Воспитательный потенциал музейной педагогики в организации выставки «Подвиг прадедов»
Воспитательный потенциал музейной педагогики в организации выставки «Подвиг прадедов»
Сегодня патриотическое воспитание в школе приобретает особое значение и важность. В этой связи следует обратить внимание на потенциальные возможности музейной педагогики. Они чрезвычайно велики и разнообразны. При грамотной, рациональной организации дела в школе музей может стать центром гражданского и патриотического воспитания.
Учебные музеи существовали во многих российских гимназиях еще в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годов и особенно в 70-е годы под влиянием широкомасштабных акций, поводившихся комсомольской и пионерскими организациями.
Время неумолимо мчится вперед. Вот уже 70 лет отделяют нас от дня Великой Победы. Уходят из жизни свидетели и участники событий Великой Отечественной войны. Но жива память. Нет семьи, которую бы та страшная война обошла стороной. Старые альбомы хранят пожелтевшие фотографии. На них – родные лица и совсем незнакомые. Надписи на обороте расскажут о многом. Рассказы о героических прадедах передаются из поколения в поколение. Забывать о них никак нельзя, ведь это и есть наша история.
школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годов и особенно в 70-е годы под влиянием широкомасштабных акций, поводившихся комсомольской и пионерскими организациями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал музейной педагогики в организации выставки «Подвиг прадедов»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №73 им. А.Ф. Чернонога
городского округа город Воронеж
Воспитательный потенциал музейной педагогики в организации выставки «Подвиг прадедов»
Выполнила Горбанева Светлана Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Воронеж 2015
Оглавление
Введение 3-5
Методика организации выставки «Подвиг прадедов» 5-
Процесс подготовки 5-9
Реализация проекта 9-11
Заключение 11-12
Литература и источники 13
Приложения
Введение
Сегодня патриотическое воспитание в школе приобретает особое значение и важность. В этой связи следует обратить внимание на потенциальные возможности музейной педагогики. Они чрезвычайно велики и разнообразны. При грамотной, рациональной организации дела в школе музей может стать центром гражданского и патриотического воспитания.
Учебные музеи существовали во многих российских гимназиях еще в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годов и особенно в 70-е годы под влиянием широкомасштабных акций, поводившихся комсомольской и пионерскими организациями.
В нашей школе работает единственный в России Музей литовской культуры имени Юлюса Янониса. Он открылся в далеком 1981 г. по инициативе старейшей воронежской писательницы О.К.Кретовой на улице Ю.Янониса в здании школы №73. Открытию музея предшествовала бурная поисковая деятельность. Тщательный сбор материала о Янонисе и его революционных товарищах, непрерывные контакты с литовским Союзом писателей и парторганизациями. Огромное количество людей участвовало в этом деле. Это и не удивительно. Ведь создание музея имени революционного поэта было делом политическим, вопросом развития национальной литературы. На протяжении десятка советских лет в музее побывали тысячи людей: школьники, учителя, бесчисленные гости (писатели, артисты, краеведы, журналисты, партийные работники).
Но вот наступает 1991 год. На глазах разваливается СССР. Страны Балтии объявляют о своей независимости. Деяния революционного поэта становятся сомнительными. Многие помнят, как в школах тогда уничтожались пионерские комнаты, а подобные музеи перепрофилировались во что-то другое.
Но создатели нашего музея создали свое решительное «нет» уничтожению. Слишком много людей вложило свой труд, заботу и любовь в этот музей. Прошло время и оно показало, как мы были правы. Музей не только остался музеем, но и сохранил свой литературный профиль. Работая в «литовском» направлении, мы пришли к важному выводу: сиюминутна политика, а теплота человеческих контактов вечна.
Однако, следует констатировать, что работа в «литовском» направлении сегодня крайне затруднена, и не по нашей вине. С приходом к власти нового руководства Литвы прервались былые контакты. Запрещен детский туризм в Россию, закрылся путь для литовских делегаций. Но это даже не самое страшное. Гораздо страшнее то, что фашизм шагает по Европе, и, к сожалению, ногами молодых. Навязывание образа врага в лице России, нагнетание истерии по поводу российской угрозы – это, к сожалению, современные реалии. Особое беспокойство вызывает забвение наших общих страниц истории. Горько, что пересматриваются итоги Второй мировой войны. То, к чему приводит подобное забвение, наглядно показывают события в Украине, где уже больше года не стихает полномасштабная война.
