все снижается… (снежок)
4. Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (снегопад)
5. Все бегут вперегонки
Все хотят играть в… (снежки)
6. Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - … (снегурка)
8. На снегу – то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири)
С каждым добавленным словом, дети укрывают елочку бумажной снежинкой.
Вот и укрыли мы елочку снегом. Давайте вспомним какими «снежными» словами мы ее укрывали.
Воспитатель: - Пожалуй, самым главным героем новогоднего праздника является она – украшенная елка. А откуда же взялась традиция украшать ее? Давным-давно, в самые древние времена, люди свято верили в магическую силу деревьев. Они полагали, что в их ветвях прячутся духи, причем и добрые и злые. Для того, чтобы задобрить духов, люди начали украшать ветви деревьев.
Ель для многих древних людей представляла собой символ долголетия, вечной молодости (недаром у нее вечнозеленая хвоя).
Традиция украшать ветви ели различными подарками зародился в Германии, затем распространился на другие европейские страны. Украшали елочку фруктами (в основном, яблоками и грушами), орехами и, безусловно, свечами.
Логопед: - Сейчас мы поиграем. Перед вами ветки ели: живая и искусственная. Определите, какая настоящая, а какая нет.
Игра «Еловая лапа».
Закрыв глаза, дети выставляют ладони вперед. Логопед проводит веткой ели по их ладоням, и они отгадывают, какая веточка – живая или нет.
Воспитатель: Ребята, скажите, а без кого еще на ваш взгляд, невозможно представить Новый год?
Дети: - Без Деда Мороза.
Воспитатель: - Все знают кто такой Дед Мороз. Он живет и работает в красивейшем месте Вологодской области, в городе Великий Устюг.
- Сейчас давайте поиграем в игру «Опиши Деда Мороза». Представьте, что вам нужно объяснить иностранцу, который очень хорошо говорит по-русски, но о дедушке Морозе не имеет никакого представления.
План ответа. Укажи возраст, опиши характер, одежду, транспортное средство на котором передвигается Дед Мороз и основное его занятие.
- Молодцы! Все справились с заданием.
Логопед: - Ребята, перед вами узор волшебный от дедушки Мороза. Вам нужно его дорисовать. У каждого ребенка на столе лист с недорисованным узором веточки ели.
Воспитатель: - Ребята, а какой для вас Новый год? Какой он по характеру? Попробуйте дать определение.
Воспитатель: - Скажите, как вы дома с семьей встречаете Новый год?
Логопед: - А давайте поиграем в игру «Зимушка - зима». Вы можете играть в нее вместе со своей семьей, с братьями и сестрами, и весело проводить время.
Физкультминутка. Игра «Зимушка – зима».
Морозы трескучие, снега сыпучие,
Ветра завьюжные, метели дружные.
(из песни «Зимушка – зима»).
Воспитатель: - Новогодний праздник – это чудесное время, время надежд и исполнения желаний. Люди друг другу дарят подарки, что – то желают.
Игра « Я и другие».
Логопед: - Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. В школе вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь вы живете, здесь ваши друзья. Придумайте пожелания или ласковые слова в канун Нового года и скажите их друг другу, при этом передавая клубок шерстяных ниток.
(когда клубок возвращается к логопеду, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя, как тесно они связаны друг с другом).
- Мы составляем единое целое. Каждый из нас очень важен и значим в этом целом. Давайте не будем никогда ссориться и поможем друг другу стать лучше в наступающем Новом году.
Воспитатель: - Спасибо вам. Что сегодня для вас было самым интересным? Какое задание или упражнение запомнилось больше всех?