kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание патриотической и толерантной личности через игры на занятиях в группе продлённого дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание полноценной, компетенотной, здоровой психологически личности наша задача. Формирование толерантности, тоесть терпимости друг друга, принятия такими какие мы есть - важнейшая состовляющая личности. Для многих детей понятия "толепантность" не существует. И это не маловажная проблема.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотической и толерантной личности через игры на занятиях в группе продлённого дня»

Макеевская общеобразовательня школа I – II ступеней № 64










Доклад на тему:


«Воспитание патриотической и толерантной личности через игры на занятиях в группе продлённого  дня».










Выполнил:

Воспитатель группы

продленного дня

Важева Татьяна Яковлевна

















Макеевка-2016


Содержания



1)Введение. Понятие личность

2) Понятие толерантность



3) Игры способствующие воспитанию толерантной личности



4) Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста



5) Литература






























































 
 

  

  1. Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности и значимых для неё. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между растущими потребностями ребёнка и реальными возможностями их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития личности.

2. Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дня

Жить в мире, понять другого и выразить себя

Для начала разберемся же что такое толерантность? Под «толерантностью» мы понимаем терпимость и  неравнодушие к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.


Задачи:

•Образовательная: дать детям определение понятия «толерантность».

•Развивающая: развивать толерантное мышление, научить принимать различия между людьми как положительный факт.

•Воспитательная: воспитывать чувство терпимости.


Материалы: мультимедийная презентация; фломастеры; магнитофон; клей; заготовки – цветы; жетоны – “смайлики” - бабочки; музыка для релаксации.


Ход занятия


1. Приветствие. – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.


2. Упражнение “Снежный ком”, либо построиться по росту, по цвету глаз и т.д.


3. Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» – умеет веселиться? – у кого есть старший брат или сестра? – у кого голубые глаза? – кто любит животных? – кто умеет дружить? – кто любит спортивные игры? – у кого сейчас хорошее настроение?


4. Введение в тему. Здорово, что у вас хорошее настроение и столько общего. А сегодня мы отправимся в путешествие в страну своего Я. Совсем скоро – 16 ноября весь мир отметит Международный день … ой, ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите мне. Группа учеников получает карточки с цифрами (от 1 до 13). Задание: встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания. Дети выстраиваются и показывают карточки. Ведущий, просит перевернуть карточки и прочитать слово, которое получилось: «толерантность». Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.


5. Рисунок “Цветок моего Я” – Ребята, представьте свой внутренний мир в виде необычного цветка. Каким он будет, решать вам самим. Главное, чтобы он отражал то, что вам нравится, какой вы по характеру, что вы любите, к чему стремитесь. Ваши цветки посадите на нашу поляну (прикрепляют на магнитную доску) Представление рисунков. – Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Пусть сейчас каждый расскажет о себе по своему рисунку ( дети рассказывают о себе). Молодцы, посмотрите, какие мы все разные, но в то же время имеем и некоторые общие черты.


6. А теперь пусть каждый из вас загадает про себя число от 1 до 3 и распределится по классу. Задача состоит в том, чтобы, перемещаясь по классу, пожимать друг другу руки, встряхнув один, два или три раза (в соответствии с загаданным числом). Разговаривать при этом не разрешается. Через 5 минут упражнение прекратится, и вы вернетесь на свои места. Упражнения проводится очень быстро и динамично. В заключении проводится краткий опрос участников, что они испытывали, когда встречались с партнером, загадавшим одинаковое с ними и с партнером, пожимавшим руку меньшее или большее количество раз (как правило, участники ощущают радость, встретив «единомышленника», и некоторый дискомфорт при встрече с партнером, настроенным на другой «способ коммуникации», чем они сами). Ведущий: Скажите, что вы испытали, когда встретились с партнером, загадавшим одинаковое с вами число? А что вы испытали, когда встретились с партнером, загадавшим другое число? Дети отвечают. Вы увидели на собственном опыте, что существуют различия в общении и иногда действительно трудно найти общий язык. Но мы должны достигать взаимного понимания без применения давления.


7. Работа со сказкой. – Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” (автор Лебедева Елена Николаевна). В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по своему. (Слайд) Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения (Слайд). Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. (Слайд) Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” (Слайд) Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ. Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив. (Слайд) – Что делало Синецветика несчастным в начале сказки? – Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым? – Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. – Я хочу открыть вам секрет успеха: (Слайд) – каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. Секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.


8. Упражнение “Река Ласки и Доброты” Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения. (Каждый из участников должен проплыть по реке)


9. Упражнение “Волшебный стул”. Один из участников, садясь на этот стул в центр круга, наделяется самыми положительными качествами и чертами, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д. Рефлексия Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме: •Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания? •Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам? •Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?


10. Итог занятия. – Что запомнилось на занятии? – что такое наше Я? – я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха. (Слайд)


11. Оцени занятие Я хочу узнать, понравилось ли вам занятие. Сделайте свой выбор при помощи «смайликов» - бабочек, прикрепив их на плакат.