Это не должно случиться с нами. Так решил Совет школьного музея школы №73. Наши дети будут знать и чтить подлинную историю своей страны. 1 сентября 2014 года был дан старт началу проекта «Подвиг прадедов».
Время неумолимо мчится вперед. Вот уже 70 лет отделяют нас от дня Великой Победы. Уходят из жизни свидетели и участники событий Великой Отечественной войны. Но жива память. Нет семьи, которую бы та страшная война обошла стороной. Старые альбомы хранят пожелтевшие фотографии. На них – родные лица и совсем незнакомые. Надписи на обороте расскажут о многом. Рассказы о героических прадедах передаются из поколения в поколение. Забывать о них никак нельзя, ведь это и есть наша история.
Инициаторами проекта выступили учителя истории Горбанева Светлана Анатольевна и Головнева Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы Заскина Ольга Николаевна.
Методика организации выставки «Подвиг прадедов»
1. Процесс подготовки
Изначально мы поделились идеей создания выставки с учениками, коллегами, администрацией, родителями. Заручились их поддержкой. Идея вызвала широкий отклик, вдохновила на работу. Создалась инициативная группа. Туда изначально вошли ученики десятых классов. Всего около 25 человек. Определили форму оформления работ, порядок и место их сбора, редактирования, классификации. Составили расписание «музейных часов» для работы над будущей выставкой.
Далее следовало проинформировать всех заинтересованных о начале акции. Для этого на школьном сайте было размещено объявление.
Близится 70-летие Победы. Эта дата священна для каждого, родившегося в стране, которая с оружием в руках отстояла свою свободу и избавила мир от фашизма. Каждый из нас должен помнить об этом, сколько бы лет ни минуло со Дня Победы. Помнить подвиг наших дедов и прадедов! Но сегодня фашизм вновь шагает по Европе. Задача каждого из нас остановить его на своем участке фронта. И мы сделаем это!
Открой семейный альбом. Вглядись в старые фотографии. Вот Берлин сорок пятого. Весна. Рейхстаг. Прадед в пилотке и в гимнастерке. Молодой, счастливый. Он – победитель! А вот он уже через много лет: совсем седой, в орденах. Ты гордишься им. Расскажи о нем! Родился, воевал, награжден… это вехи биографии. А еще отец или бабушка непременно вспомнят что-то такое, что рассказывал этот старый солдат о военных дорогах, о друзьях-товарищах, о боевой молодости.
Напиши об этом небольшой рассказ. Не забудь приложить фотографию. Твоя работа, посвященная 70-летию Победы, займет достойное место на выставке в школьном музее. За помощью в оформлении работы можешь обращаться к своему учителю истории или в школьный музей. Как это сделать?
Найти фронтовую фотографию. Подойдет и более современная, на которой есть твой дед, прадед, бабушка или прабабушка — участники войны или ветераны тыла.
Узнай у родственников историю этой фотографии.
Запиши ее. В помощь тебе мы предлагаем специальный трафарет, который ты найдешь на школьном сайте в разделе «Музей», у учителя истории или классного руководителя.
Сдай работу в школьный музей.
В добрый час! Напиши свою историю Победы!
Закипела работа. В музей стали приносить работы. Это были не только рассказы о прадедах, но и то, что принято называть грозным металлом войны. Все это собиралось, тщательно проверялось, принеобходимости редактировалось.
На следующем этапе мы провели классификацию собранного материала. Разбили его на группы: «Учителя нашей школы», «Танкисты», «Летчики», «Медики», «Дети войны», «Плен, оккупация», «Женские судьбы» и т.д. Пришлось собрать и дополнительный материал к этим разделам. Потребовались консультации специалистов. Здесь неоценимую помощь оказал учитель ОБЖ Николай Владимирович Крамарев. Однако, и сами старшеклассники, как выяснилось, обладают немалым кругозором и эрудицией. Саша Козлов, Дима Паринов, Денис Беляев безошибочно определяли принадлежность той или иной части винтовок, автоматов, пистолетов. Скрупулезно читались подлинные документы времен войны, рассматривать фотографии. Скоро стало понятно, что это не только технически трудный процесс. Это элементарно тяжело эмоционально.
