Казеное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Нефтеюганская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Организационный момент. 2 минуты: Цель этапа: Развивающая задача: Развивать коммуникативные способности : |
Коррекционная задача: коррекция произвольного внимания, слухового восприятия. |
Постановка цели, задач воспитательного часа. |
- Ребята, вы любите праздники? -Какие? Вам нравится, когда вас поздравляют? А вы знаете, что праздники бывают не только у людей, но и у школы, города, округа. В этом году наш округ отмечает 84 года. Кто знает, как называется округ, в котором мы живем? Кто является коренным жителем нашего округа? Наш округ многонациональный, но коренными жителями нашего округа являются ханты и манси. | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей Ответы детей. |
Цель этапа: постановка проблемы. Формирование УУД работа с информацией – 5 минуты: |
Сегодня к нам в группу пришло письмо от учеников из другой школы, хотите узнать, о чем они пишут? «Дорогие ребята, здравствуйте, пишут вам ученики 1 класса школы №7. Приближается юбилей нашего округа, а мы ничего не знаем о жизни и быте коренных жителей нашего округа- народов ханты и манси. Мы увидели по телевизору, что вы много интересного знаете о них и просим вас поделиться знаниями». Ребята, как вы думаете, мы сможем выполнить просьбу учеников школы №7? Подумайте и поделитесь с нами, каким способом мы можем выполнить просьбу детей? | |
Формирование новых знаний: Цель этапа: умение решать проблемы и находить выход из ситуации 25 минут |
Для того чтоб видеофильм получился интересным и познавательным мы с вами отправимся в путешествие в музей народов ханты. А поможет нам в съемке видеофильма оператор ученик 4 класса Тимур. Ребята, а что такое музей? Наш музей необычный. Каждый из вас сможет быть и посетителем и экскурсоводом. А кто такие экскурсоводы? Экскурсоводы нас познакомят и расскажут интересное о жизни народа ханты и манси и мы узнаем много нового и интересного. Ханты - это охотники, рыболовы и оленеводы. В хозяйстве у хантов очень много предметов в доме, орудия труда и средства передвижения изготавливались руками хозяина или хозяйки. Домашняя утварь из бересты, меха, сукна и одежда изготовлялась руками женщин. Предметы быта из дерева, орудия труда, средства передвижения - лодки, нарты, лыжи изготовляют мужчины. Я, как хозяйка музея, приглашаю вас в наш музей и предлагаю вам провести для ребят экскурсию о традиционной жизни и быте народов ханты и манси. Первая экспозиция: «Берестяные изделия», кто желает рассказать об одном из них. Кто хочет дополнить. Вторая экспозиция: «Средство передвижения», кто из вас желает рассказать о каком – либо средстве передвижения? Третья экспозиция: «Женские предметы рукоделия». Кто из вас может рассказать о предмете рукоделия: | Рассказ о берестяных изделиях Рассказ о деревянных средствах передвижения. Рассказ о предмете рукоделия |
Динамическая пауза: Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снятие мышечного напряжения, развитие слухового восприятия.- 3 минуты |
В хантыйских семьях дети играют не только игрушками, сделанные своими руками, но и в разные подвижные игры. Я приглашаю вас поиграть в хантыйскую игру «Ручейки и озера» | Звучат мелодии природы и шум ручейка |
Закрепление изученного материала: |
А теперь я вас приглашаю в зал развлечений и отдыха. Как и любой народ, ханты, тоже в своей речи, в сказках используют много пословиц и поговорок, которые подсказывают людям, как поступить в том или ином случае. Как вы думаете, что ханты хотели сказать, произнося такие поговорки: Если будешь сидеть, сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут. Лентяй усталости не знает. Родное гнездо и птица не забывает. Хорошее слово и веками не забывается. | Проходят за парты и работают с пословицами по очереди объясняют, разъясняют, обсуждают. |
Вечерами перед сном взрослые часто загадывают загадки, которые развивают сообразительность, способность переживать, радоваться за тех, кто сумел разгадать загадку. А вы хотите попробовать разгадать загадки народов ханты? Послушайте внимательно загадки и постарайтесь отгадать. Внимание, 1 загадка: - «Плачет» почему вы так думаете? Внимание, 2 загадка: «Бежит, поет, зимой встает» Как вы догадались, что это ручей? Внимание, 3 загадка: «Не вижу, а слышу». Объясни, почему ты решил, что это эхо. Внимание, 4 загадка: «Ляжет калач, встанет стол. Почему ты так думаешь? | Ответы детей: Дождь. Ручей. Обсуждение. Эхо. Объяснение Собака Разъяснение |
Долгими зимними вечерами или в ненастную погоду, когда в чуме собирается вся семья, обычно рассказывают сказки, легенды. Они скрашивают тяжелую жизнь людей, служат развлечением и отдыхом. Я предлагаю вам вспомнить хантыйскую сказку «Почему у глухаря глаза красные» и поиграть в игру «Рассказчик». У кого окажется в руках мяч, тот и продолжает рассказывать сказку. | Рассказывание сказки «Почему у глухаря глаза красные». |
Итог занятия: Рефлексия Цель: формирования умения делать вывод по теме занятия, выявлять уровень понимания. |
Ребята, наше путешествие в музей подошло к концу. Сегодня мы с вами сняли видеофильм. Какую помощь, каждый из вас оказал, при съемке фильма? Как вы думаете понравиться ли наш видеофильм ученикам школы №7? Почему мы с вами показали и рассказали о предмете быта, орудиях труда, средствах передвижения, игрушках для детей. Для чего мы познакомились со сказками народов ханты и манси, загадками и пословицами? Наш видеофильм готов, и мы его отправим ребятам школы №7. Сегодня мы еще раз убедились, что культура каждого народа интересна, познавательна. | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.
Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели.
Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму.
Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.