Воспитательный час «СПИД – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ» в 11 классе
Воспитательный час «СПИД – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ» в 11 классе
Цели:
• сформировать у учащихся систему объективных знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе; дать представление о том, что распространение ВИЧ приобрело масштабы пандемии, которая может затронуть любого человека и касается каждого из нас;
• воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; умения видеть проблему и пути ее решения.
Задачи:
• заложить основы формирования индивидуальных навыков безопасного поведения;
• формирование ответственного определения своего места в обществе, переосмысление своего стиля жизни в соответствии с новой полученной информацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час «СПИД – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ» в 11 классе »
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканская гимназия-интернат имени Г.Альмухаметова
Воспитательный час в 11б классе
по теме: «СПИД – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ».
Воспитатель: Файзуллина А.Р.
Цели:
• сформировать у учащихся систему объективных знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе; дать представление о том, что распространение ВИЧ приобрело масштабы пандемии, которая может затронуть любого человека и касается каждого из нас;
• воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; умения видеть проблему и пути ее решения.
Задачи:
• заложить основы формирования индивидуальных навыков безопасного поведения;
• формирование ответственного определения своего места в обществе, переосмысление своего стиля жизни в соответствии с новой полученной информацией.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация «СПИД – миф ил реальность», карточки с заданием для рефлексии, таблицы с опросом «Что я знаю о ВИЧ-инфекции и СПИДе», карточки с информацией «Знаменитые люди, умершие от СПИДа», стаканчики с водой по количеству учащихся, крахмал, йод.
Ожидаемый результат: обобщить знания о профилактике и последствиях СПИДа, сформировать навыки принятия единственно правильного решения, личного выбора и отношения к проблемам СПИДа.
Давно прошли те времена, когда эпидемии гриппа миллионами убивали людей. С помощью вакцин и противовирусных средств врачи научились справляться с любыми пандемиями. Вирусологию даже стали считать отмирающей наукой: казалось, ничего нового в ней открыть невозможно.
Как вдруг, в начале 80-х годов прошлого столетия заговорили о странном вирусе, полностью разрушающем иммунную систему человека.
В июне 1981 г. американских врачей насторожил непонятный факт: в Лос-Анджелесе сразу 5 молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими возбудителями, не опасными для здорового человека. В то же время резко возросла в США заболеваемость одной из форм рака - саркомой Капоши. Она тоже поражала людей с ослабленной иммунной системой, но на этот раз заболевание протекало тяжелее. Возникло подозрение, что и пневмония, и саркома Капоши лишь побочные следствия какого-то вируса, разрушающего иммунную систему человека. Отсюда вирус и получил свое название – ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), конечная стадия которого – ( СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), смертельно опасное заболевание инфекционной природы, характеризующееся нарушением иммунной системы и суммой различных клинических признаков.
До сих пор возбудитель болезни остается самым загадочным вирусом из всех существующих. Откуда же он взялся?
Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Существуют только гипотезы. Каждая из них имеет свое обоснование, но в научном мире все они продолжают оставаться лишь недоказанными предположениями, но, ни одно из них не доказано.
Самая первая гипотеза происхождения ВИЧ связана с обезьянами. Ее высказал более 20 лет назад американский исследователь Б. Корбетт. По мнению этого ученого, ВИЧ впервые попал в кровь человека в 30-х годах прошлого века от шимпанзе – возможно, при укусе животного или в процессе разделывания человеком туши. В пользу этой версии есть серьезные аргументы. Один из них – в крови шимпанзе действительно был найден редкий вирус, способный при попадании в человеческий организм вызывать состояние, похожее на СПИД.
По мнению другого исследователя, профессора Р. Гэрри, СПИД гораздо старше: его история насчитывает от 100 до 1000 лет. Один из самых серьезных аргументов, подтверждающих эту гипотезу – саркома Капоши, описанная в начале XX века венгерским врачом Капоши как "редкая форма злокачественного новообразования", свидетельствовала о наличии у больного вируса иммуннодефицита.