Поличилось вот такое содержание витрины «Подлинные вещи и документы красноармейцев»: книжка красноармейца и справки П.И.Гринь, письма «треугольнички», молитва-заговор, похоронные извещения А.С.Бабенко и А.И. Суховерхова, аттестат на продовольствия за 1942 год, отсрочка от призыва, противогазы (фрагменты), фляжка, саперные лопатки, перочинный нож, бритва трофейная, личное дело Н.С. Старых, фронтовые фотографии. На манекен, который мы позаимствовали из кабинета технологии, одета форма красноармейца образца 1943 года. Пилотка, хлопчатобумажная гимнастерка, ремень с патронной сумкой, шаровары летние, сапоги. Форму помогли достать родители, работающие в театре.
Есть витрина, в которой представлены макеты военной техники времен Великой Отечественной войны. Тяжелый танк Pz. Kpfw. VI E Tiger I, средний танк Т-34-85, средний танк Т-34-76, легкий колесно-гусеничный танк БТ-7, тяжелый танк КВ-1, советский самолет ЛаГГ-3, ЛА-5, штурмовое пехотное орудие Sturmgeschütz III (StuG III), американский самолет North American P-51 Mustang. Все модели с любовью изготовлены десятиклассником Дербиным Павлом.
Отдельный стенд посвящен теме «Плен, оккупация». Слезами и скорбью наполнены рассказы тех, кто пережил войну. Этот стенд расскажет о тяготах плена и оккупации. Здесь - невыдуманные истории жизней наших прабабушек и прадедушек. Как выжили, как сумели перенести все ужасы военных лет? Знают только они. Записывая их рассказы, мы сами пишем страницы истории, которые складываются в тома. И только эти страницы есть подлинная новейшая история России.
Много времени занял монтаж выставки. Не забыли мы и о том, что все вещественные экспонаты должны быть снабжены этикетажем, пояснениями.
Из текста экскурсии. Первый стенд экспозиции традиционно посвящен учителям нашей школы – участникам Великой Отечественной войны. Александр Федосеевич Черноног, имя которого носит школа прошел боевой путь от Полтавы до Кишинева. Воевал на Юго-западном, Сталинградском, Третьем Украинском фронтах. Был начальником радиостанции полка. Награжден орденом Отечественной войны и многими медалями.
17-летней девчонкой ушла на фронт Анна Капитоновна Извекова, учитель истории. Воевала на Дальнем Востоке. Была командиром отделения зенитно-артиллерийского полка.
В витрине также представлены: планшет командирский, танкошлем советский, рация армейская, газета за 1944 год, книги.
Большинство современных музеев и выставок подразумевают некую интерактивную составляющую. То, что можно потрогать, подержать, примерить, полистать или сделать своими руками. Мы долго думали над тем, что же это может быть: фронтовой альбом, форма красноармейца. Возможно, экскурсанты будут складывать письма-треугольники, оказывать первую помощь раненым или наматывать портянки. И вот однажды, разбирая «грозный металл», ребята случайно сложили из трех частей легендарную «трехлинейку» Мосина. Из текста экскурсии: Конструктор: Сергей Иванович Мосин – уроженец Рамони Воронежской области. Годы производства: 1891—1965. Всего выпущено: около 37 000 000.Характеристики: масса, кг: 4, 5, длина со штыком около 1,5 метров, калибр патрона 7,62 мм. Скорострельность – 10 выстрелов в минуту.Достоинства. Хорошая баллистика и высокая мощность патрона; большая живучесть ствола и затвора; нетребовательность к технологии изготовления; надёжность, безотказность действия механизмов винтовки в любых условиях; достаточная скорострельность винтовки; дешевизна замены деревянных частей. Недостатки. Длинный и тяжёлый спуск без «предупреждения», мешающий меткой стрельбе. Винтовку можно подержать в руках.
2. Реализация проекта
Итак, 26 января 2015 года на базе школьного музея торжественно открылась выставка, посвященная великой дате. Ее уникальность в том, что она полностью составлена из экспонатов и работ, собранных и подготовленных руками учеников и учителей нашей школы.
Выставка «Подвиг прадедов» оформлена в школьной рекреации, занимает площадь 90 квадратных метров. На стене – огромный плакат. На фотографии – май 1945. На фоне Бранденбургских ворот – счастливые победители. Внизу – подпись «Мы живем, потому что они победили. И они будут жить, пока мы о них помним!»
Материалы выставки удалось собрать за короткий срок. Она составлена из около 300 рассказов о героях, свыше 50 вещественных экспонатов.
