kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательное значение юбилейных событий, посвященных В.К. Арсеньеву

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвященная воспитательному значению юбилейных событий В.К. Арсеньева. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное значение юбилейных событий, посвященных В.К. Арсеньеву»

УДК 397

ВОСПИТАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЮБИЛЕЙНЫХ СОБЫТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ В.К. АРСЕНЬЕВУ


Шимина Диана Вячеславовна,

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»,

Владивосток, Россия

[email protected]


Аннотация: в статье рассматривается содержание и воспитательный потенциал юбилейных событий, посвященных исследователю дальневосточного края В.К. Арсеньеву. Развивающее значение для личности младшего школьника имеет активное участие в событиях - выставках, фестивалях, конкурсах, знакомящих детей с культурой коренных народов Дальнего Востока.

Ключевые слова: В.К. Арсеньев, Дальний Восток, культура, мероприятия, коренные народы.


EDUCATIONAL SIGNIFICANCE OF ANNIVERSARY EVENTS DEDICATED TO V.K. ARSENYEV


Shimina Diana Vyacheslavovna,

Far Eastern Federal University,

Vladivostok, Russia

[email protected]


Abstract: the article examines the content and educational potential of the anniversary events dedicated to the researcher of the Far Eastern region V.K. Arsenyev. Active participation in events - exhibitions, festivals, competitions that introduce children to the culture of the indigenous peoples of the Far East - is of developing importance for the personality of a younger student.

Keywords: V.K. Arsenyev, Far East, culture, events, indigenous peoples.


2022 год объявлен годом культурного наследия народов России. Для Приморского края это год особенный. Во-первых, здесь проживают 4 коренных малых народа – удэгейцы, тазы, нанайцы и орочи, создавшие уникальную культуру. Во-вторых, этот год посвящен В.К. Арсеньеву - исследователю Приморского края. Оба этих события тесно связаны между собой. В рамках нашей статьи рассмотрим воспитательные возможности юбилейных арсеньевских событий для младших школьников.

В младшем школьном возрасте активно формируются познавательные интересы, развивается эмоциональная сфера ребенка [1, с. 4-5]. Выставки, организуемые в музеях, культурных и образовательных организациях, способствуют вовлечению детей в научно-исследовательскую и проектную деятельность, реализуют творческий потенциал школьников. Материал, используемый при оформлении выставок, играет важную роль в социализации личности, познании исторического прошлого родного края и получении дополнительных знаний об истории, природе, экологии, географии, экономике местности.

Посещение выставок в свободное от занятий время на добровольной основе, в большей степени содействует усвоению, запоминанию полученной информации, сопровождается определенной психологической атмосферой, носит неформальный характер и не регламентируется жесткими стандартами поведения [2, с. 249-251].

Во Владивостоке в 2021-22 гг. организован целый ряд выставок, посвященных В.К. Арсеньеву – исследователю края и территорий проживания малых коренных народов.

Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева г. Владивостока организовал городскую акцию «Встретимся у Арсеньева!». А в главном корпусе Музея открыта выставка «Мир традиционной культуры коренных народов Приморья». В зале размещены предметы материальной и духовной культуры народов Дальнего Востока. Экспозиция повествует о нравах и быте нанайцев, удэгейцев, орочей, ульчей, эскимосов, алеутов, ительменов. Учащиеся смогли увидеть жизнь дальневосточных народов, узнать какими принципами они руководствовались при ведении хозяйства, таежной охоты, морского зверобойного промысла, рыболовства и собирательства.

В Доме В.К. Арсеньева также проводились выставки, где учащиеся познакомились с рабочим местом Владимира Клавдиевича и материалами о коренном народе, проживающем в Приморском крае - удэгейцами.

Выставка «Страна Удэхе. Люди», на которой представлена жизнь и быт удэгейцев - промысловые орудия и атрибуты охотника, рыболовные снасти, модели лодок, средств передвижения и перемещения грузов по суше в разное время года, одежда, изделия из кожи и инструменты для её выделки, предметы быта и многое другое. Фотографии 20-80-х годов прошлого столетия позволяли школьникам увидеть внешний облик обитателей «Страны удэхе», их жилищ и стойбищ, познакомиться с видом улиц и повседневной жизнью села Красный Яр - центра культуры удэге. Особое место на выставке занимали картины удэгейского художника Ивана Дункая и зарисовки этнических костюмов и атрибутов шамана, сделанные Владиленом Камовским.