Сравнительно недавно появилась еще одна гипотеза, принадлежащая английскому исследователю Э. Хупеору: вирус появился в начале 50-х годов двадцатого века вследствие ошибки ученых, работавших над созданием вакцины от полиомиелита. Ошибка заключалась в том, что для производства вакцины использовались клетки печени шимпанзе, предположительно содержавшие вирус, аналогичный ВИЧ. Одним из наиболее сильных аргументов в пользу данной гипотезы является факт, что вакцину испытывали как раз в тех районах Африки, где на сегодняшний день зарегистрирован самый высокий уровень инфицированности вирусом иммунодефицита. Но как бы там ни было, достоверно известно лишь то, что каждые 6 секунд в мире появляется 1 человек с положительным ВИЧ-статусом. В настоящее время в плену у этой болезни более 42 миллиона жителя планеты, 23 миллиона – уже умерло. Проблема СПИДа уже вышла за рамки стран и континентов и стала угрозой всему человечеству. Ведь СПИД не признает ограничений по расовому или половому признакам, возрасту или социальному положению. Масштабы ВИЧ приобрели глобальный характер и представляют реальную угрозу социально-экономическому развитию большинству стран мира. Самые высокие темпы роста ВИЧ-инфекции в Индии, ЮАР, Эфиопии, Нигерии, Кении, США, Китае, России (это только официально зарегистрированных!), из них 4 с половиной тысячи детей в возрасте до 15 лет.
Каковы пути передачи ВИЧ-инфекции, а когда заражение невозможно? Многие выдвигают совершенно невероятные версии.
• половой – при незащищенном половом контакте;
• инъекционный и инструментальный — при использовании загрязнённых вирусом шприцев, игл, катетеров и т. п. — особенно актуальный и проблематичный в среде лиц, употребляющих инъекционные наркотики; при нанесение татуировок и прокалывания пирсинга нестерильными инструментами;
• гемотрансфузионный (после переливания инфицированной крови или её компонентов);
• перинатальный (антенатальный, трансплацентарный — от инфицированной матери; интранатальный — при прохождении ребёнка по инфицированным родовым путям матери);
• профессиональный — заражение через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки людей, контактирующих с различными жидкостями больных ВИЧ-инфекцией. (Из-за угрозы заражения, врачи-хирурги делают операции ВИЧ-инфицированным больным в кольчужных перчатках).
Только такими способами может передаваться ВИЧ от инфицированного или больного СПИДом человека. А насколько быстро передается инфекция?
Важно, чтобы каждый из вас понял, что в век повсеместного распространения ВИЧ и СПИДа, любой сексуальный контакт с кем – либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнёр имел связь до вас. Почему так?
По внешнему виду человека невозможно определить, заражен он ВИЧ или нет. Люди, инфицированные вирусом, могут и сами не подозревать о своем заражении. Даже «чистые» результаты анализов на инфекции ни о чем не говорят. У любой инфекции есть инкубационный период, в который даже самые чувствительные методы лабораторной диагностики не смогут ее определить. Период после заражения и до появления антител к ВИЧ в крови называется «периодом окна». Поэтому обнаружить ВИЧ в организме можно примерно через 3 месяца после заражения.
Некоторые люди наивно думают, что ВИЧ опасен, прежде всего, только для некоторых социальных групп, а "обычным людям" можно не беспокоиться о заражении. На самом деле вирус иммунодефицита поражает своих жертв, не глядя, в какую социальную группу они входят.
Игра «Тусовка».
Задачи:
- дать наглядно понять подросткам, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;
- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.
Материалы: стаканчики с водой по количеству учащихся, крахмал, йод.
Инструкция: Вначале игры всем участникам раздаются пластиковые стаканчики наполненные водой, в одном из которых предварительно размешан крахмал. Воспитатель объясняет играющим, что вода символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ и предлагает всем на три минуты стать участниками «тусовки».
На «тусовке» все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в «тусовке» (и, соответственно, больше шансов в игре).
За три минуты необходимо вступить в «контакт» с как можно большим количеством людей. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.
После того как «тусовка» закончилась, учитель говорит, что в этой компании оказался один ВИЧ-инфицированный (в его стаканчик был добавлен крахмал) и предлагает желающим «пройти тест на ВИЧ-инфекцию», объясняя, как важно знать, заражен ты или нет.
Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Учащиеся сразу увидят наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.
* Обсуждение с классом тех эмоций, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.
Но все-таки есть люди, которые входят в «наиболее уязвимую группу»:
• люди таких профессий, как врачи, медсестры, санитарки, и т. д.;
• люди, которые подвергались процедурам переливания крови или гемодиализа;
• «свингеры» и те, кто предпочитают отношения «на одну ночь», то есть, склонны к беспорядочным половым контактам;
• наркоманы.
Как вести себя, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией?
А если это случилось, можно ли вылечиться?
Сейчас у человека с ВИЧ-инфекцией гораздо больше возможностей прожить долгую и полноценную жизнь. ВИЧ-инфекция и СПИД пока не излечиваются радикально, но каждый день в мире появляются все более эффективные препараты, позволяющие поддержать здоровье и продлить жизнь. Одна из главных групп таких лекарств - противоретровирусные препараты, которые вмешиваются в жизненный цикл ВИЧ или препятствуют его размножению. Самым эффективным лечением считается индивидуально подобранный для пациента "коктейль" из двух ингибиторов обратной транскриптазы и одного ингибитора протеазы. Лекарство позволяет буквально возвращать к жизни пациентов с тяжелыми формами СПИДа и подавлять активность вируса до такой степени, что его не может обнаружить даже самый чувствительный анализ. К сожалению, противовирусные препараты имеют существенные недостатки:
• очень высокая стоимость лечения;
• тяжелые побочные эффекты, делающие эти препараты непригодными для некоторых больных;
• развитие резистентности, когда вирус привыкает к препарату и перестает на него реагировать.
Однако с каждым днем противовирусные лекарства становятся все более эффективными и имеют все меньше побочных эффектов.
ВИЧ-инфицированные люди являются такими же гражданами своего общества, как и здоровые. У них такие же права и обязанности. Никто не в праве унижать, оскорблять, публично высмеивать таких людей. Ни один работодатель не имеет право отказать ВИЧ-инфицированному человеку в приеме на работу, ВИЧ-инфицированному ребенку не могут запретить посещать детский сад или ходить в школу. Врачи не имеют право отказать в квалифицированном медицинском обслуживании.
Однако ВИЧ-инфицированные люди могут понести уголовную ответственность за заражение ВИЧ другого человека. Наказание за подобное деяние прописано в ст. 122 УК РФ.
Иногда СПИД называют богемной болезнью. Велик «черный список» его жертв. Многие артисты, музыканты, спортсмены, политики, писатели безвременно покинули этот мир именно по этой причине. Кто-то из них был наркоманом, кто-то вел беспорядочный образ жизни, а для кого-то стала приговором обычная врачебная халатность.
«Знаменитые люди, умершие от СПИДа».
Весь мир скорбит о них. Но, понимая, что никого уже не вернуть, многие знаменитые коллеги активно включаются в кампанию по борьбе со СПИДом, чтобы помочь тем, кто сейчас нуждается в помощи. Так, например, Элтон Джон, Боно, Андрей Макаревич, Гарик Сукачев и многие другие артисты организовывают благотворительные концерты, все средства от которых идут в Фонд «АНТИСПИД». Том Хэнкс, Ани Лорак и др. снимаются в социальной рекламе о ВИЧ и СПИДе. Памела Анндерсон, Кристина Агилера снялись в рекламе помады VivaGlam, все средства от продажи которой пойдут на помощь ВИЧ-инфицированным. Шеррон Стоун проводит аукционы и приемы для сбора средств на поиск вакцины против ВИЧ. Владимир Познер проводит регулярные телемарафоны «Время жить!», привлекая тем самым «верхушку нашей власти» получше взглянуть на данную проблему.
За годы развития этой эпидемии появились особые даты, которые отмечают во многих странах мира:
1 Декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
Символом борьбы против СПИДа стала красная ленточка. Предложил этот символ американский художник Франк Мур в 1991 году. Красную ленточку прикалывают к одежде. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа.
Внеси и ты свою летпу в борьбу со СПИДом.
Что ты можешь сделать для этого сделать?