3.Игры способствующие воспитанию толерантной личности



Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного кон троля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

 Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек

свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит

до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей;

  1. лидер;

  2. товарищ лидера («прихвостень»);

  3. неприсоединившийся оппозиционер;

  4. покорный конформист («баран»);

  5. «козел отпущения».

 Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

 Игры народов мира

Россия: Чехарда. Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов.
Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Аист и Лягушка. (Япония). В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами.

Три человека становятся «лягушками» и сидят в «воде», не имея права выбраться на «сушу». «Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать «лягушку». «Аист» имеет право прыгать с «острова» на «остров», но не может заходить в «воду». Последняя пойманная «лягушка» - становится «аистом».

«Акса-таук».  (Туркмения).  Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек).

Участники должны разделиться на две равные по количеству команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в 50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в разведку. Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников, быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник успел до него дотронуться, разведчик становится пленником противоположной команды, и наоборот.
Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше половины участников.

Гнездо черепахи. (Малайзия). «Черепаха» (водящий) кладет «яйца» – камешки в центр круга, образованного игроками и зрителями. Игроки пытаются украсть «яйца» и при этом не попасться «черепахе». Пойманный ребёнок становится «черепахой» и занимает место водящего.

Укради знамя. (Италия).  Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

«Баг-Чал».  (Непал). В эту игру могут играть 2 или 4 человека. В качестве инвентаря используются игровое поле, 4 одинаковые фишки, которые будут «тиграми», и 20 других фишек – «коз».

Играть следует, встав друг напротив друга. Один игрок играет «тиграми», другой – «козами». Для начала следует выставить на игровое поле «тигров». После этого можно сделать ход «козой». «Тигр» имеет право ходить вдоль линий на одну площадку дальше. «Козы» двигаются только в том случае, если на игровой площадке остается одна «коза». Если площадка за «козой» свободна, «тигр» имеет право перепрыгивать через нее. В данном случае он убивает «козу», и ее следует убрать с поля. Также «тигр» может убить всех «коз» за один ход, если перепрыгнет через них. Игра заканчивается в пользу «тигра», если он убьет семь «коз». «Козы» могут победить в том случае, если расстановка на игровом поле такова, что «тигры» не могут сделать ни одного хода.

Игра «Прятки по-американски». Прятки по-американски очень отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда последний игрок понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.
         «Балтени». (Латвия).  Количество участников этой игры – от 5 и более. Для игры потребуется хорошо обтесанная деревянная палка.
Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а ведущий – закинуть палку в кусты с тем расчетом, чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее всех. Победитель становится ведущим.

Беляк  (Белоруссия).  В этой игре могут участвовать 5 или более человек.
Играть в «Беляка» можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр – 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся дети снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.

«Калабаса!» что в переводе значит «по домам». (Перу). Игроки чертят себе домики-круги, а водящий остается «бездомным». Все хором кричат «Калабаса!» (По домам!) и разбегаются по своим кругам. «Бездомный» обращается к одному из игроков: «Ты продаешь яйца?» Тот отвечает: «Я – нет, а он, может быть, продает» и указывает на товарища, к которому и направляется «бездомный». Тем временем игроки должны поменяться местами. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его хозяином, а оставшийся вне круга водит.

Бег с платком  (Канада). В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди играющих детей необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в круг, а ведущий с платком оббегает его 2 раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий, должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он проигрывает и занимает его место.

Белая палочка (Таджикистан). В «Белую палочку» могут играть более 10 человек. Участники должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно спрятать палочку, а игроки – искать ее.  Ребёнок, нашедший палочку, несет ее в выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.

Рыбки в неводе  (Новая Гвинея).  Игроки разбиваются на две группы, и одна становится кольцом вокруг другой. Внутри находятся «рыбки» – игроки, которые должны выскользнуть из «невода». По правилам игры, сделать это можно, лишь проползая между ног своих товарищей. Когда кому-то это удается, играющие меняются ролями. В эту игру можно играть и в воде

Бег по следу» (татарская игра).  Играющих 20-30 человек, они разбиваются на 2 команды и строятся в колонны за линией старта. Для каждой команды, начиная от линии старта, рисуют непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и т. д. (рис). 

Первые игроки команд по сигналу начинают бег по нарисованным отметкам, возвратившись, касаются руками вторых игроков команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 

Игра совершенствует технику бега по прямой линии и с поворотом, развивает быстроту, вырабатывает точность движений.

 
 



4. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

Патриотическое  воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. 
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, богатством своей страны.  

Формирование патриотизма  


Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.
 
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку младшего школьного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.  
 
В период младшего школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.  
 
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.  
 
Цель воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. 
 
Задачи патриотического воспитания детей младшего школьного возраста включают:  
 
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;  
 
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).  
 
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. 
 Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа: 
 1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей и формирует целостную духовно развитую личность.  
 


















Литература
1. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993. 
 
2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с. 
 
3. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М.: Новая школа, 1996. 
 
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.  
 
5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973. 
 
6. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-СПб.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Детство-Пресс, 2002. 
 
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003. 
 
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Матвеева Татьяна Яковлевна

Дата: 17.03.2018

Номер свидетельства: 462253

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства