Цели: Дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания; учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.
Учебные материалы. Доктор Айболит; медицинский сундучок; головка и нарезанные зубчики чеснока; емкости от киндер-сюрпризов; мешочек с апельсином, мешочек с лимоном, яблоком и луковицей; фиточай, Формы проведения: инсценирование, коллективная творческая игра.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент Восп-тель: Здравствуйте, мои друзья! Приветствую вас на воспитательском часе - здоровья. II. Сообщение темы и целей часа Восп-тель: Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня к нам на час придет один гость. Кто же это? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте ее внимательно и постарайтесь отгадать: Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это... ^ Дети. Доктор Айболит! Восп-тель: Да, это Доктор Айболит. Он очень хотел встретиться с вами. А вот и он. Входит Доктор Айболит. Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята! Очень я к вам торопился. Мои верные друзья принесли мне печальное известие: на вашу школу надвигаются полчища микробов, а предводителя этих микробов зовут Грипп. Вот я и прибежал к вам, чтобы рассказать, как нам нужно победить этого злодея и его войско. Тема нашей беседы – «Как победить грипп?». Моим помощником будет ваш воспитатель. Восп-тель: Хорошо, Доктор Айболит! Я с удовольствием вам помогу. Садитесь поудобнее.
^ III. Сообщение нового материала
Восп-ель: Ребята, на ваших столах лежат листочки (см. Приложение 1), которые подготовил Доктор Айболит. В них мы будем записывать приметы этого разбойника, по которым вы легко его опознаете. А сейчас внимательно меня послушайте. Что же такое грипп?
^ Дети: Заболевание.
Восп-ель: А знаете ли вы, мои юные друзья, что возбудитель этой болезни, то есть тот, кто ее вызывает – мельчайший микроб-вирус?
Свое название болезнь и этот злобный вирус получили от французского слова gripper, что в переводе означает «схватывать». Начало заболевания действительно напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм.
Итак, первая примета: возбудитель заболевания – вирус. На доске появляется табличка: ^ Возбудитель заболевания – вирус – Ребята, а как можно заразиться гриппом? Ответы детей. – Можно заразиться от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения гриппом и другими простудными заболеваниями называется воздушно-капельным. ^ Путь заражения – воздушно-капельный. Источник заражения – больной человек. – Болезни, которые являются заразными и вызываются микробами, в медицине называют инфекционными. ^ На доске появляется табличка: Грипп - инфекционное заболевание. – Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди. Как же это называется, когда заболевает большое количество людей? Ответы детей. – Эпидемия – быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших. – А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека ^ Ответы детей. – Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины, отравляющие весь организм.
– Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел? ^ Ответы детей.
– А сейчас выполним следующее задание: послушаем стихотворение о гриппе и назовём признаки, по которым мальчик понял, что он заболел. У меня печальный вид – Голова с утра болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу! В пять минут меня раздели, Стали все вокруг жалеть. Я лежу в своей постели, Мне положено болеть. Поднялась температура. Я лежу и не ропщу – Пью соленую микстуру, Кислой горло полощу. Ставят мне на грудь горчичник, Говорят: «Терпи, отличник!» После банок на боках Кожа в синих пятаках. День лежу, второй лежу Третий – в школу не хожу. И друзей не подпускают, – Говорят, что заражу.
^ Доктор Айболит. Правильно, а я еще добавлю слабость, вялость, боли в мышцах. Это все признаки гриппа. Признаки гриппа: 1) высокая температура; 2) мышечные боли, головная боль; 3) насморк; 4) кашель; 5) слабость, вялость. ^ Доктор Айболит. Молодцы, ребята! Хорошо отвечаете! Не удивлюсь, если вы знаете, какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим.
^ IV. Физкультминутка Дети встают. Восп-ель: Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами. 1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись. 2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей. 3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом. 4. Надо лечь в постель. 5. Если заболел, ешь мороженое. 6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке. 7. Принимай лекарства, назначенные врачом. 8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру. 9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны. 10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу – ты так давно у него не был. ^ V. Продолжение темы Доктор Айболит. Теперь вы все знаете об этом разбойнике – Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой. ^ Восп-ель: Профилактика – это меры, которые надо предпринять, чтобы не заболеть. Восп-ель: Как же мы можем помочь себе? Необходимо, чтобы вы последили за своим питанием, ели больше овощей и фруктов. Зачем? ^ Ответы детей. – В овощах и фруктах есть витамины. Витамины – главные помощники в борьбе с гриппом. А какие витамины вы знаете? Ответы детей. – Какой витамин повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям? ^ Ответы детей. – Есть растения, в которых много нужного нам витамина – витамина С. Сейчас я загадаю загадки про растения, плоды которых содержат много витамина С. Эти плоды спрятаны в мешочке, который принес Доктор Айболит. Желтый цитрусовый плод, В теплых странах он растет. Но на вкус кислейший он, А зовут его... (Лимон.)
