Песня - детям!
Воспитательный час, посвящённый творчеству В. Шаинского
Цель: знакомить со знаменитостями, их творчеством, на примере Шаинского
готовить будущих защитников Родины, развивать познавательный
интерес.
Ведущий. Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя игра посвящена
музыке. На уроках вы познакомились с нотами - давайте их
вспомним!
Конкурс «Загадочная гамма»
Знаем гамму мы давно.
Впереди всех нота. («до»).
А за нею на горе
Машет ручкой нота. («ре»).
Третья нота из семи,
Безусловно, нота. («ми»).
Нарисована графа,
А под нею нота. («фа).
В огороде есть фасоль,
Здесь же, в нотах, только. («соль»).
Быстро пальцем шевеля,
Проиграл я ноту. («ля»),
У ребят у всех спроси,
Как закончить гамму? («Си».)
Гамма вся от «до» до «до» -
«Си», «ля», «соль», «фа», «ми», «ре». («до»).
Конкурс
«Музыкальные слова»
Ведущий. Молодцы! А сейчас соревнование. Вы будете называть
слова, в которых имеется нота, вернее - название ноты, например:
ДОрога, гоРЕлки, коЛЯска, МИнута, СИгнал, РЕклама, РЕкорд, ДОМИно, МИЛЯ, СОЛЬ и так далее. Выиграет тот, кто за одну минуту вспомнит больше всех таких слов. Итак, начали.
Конкурс «Музыкальные ребусы»
Ведущий. Хорошо! Следующий конкурс - ребусы.
Ответы: фасоль, доля, Уфа.
Ведущий. Ребята, а кто очень хорошо знает ноты? (Композитор.) Кто такой композитор? Каких вы знаете композиторов? Вот этими нотами пользуются композиторы и сочиняют песни детям. (Показывает ноты, нарисованные на ватмане.) Наш воспитательный час посвящен творчеству Владимира Яковлевича Шаинского. (Показывает портрет композитора.)
Владимир Яковлевич Шаинский родился в 1925 году в Киеве, в семье инженера. Музыкальные способности проявились рано: четырехлетний Володя мог безошибочно спеть «взрослую» песню. Одаренность мальчика была замечена, и с десяти лет он начал заниматься в музыкальной школе при Киевской консерватории. Однако начавшаяся война прервала учебу. Семья была эвакуирована в Ташкент, и Владимир продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории.
В 1943 году Шаинского призвали в армию, он попал в школу радистов. Музыка осталась в стороне. И только случай помог Владимиру вспомнить свою прежнюю профессию. Для воинской части, где он служил, нужно было написать отрядную песню. Стихи сочинил товарищ по службе, а музыку - боец Шаинский. В расположении части не было ни инструментов, ни нотной бумаги, но Шаинский не только сочинил песню «на слух», но и выучил ее с бойцами своего отряда. Владимиру шел восемнадцатый год - его первая песня звучала в строю. И когда его часть была отправлена на фронт, песня вместе с бойцами умчалась на Запад, став еще одной безымянной песней военных лет.
После окончания войны, в 1945 году, Шаинский приехал в Москву и поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет. Работал в оркестре Леонида Утесова, преподавал в классе скрипки в музыкальной школе, работал оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.
А почти в 40 лет, в 1962 году, Шаинский поступил в Бакинскую консерваторию, но уже на композиторский факультет, и в 1965 году окончил ее.
Владимиром Шаинским написаны более 300 песен. Всем известны его песни «Кузнечик», «Антошка», «Голубой вагон», «Улыбка», «Пропала собака», «Дважды два - четыре». Песни к мультфильмам «Чебурашка», «Крошка Енот», фильму «Финист, ясный сокол» тоже написаны им. Он автор оперы для детей «Трое против Марабука» и мюзиклов «Аз, Буки, Веди», «Путешествие Нильса», «Джельсомино и пираты» и других.
Чему учат в школе
Прослушивание песни «Чему учат в школе». Беседа с учениками.
- Как называется песня?
- Кто ее написал?
- О чем рассказывается в песне?
- Чему учит песня?
- Какие чувства вызывает песня?
- Каков характер песни?
Повторное прослушивание песни.
Викторина
Вопросы и задания:
- Как называется песня Шаинского о легендарном корабле? («Крейсер Аврора». Звучит отрывок из песни, или дети исполняют ее все вместе.)
- Вспомните песенку, где Шаинский высмеивает лень мальчика? («Антошка».)
- Какую песню с радостью поют школьники? В ней говорится о дружбе. Вспомните ее слова. («Улыбка». Дети поют песню.)
- Из какого мультфильма пришел к нам в гости этот сказочный герой? Звучит «Песенка Чебурашки», ведущий показывает изображение Чебурашки. (Из мультфильма «Чебурашка».)
- Как называется песня Шаинского, где поется об этом кораблике? Ведущий показывает сложенный из бумаги кораблик. («Белые кораблики».)
- Послушайте мелодию песни и скажите, как она называется? Звучит песня «Кузнечик».
- А в какой песне Шаинского поется о чудо-острове? Кто напомнит мелодию песни? («Чунга-чанга».)
Итоговая беседа:
- Чему учат песни В. Шаинского?
- Какие песни написал В.Шаинский?
- Каково значение песни в жизни человека?
Воспитательный час заканчивается хоровым пением
песни «Чему учат в школе».