Данный материал представляет собой сценарий воспитательного мероприятия, посвящённого памяти жертв Холокоста. В нём раскрывается трагедия массового уничтожения еврейского народа и других групп населения нацистским режимом в годы Второй мировой войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час на тему: "Холокост"»
ВЕДУЩИЙ: Светлым майским утром 1945 года к людям пришел долгожданный мир, завоеванный кровью и трудом нашего народа. Почему из года в год страна и каждый житель в ней, памятуя об этом дне, возвращается к датам окончания войны, к началу битв, которые решили участь Отечества? Что же это значит для нас с вами сегодня?
Война закончилась, Но песней опаленной Над каждым домом До сих пор она кружит, И не забудем мы, Что 50 миллионов Ушли в бессмертие, Чтоб с нами жить. ВЕДУЩИЙ: Война! Тяжелейшее испытание для любого народа. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для нашего народа, но и для многих народов других стран: Франции, Бельгии, Чехословакии, Австрии, Польши. Сегодня мы коснемся с вами одной из самых страшных трагедий ХХ столетия – попытке уничтожения нацистами еврейского народа.
Здравствуйте уважаемые педагоги и дорогие друзья!!!!!!!!!!
СЛ.1 Ведущий: 27 января мы отмечали День Памяти жертв Холокоста. Этот день Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
СЛ.2Видеоролик 2:09
СЛ.3 Ведущий: Холокост – слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг., а также представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Холокост – это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…
СЛ.4/Звучит «Реквием». На фоне музыки чтец читает стихотворение/или видеоролик
Чтец 1.
Молитвою начать должны мы этот день, Чтоб память жертв нацистских мы почтили, Пусть души их поднимутся все выше, Чтоб они точно знали — мы их не забыли.
Когда мир узнает про Холокост, Немеет сердце, холодеют руки, И просит Господа с рыданием душа, Пусть никогда не повторятся эти муки!
Кто дал им право убивать других людей? Кто дал им власть губить чужие жизни? За что страдал и умирал еврей? Не покидают разум эти мысли.
Вершина зла, жестокости и мрака. Тревожит сердце слово «Холокост», И хочется от грусти просто плакать, Не утирая с глаз горячих слез.
День скорби, памяти, печали, Он носит имя Холокост. Сегодня люди вспоминают Ту боль, ужасную до слез.
Ученик
В 1933 г. Адольф Гитлер – лидер национал-социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою кампанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом – евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подвергались цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душено больные и нетрудоспособные группы населения.
СЛ.5 Ученик
Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами.
Ведущий: Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками.
СЛ.6 По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев из них: 140 тысяч евреев Литвы 70 тысяч евреев Латвии; 800 тысяч евреев – Белоруссии. 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии.
СЛ.7 Песня «зажгите свечи»
Ученик. На всех территориях , находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после попадания в лагеря смерти. Что же такое лагерь смерти ?
Лагерь смерти – территория, специально выделенная и оборудованная для массового уничтожения людей. Где Исключение не делалось даже для маленьких детей.
СЛ. 8 ученик
В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Так под Киевом в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев. Мир снова содрогнулся от ужаса. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
СЛ.9Видеоролик 3:21
ВедущийНо самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других.
СЛ.10 Ученик
Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей.
СЛ.11 Ученик Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Майданек,Дахау, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
СЛ.12 Ученик
Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…
СЛ.13Видеоролик1:13
СЛ.14 Ученик:
Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников. В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.
СЛ.15 Видеоролик1:23
Ученик:
СЛ.16 Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран.
Из них 70 тысяч погибло.
СЛ.17 Видеоролик3:03
Учитель:
СЛ.18 В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау (нем. Auschwitz-Birkenau), комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 человек – стали его жертвами.
СЛ.19 Просмотр видео 1:53
СЛ.20 (На фоне тихой музыки Моцарт « Lacrimosa» ученик читает стихотворение)
Холокост – что это за слово?
Необычного в нем ничего как будто нет.
Но, а если расшифруешь это слово
Сразу станет страшно почему-то всем.
Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?
Может быть война тому виною или время, как порой твердят.
А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.
И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.
Но пришли немецкие солдаты
И отправили детишек в лагеря
Не для отдыха и развлеченья,
А для издевательства, и зверств.
Но мы в памяти оставим
имена героев навсегда.
И в глазах как слезы засверкают
страшные кровавые слова.
СЛ.21 Ученик:
Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
СЛ.22Видеоролик2:54
Из показаний 20- летней узницы лагеря Татьяны Самсоновой. «В лагерь «Беркенау» нас привезли 24 мая 1944 года, в эшелоне нас было 800 человек только русских и белорусов. Кроме того ,вместе с нами прибыло три эшелона евреев из Венгрии. Все эти четыре эшелона немцы останавливали около крематория. Сначала я не знала, что это крематорий ,а полагала ,что это какая-то фабрика, т.к. из труб валил дым, пылало пламя. Всех нас из эшелонов выгрузили. Всех евреев из этих трех эшелонов , сколько их там было не знаю, но во всяком случае не менее двух с половиной тысяч, немцы отправили в крематорий и там сожгли. Нас всех русских отобрали и почему – то не сожгли. Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке, из книги «До и после Освенцима» «Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. … В тот день, когда я приехал в Освенцим, там насчитали семь с половиной тысяч оставшихся в живых. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. … Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими»
Ученик
Из воспоминаний Шломо Венезия – одного из немногих выживших узников Освенцима: “Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда”.
Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных… Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землей, Друг друга с бешенством гоня. Нет, этого я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз… Шумел осенний лес.
Ведущий: Что означает слово «Холокост»?
Сегодня это знать обязан каждый.
Снимите шляпы.
Встаньте во весь рост.
ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!
СЛ.24 ( метроном) Минута молчания
Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
СЛ.25 В заключение исполняется песня «новая песня ЛЮДИ ПОМНИТЕ»
Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!
Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
СЛ.26 Ведущая: На этом мы заканчиваем наше мероприятие и благодарим всех за внимание.