С виду он – как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нем полезный витамин. Это спелый... (Апельсин.) ^ Восп -ель достает из мешочка лимон и апельсин. – Ребята, в мешочке еще что-то осталось, а загадок больше нет. Попробуйте отгадать, что же в нем лежит. Вызываются ученики и определяют, что лежит в мешочке. Это яблоко и луковица. Доктор Айболит. Молодцы! Хорошо справились с заданием!
^ VI. Физкультминутка Восп-тель: Есть овощи и фрукты – это хорошо. Но есть еще один эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний. Это точечный массаж. На нашем теле есть такие волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма к простудным заболеваниям.
^ На доске – рисунок «Точечный массаж».
– Посмотрите на этот рисунок. Вот эти точки. Следует проводить массаж в течение 2–3 минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть делая вращательные движения 7 раз в одну сторону и 7 раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2–3 раза в день, а при заболевании – через каждый час.
^ Учитель показывает точечный массаж. Ученики повторяют за восп-елем.
VII. Продолжение темы Доктор Айболит. Очень хорошо! Я думаю, что этот способ защиты может остановить нашего злодея. Но я знаю еще одно средство. В моем медицинском сундучке лежит то, чего очень боится разбойник Грипп . Отгадайте загадку – и узнаете, чего боится вирус гриппа. Маленький, горький, брат лука. (Чеснок.) – А давайте-ка посмотрим! ^ Учитель открывает мешочек и достает головку чеснока. – Молодцы! Чеснок и лук выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробы. VIII. Практическая работа Восп -ель: Сейчас мы с вами сделаем амулеты Здоровья. Они защитят вас от вируса и его воинов.
^ Ученики выполняют практическую работу. На парты раздают одноразовые тарелочки, нарезанные зубчики чеснока, подготовленные емкости от киндер-сюрпризов и ленточки.
Задача учащихся – наполнить емкости чесноком и вставить ленточки. Готовые амулеты здоровья учащиеся одевают на шею. ^ Доктор Айболит. Носите эти амулеты, и они защитят вас от вируса гриппа IХ. Фиточаепитие. Основу фиточая составляет ассорти из замороженных фруктов: красная и чёрная смородина, малина, крыжовник и лимон. Х.Итог урока ^ Доктор Айболит. Мои друзья! Чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку (см. Приложение 2). ^ Детям вручаются памятки. – Я уверен, что злодей сильно напуган. Его уже и след простыл. Вы хорошо поработали! А мне пора проститься с вами. Надо бежать в другую школу, чтобы и там научить ребят побеждать грипп. До свидания!
^ Восп-ль. Вот и попрощались мы с Доктором Айболитом. Ребята, о чем же вы узнали на уроке? Ответы детей.
Приложение1
Приметы
Возбудитель заболевания _____________
Источник болезни ___________________
Путь заражения _____________________
Грипп – ________________ заболевание.
У меня печальный вид –
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели,
Мне положено болеть.
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу –
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.
День лежу, второй лежу
Третий – в школу не хожу.
И друзей не подпускают, –
Говорят, что заражу.
Приложение 2 Памятка
Во время эпидемии гриппа старайся как можно меньше бывать в местах массового скопления людей.
Если в семье кто-нибудь заболел гриппом, то окружающим желательно надевать марлевые повязки, закрывающие рот и нос. Несколько раз в день нужно проветривать помещение.
У болеющего гриппом человека должна быть индивидуальная посуда, которой во время болезни будут пользоваться только он. Чтобы повысить сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, принимай витамины, в первую очередь витамин С. С целью профилактики простудных заболеваний 2–3 раза в день делай точечный массаж. Во время эпидемии ешь чеснок. При появлении признаков болезни лучше не выходить из дома, а вызвать врача. |