Выставка «Портрет семьи Арсеньевых» состоялась в доме, где путешественник провел последние 2 года своей жизни. Рабочий кабинет, полностью реконструирован и наполнен подлинными предметами - письменным столом, книжным шкафом, креслом-качалкой, глобусом звёздного неба, пишущей машинкой, фотографиями и документами, изданиями его книг.

Сегодня побывать на выставках, да и в залах музеев можно не только в режиме реального времени, но и онлайн. Разработаны Интернет-ресурсы, которые имеют дидактическое значение, а потому могут быть использованы в образовательной деятельности: во время уроков или на внеурочных занятиях. Интернет-ресурсы не только создают условия для организации учебного процесса, но и выступают площадками для самореализации, позволяя школьникам обмениваться опытом со своими одноклассниками на уроке, участвовать в творческих конкурсах и олимпиадах. Особую роль в образовательной деятельности школьников играют образовательные веб-сайты как составляющие Интернет-пространства [3].

С.В. Панюкова предлагает деление образовательных веб-сайтов на распределенные и локализованные. К первым она относит ресурсы, которые распределены в локальной или глобальной сети. Локализованными являются электронные издания на физических носителях [3].

Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева создал веб-сайт информационно-справочного характера (годарсеньева.рф), посвященный жизни и деятельности Владимира Клавдиевича Арсеньева. На сайте есть несколько разделов:

1. «Счастливая звезда Арсеньева». Здесь размещена биография исследователя, представлены подробности и факты о времени его воинской и государственной службы, многочисленных экспедициях и литературном наследии.

2. «Видеолекции о Владимире Арсеньеве». Раздел посвящен жизни и достижениям исследователя.

3. Виртуальная экскурсия по единственному сохранившемуся в России дому, где жил и работал путешественник. Здесь можно познакомиться с коллекцией экспонатов из собрания Музея истории Дальнего Востока, связанных с жизнью и работой ученого.

4. Раздел Методические рекомендации. Здесь представлены макеты и материалы для школьных уроков, мастер-классов, для занятий с маленькими детьми в рамках авторского проекта «Сказки с молоком», для организации передвижных выставок о жизни и научной деятельности Владимира Арсеньева.

В 2021 году опубликован альбом-каталог о наследии Владимира Арсеньева как совместный проект Союза коренных малочисленных народов Приморского края и Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. В нем представлены актуализированные данные о коллекциях, касающихся жизни и деятельности выдающегося путешественника, Наряду с музейными мероприятиями, проводятся мероприятия библиотечные. Они отражают повышение интереса людей к собственным корням, к традиционной культуре. Программа мероприятий рассчитана на приобщение школьников к исследовательской деятельности, участие их в созидательной деятельности, развитие социальных умений школьников. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы [4, с.1-3]. В рамках проекта в Центральной библиотеке им. А. Чехова для школьников проходил Цикл лекций о жизни В.К. Арсеньева с историком и краеведом Сергеем Корниловым. Программа состояла из 5 лекций:

1. «Прибытие В.К. Арсеньева на Дальний Восток и первые годы службы». Содержание лекции включало краткую биографию В.К. Арсеньева, рассказ о его переводе во Владивосток, которому предшествовала служба в Польше (до 1900 г.), участие в Китайской кампании 1900 -1901 гг. и первые годы службы во Владивостокском крепостном полку.

2. «Арсеньев и Дерсу Узала». Лекция посвящена истории знакомства Арсеньева с Дерсу Узала и их совместным экспедициям по Уссурийскому краю. Отдельное внимание уделяется биографии Дерсу Узала, который, несмотря на свою всемирную известность, является загадочной личностью. О нем ходит масса легенд и мифов, некоторые из которых были представлены в ходе лекции.

3. «Арсеньев - военный разведчик» рассказывает о В.К. Арсеньеве, служившем с 1901 по 1917 гг. в армейской разведке. В этой части биографии писателя и исследователя неизвестных фактов, о некоторых из них шла речь в лекции.

4. «Арсеньев против хунхузов». Лекция посвящена одному из важнейших дел В.К. Арсеньева как военного разведчика - борьбе с китайскими бандитами, действовавшими на территории Уссурийского края в XIX- нач. XX вв. В 1910 - 1912 гг. он возглавлял несколько экспедиций по борьбе с хунхузничеством, выявляя базы китайских бандитов в тайге и селах Уссурийского края. По материалам этих экспедиций Арсеньев написал книгу «Китайцы в Уссурийском крае» (1912).