• узнать больше о ВИЧ и людях, живущих с ВИЧ/СПИДом;
• не отвергать тех, кто инфицирован ВИЧ;
• защитить себя и своих близких от инфицирования ВИЧ;
• рассказать о ВИЧ/СПИДе тем, кто знает меньше, чем ты.
И еще одна дата. Третье воскресенье мая – Международный День памятипогибших от СПИДа. Основная задача акции - привлечь внимание государственных, политических и общественных деятелей и простых людей к проблеме ВИЧ/СПИДа, научиться гуманному и бережному отношению к людям, уже заразившимся ВИЧ-инфекцией и их близким.
Завершая наш разговор, мне хотелось бы понять, насколько хорошо вы усвоили то, о чем я вам сегодня рассказала. Для этого мы проведем тренинг «Линия риска»).
Цель: формировать навыки принятия единственно правильного решения, личного выбора и отношения к проблемам СПИДа. Обобщить знания о профилактике и последствиях СПИДа.
Условия игры: учащимся раздаются карточки-задания, содержащие высказывания (аргументы) по теме. Попросить определить степень риска заражения ВИЧ и аргументировать свой ответ.
Степень риска
для заражения ВИЧ Высокий риск Низкий риск Риска нет Комментарии
Поцелуй в щеку + Контакт со слюной, в которой концентрация ВИЧ слишком мала для заражения.
Участие в конкурсе «Самый страстный поцелуй» +
Рукопожатие + Внешний контакт
Пользование общей посудой + Нет контакта с жидкостями, в которых присутствует ВИЧ.
Массаж + Внешний контакт
Пользование общим туалетом + Внешний контакт. При этом следует соблюдать элементарные правила гигиены, так как возможно заражение другими инфекциями.
Кашель, чихание + Так как ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.
Пользование чужой зубной щеткой + Не гигиенично.
Плавание в бассейне + Внешний контакт.
Пользование чужими лезвиями для бритья +
От матери к ребенку + Заражение плода может происходить во время беременности – вирус способен проникать через плаценту; а также во время родов.
Нанесение татуировки не стерильными инструментами +
Прокалывание ушей не стерильными инструментами +
Совместное использование шприцов и игл +
Переливание непроверенной крови +
Укусы животных + ВИЧ-это вирус человека, в организме животных не сохраняется, и соответственно человеку не передается. У кошек и собак есть свои вирусы иммунодефицита.
Укусы насекомых + ВИЧ содержится только в организме человека. Кровососущие насекомые, имея маленький хоботок, забирают очень небольшую порцию крови, при этом не впрыскивая ее другому человеку. Если бы комары переносили ВИЧ то, кусая практически всех людей, они давно заразили бы всех людей.
Незащищенный сексуальный контакт
(т.е. без использования презерватива) +
Употребление пищи, приготовленной ВИЧ - инфицированным человеком + Внешний контакт.
Ученые-вирусологи говорят, что под микроскопом вирус, вызывающий развитие СПИДа, выглядит, словно тропический цветок, притягивающий взор буйством красок и необычностью форм.
Вот и любовь живет в наших душах также в виде цветка, заполняющего нас необузданностью чувств, нежностью и самыми неожиданными ощущениями. Берегите свою любовь! И совершайте только те поступки, которые не приведут вас к порогу смертельной болезни
Информационные ресурсы:
1. Быков А.А., Худяков Е.Н., Бочкарёва Н.В., Шокурова Н.В. «Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа» учебно-методическое пособие для учителей ОУ: Издание «Практика-М» г. Самара, 2002 г.
2. Билич Г. , Назарова Л. Медицинская популярная энциклопедия. Человек и его здоровье. Москва: ВЕЧЕ, 1997.
3. Санитарное просвещение в школе в отношении профилактики СПИДа и болезней, передаваемых половым путём: Руководство ВОЗ, Юнеско, 2004 год.
4. СПИД. Современные представления – пособие для учителей, г. Ноябрьск, 2002 год.
5. Фадеева Г. А. Международные экологические акции в школе. – Волгоград: Учитель, 2005.
6. Федорова М. З. , Кучменко В. С. , Лукина Т. П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. :Вентана-Граф, 2004.
7. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (компьютерный вариант), 2007.