На витринах и стендах – фотографии, биографические справки и целые рассказы о ветеранах, старые документы, вещи. Еще одна важная составляющая экспозиции – «грозный металл войны». Каски, осколки гранат и патронов, фрагменты винтовок и автоматов, которые были найдены в лесах и полях, на дачах и огородах Воронежской области, в селах, где гремели бои. Есть также уникальные семейные реликвии, бережно сохраненные и передающиеся по наследству.
И все же главная составляющая выставки – это рассказы о героях. Сколько теплых слов, сколько любви, уважения, восхищения в этих рассказах. Они разные. Есть подробные, порою захватывающие. Встречаются пронзительные, от которых – комок у горла. Есть и совсем короткие: воевал, работал, награжден… Биографии, автобиографии, биографические справки. За каждым рассказом – судьба. В каждой судьбе – война, разделившая жизнь на «до» и «после». Есть рассказы, где вместо фотографий - одинаковые эмблемы. Это значит, что фотографии не сохранились, но память жива.
Женщины на войне. Они были санитарками, медсестрами, связистками, зенитчицами. Здесь – рассказы о них: юных, хрупких, отважных.
Дети войны. Здесь рассказы о судьбах тех, в чье детство ворвалась война. Таких рассказов немало, ведь это поколение ваших бабушек и дедушек.
Но больше всего рассказов о фронтовиках. Среди них – два Героя Советского Союза. Это Василий Афанасьевич Никитин и Павел Емельянович Шишкин.
Удивительный рассказ о Туполеве – гениальном авиаконструкторе предоставил Конопкин Артем из 9Д. Оказывается он - его дальний родственник!
О подвигах многих наших героев уже написаны книги. На выставке – рассказ о деде Светланы Викторовны Шматовой. Никита Ерофеевич Шматов был участником Первой мировой войны. В немецком плену в совершенстве овладел немецким языком. В годы Великой Отечественной войны по заданию органов госбезопасности Никита Ерофеевич, работавший стрелочником на железной дороге, был оставлен на оккупированной территории, на станции Курбатово в качестве разведчика. Передавал секретную информацию. Уже после войны Н.Е.Шматов дважды представлялся к высокой награде. Но его разведдеятельность была столь глубоко засекречена, что подтверждение подвигу в архивах просто не нашлось.
Сегодня мы много говорим об исторической памяти. Важно, что и через 70 лет, через четыре поколения в семьях помнят своих героев. На фотографии Ульев Ярослав и его папа на могиле прадеда в Любани Ленинградской области. Рассказ о герое – на стенде.
Церемония открытия сопровождалась также открытием Поста №1 у Знамени Победы и Флаге Воронежской области с разводом почетного караула. Им стали юнармейцы школьного военно-патриотического клуба «Орленок». Присутствовало телевидение: канат ТНТ-Губерния.
Так как экскурсии были запланированы для всех классов, то текст мы адаптировали к различным категориям слушателей (1 – 4 классы, 5 – 8 классы, 9 – 11 классы).
Для реализации столь масштабного проекта понадобилось много экскурсоводов. Всего было подготовлено 72 экскурсовода. При подготовке экскурсоводов обращали внимание не только на дикцию, но и на эмоциональный настрой экскурсовода. Требовали от них знания не только содержания «своей» витрины, но и всей выставки. После каждого экскурсионного дня - чаепитие, особенно любимая традиция в нашем музее.
За время работы выставки проведено 70 экскурсий. Выставку посетило около 2000 человек.
Заключение
Уже совсем скоро наступит 9 мая, и вся наша страна будет отмечать великий праздник День Победы. В этот день на Красной площади в Москве и во многих городах России пройдет военный парад, праздничные концерты, по телевизору покажут художественные фильмы о Великой Отечественной войне, а вечером небо озарится фейерверком. 9 мая люди искренне поздравят друг друга с праздником. По улицам городов пройдет шествие в рамках всероссийского проекта «Бессмертный полк». Не менее 40 учеников нашей школы уже изъявили желание участвовать в этой акции.
Наш проект был отмечен на региональном уровне, и 9 мая состоится награждение. Мы готовимся к этому дню.
Каждый участник с гордостью говорит: «Это наш проект!» Мы вместе придумали и реализовали его. Школьникам он дал многое. Первое и главное – чувство сопричастности к большому, общему делу. Новые знания по истории, знакомство с ранее неизвестными страницами войны, желание и готовность и в дальнейшем реализовывать музейные проекты.