- пропагандировать среди обучающихся навыки культурного поведения;
- формировать навыки законопослушного гражданина.
Оборудование: карточки с заданиями.
Предварительная подготовка: обучающиеся делятся на четыре группы.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Все дети любят играть и это очень хорошо, так как во время игр и веселья проявляется фантазия и сообразительность. Но бывает, что дети настолько активны, что начинают баловаться и взрослые пытаются их успокоить словами: «Не баловаться!», «Не шалить!». Как вы думаете, ребята, почему взрослые так говорят? (ответы детей)
Учитель: Да, не все дети могут играть по правилам и, заигравшись, нечаянно, а то и специально, могут толкнуть товарища, задеть или даже ударить. Кроме того, дети могут сами упасть и повредить ногу или руку.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое шалость, правонарушение, хулиганство, в чем их отличие и какая ответственность бывает за правонарушение.
2. Ответы обучающихся на вопросы.
Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое шалость? (ответы детей)
Шалость – это поступок, совершенный ради забавы или развлечения.
А что такое озорство? (ответы детей)
Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения.
А знаете ли вы, что такое хулиганство? (ответы детей)
Хулиганство – это действие, грубо нарушающее нормы человеческого поведения и правовые нормы.
А как вы думаете, чем опасны шалость и озорство? (ответы детей)
3. Работа в группах.
Обсуждение и разбор ситуаций.
Учитель: Ознакомьтесь с предложенными на карточках ситуациями и определите, что это: шалость, озорство или хулиганство.
1. Ваня бросал камни в речку, ему надоело это делать, он увидел проезжающий мимо автомобиль, бросил в него камень и попал в лобовое стекло. Водитель от неожиданности резко затормозил. От удара камнем на лобовом стекле появилась трещина. Хорошо, что больше не проезжали машины, а то могла бы случиться авария. Как вы назовете поступок Вани и почему? (хулиганство)
2. Марина решила подшутить над подругой Машей. Она спрятала ее учебник по литературе и ушла домой. Маша не нашла учебник и поэтому не сделала домашнее задание – не выучила стихотворение. На следующий день из-за этого она не хотела идти в школу, т. к. знала, что получит «два», еще и дома ее поругали за то, что она относится безответственно к своим вещам. Поступок Марины – это… (озорство)
3. Сережа и Игорь гуляли во дворе. У Игоря с собой был баллончик с краской. Он предложил однокласснику раскрасить им входные двери в соседний дом. Ребята подошли к двери и начали ее раскрашивать. Хозяин дома заметил ребят и по телефону вызвал наряд полиции. Ребята были задержаны и доставлены в отделение полиции. Как можно расценить действия ребят? (хулиганство)
4. Дима пригласил несколько одноклассников к себе домой посмотреть фильм. После просмотра, мальчики решили поиграть. Они начали драться подушками и случайно разбили мамину любимую вазу, которую ей подарили на юбилей. Мама долго ругала Диму, но он же не специально… Как называется поступок мальчиков? (шалость)
5. Оля и Таня шли домой после школы. Оля сказала Тане, что у ее мамы сегодня день рождения. Таня предложила нарвать цветов на клумбе возле магазина и подарить ей. Девочки так и сделали, но мама почему-то не обрадовалась. Почему не обрадовалась мама Оли? Как можно назвать поступок, совершенный девочками? (хулиганство)
Дети читают ситуации вслух и озвучивают свое мнение. Члены других групп высказывают свою точку зрения: согласны они или нет и почему.
Учитель: Рассматривая различные ситуации, мы определили, что внешне безобидные поступки могут квалифицироваться и как преступления. И прежде чем пошутить над кем-то, о чём надо подумать?(каковы будут последствия)
Кто на основании рассмотренных примеров сможет объяснить, чем шалость отличается от озорства и хулиганства?
(Шалость – это безобидный поступок, который совершается ради забавы. Озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему вред, тогда это будет хулиганство)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что такое правонарушение? (ответы детей)
Правонарушение – это чаще всего умышленное действие, грубо нарушающее общепринятые нормы поведения.
Учитель: Давайте вместе рассмотрим одну ситуацию. Миша и Коля часто бывали в старом заброшенном доме. В субботу, как всегда, они пришли туда. У Коли с собой были спички и ребята решили зажечь костер прямо в доме. Вспыхнул пожар. Дом сгорел. Оказалось, что у дома есть хозяин и материальный ущерб был очень большой. Хорошо, что с ребятами все в порядке.
Ребята, как мы можем назвать этот поступок и почему? (правонарушение)
Составление собственных ситуаций.
Учитель: Следующеезадание такое: вам необходимо в группах продумать и описать одну ситуацию - шалость, другую ситуацию – хулиганство и еще одну - правонарушение. Потом, вы будете зачитывать свои ситуации, а другие группы должны будут определить, что это.
Учитель: Все иногда совершают поступки, не задумываясь о последствиях, и взрослые и дети. Например, если вы взяли без спроса чужую ручку и не отдали, это уже считается мелкой кражей. Очень часто случаются драки между детьми, это тоже относится к хулиганству.
Придумай продолжение.
Учитель: Наташа и Катя, войдя в столовую, увидели на столе полную тарелку конфет. Вокруг никого не было ….. В группах придумайте продолжение ситуации.
Распределите в два столбика.
Учитель: На карточках предложены ситуации. Распределите их, пожалуйста, в два столбика: шалость и хулиганство.
Ситуации: спрятать портфель одноклассника; напугать, выскочив из-за угла; разбить окно в школе; разбить скамейку в парке; сломать контейнер для мусора; взять без спроса карандаш; подраться; звонить на случайно набранные номера телефонов; нанесение рисунков на стены; облить одноклассника чаем; позвонить однокласснику и сказать, что первого урока не будет.
Учитель: Давайте подумаем и вспомним, были ли случаи в вашем классе, или среди ваших знакомых, которые можно отнести к шалости, озорству, правонарушению, хулиганству…. (ответы детей)
Учитель: Так как же мы можем себя уберечь от плохих поступков?.. (ответы детей)
Рефлексия.
Учитель: Давайте вспомним, что же такое шалость? Что такое озорство? А хулиганство? А чем же отличается шалость от озорства? А от хулиганства? (ответы детей)
Заключительное слово учителя.
Учитель: Я думаю, что пошалить иногда можно, ведь вы еще дети. Но, надеюсь, что вы теперь будете думать о последствиях своих поступков и ваша детская шалость не перейдет в хулиганство или правонарушение. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.