5. «Мастер и Маргарита» - лекция посвящена истории отношений Владимира Арсеньева и его второй жены Маргариты. Маргарита Арсеньева стала не только верной спутницей Владимира Клавдиевича, но и незаменимой помощницей в написании и издательстве его произведений. В 1932 г. Маргарита познакомилась с писателем Михаилом Булгаковым, который в это время писал роман с рабочим названием «Князь тьмы». Существует версия, что именно после встречи с Маргаритой Арсеньевой писатель ввел в роман любовную линию и изменил название романа на «Мастер и Маргарита». В лекции рассказывалось об истории знакомства Булгакова с Маргаритой.

Пушкинский театр ДВФУ подготовил постановку спектакля «Арсеньев. Воля и покой». В основу спектакля легла оригинальная пьеса Василия Авченко. В Научно-учебном музее ДВФУ можно увидеть картины Юлия Рачева, иллюстрирующих маршруты арсеньевских экспедиций.

Все перечисленные мероприятия и события, посвященные юбилею В.К. Арсеньева отвечают детской любознательности и стремлению узнавать новое. Однако дети хотят непосредственно участвовать в событиях - конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях и т.п. Задача педагогов, особенно педагогов системы дополнительного образования, оказывать детям содействие в самореализации. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности. Выставочная, конкурсная, фестивальная деятельность – это возможность презентовать свое творчество, пережить успех. Все это повышает уровень социальной зрелости ребенка. В Приморье был организован ряд творческих конкурсов для школьников, посвященных 150-летию В.К. Арсеньева. Данные краеведческие конкурсы нацелены на повышение уровня знаний по истории, географии и культуре родного края, а также творческого самовыражения детей. Так, в РМЦ Приморского края проводился конкурс детских рисунков среди школьников «Мой Арсеньев». Конкурс показал, что ребята владеют краеведческими темами недостаточно. Композиций на исторические сюжеты было меньше, чем пейзажных работ.

ФГБУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» Красноармейского муниципального района проводил районный творческий конкурс «По тайге сквозь время».  В рамках конкурса участникам предложено нарисовать рисунок по мотивам произведений В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», написать эссе на одну из предложенных тем или снять видеоролик-свободную зарисовку краеведческой тематики.

Следует отметить, что в ходе проведения данных мероприятий были отмечены положительные результаты. Из общения школьников уходят такие отрицательные черты, как: жестокость, озлобленность, безразличие, безответственность, цинизм, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа. Кроме интеллектуального воздействия, подобные события оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, что в свою очередь, формирует положительное отношение к родному краю, окружающему миру и людям, другой культурной и религиозной принадлежности, говорящим на другом языке, имеющим другие традиции и культурные особенности.

Подчеркнем, что жизнь и деятельность В.К. Арсеньева – это пример служения отечеству, верности своей миссии как человека, ученого, исследователя. Отношения Владимира Клавдиевича и Дерсу Узала – пример уважительного, ценностного отношения к человеку независимо ни отчего.

Таким образом, комплекс юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию В.К. Арсеньева, имеет огромный воспитательный потенциал для подрастающего поколения дальневосточников. Применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания школьников в сочетании со средствами народной культуры, воспитывает у детей патриотические чувства, формирует патриотическое сознание.

Список литературы:

  1. Айдарова О.А. «Методические рекомендации по созданию тематических выставок в музее образовательной организации» - ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». – Тамбов, 2016. – 20с.

  2. Муратовна Б.Б., Артурович К.А. «Средства интеллектуального развития младших школьников» - Нальчик, 2020.

  3. Мясищева И.В., Курганская Л.М. «Программно-целевая деятельность библиотеки в формировании интереса к чтению» - Белгород, 2015.

  4. Смердова Е.А. «Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста» - Ишим, 2015.

  5. Трофимова Е.И.«Театр как средство развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника» - Москва, 2019.

  6. Интернет - ресурс https://griban.ru/blog/53-obrazovatelnye-vebsajty-kak-sredstvo-professionalnoj-samorealizacii.html.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательное значение юбилейных событий, посвященных В.К. Арсеньеву

Автор: Шимина Диана Вячеславовна

Дата: 01.07.2023

Номер свидетельства: 634644


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства