«Театрализованный национальный праздник «Вороний день».
Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным 75 – летию Октябрьского района. Театрализованный национальный праздник прививает интерес к традициям коренных народов Севера, расширяет кругозор детей.
Праздник проводится на свежем воздухе с приготовлением ухи на костре, чаепитием. Участники мероприятия знакомятся с историей праздника в ходе театрализованного представления, которое показывают «Ворона», «Хозяйка праздника с помощницей». Дети участвуют в национальных играх, рассказывают стихи о весне и вороне, разгадывают загадки, участвуют в обряде с завязыванием ленточки на берёзу, загадывают желания.
Методическая разработка может быть использована педагогами школ и учреждений дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вороний праздник »
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
Вороний праздник
Составитель:
воспитатель пришкольного интерната
Алачева А. А
С. Шеркалы, 2014 г.
Форма организации коллективной деятельности: совместно-взаимодействующая (работа в малых группах).
Цель: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".
Задачи:
• Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси.
• Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
• Формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
• Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.
Предварительная работа с детьми:
• внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера;
• предварительное рисование птиц.
Место проведения: пришкольный интернат, чаепитием с конфетами и печеньем.
Дата проведения: 11 апреля 2014 год
Участники: обучающие пришкольного интерната, обучающие школы, хозяйка, помощница в национальной одежде ханты, белые и чёрные вороны.
Оборудование:
-национальные костюмы ханты, костюмы вороны;
-разноцветные ленточки для обряда;
-веточки березы;
Спортивный инвентарь:
-конусы-ориентиры 4 шт.
-мячи 2 шт.
-аркан и шест 1 шт.
-корзины (по количеству участвующих команд)
- рисунок птицы вороны.
Ход мероприятия.
Хозяйка:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник, а какой, вы узнаете, если отгадаете загадку: Окраской сероватая, походкой мешковатая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая, (ворона).
«Вурна хатл» - так на языках обских угров звучит название вороньего дня. У коренных жителей Югры из весенних праздников он считается одним из самых ярких. Весна - время прилета птиц, и ворона прилетает одной из первых. Своим прилётом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. Ворона покровительница женщин и детей.
- У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. Кто знает, как называется праздник встречи весны коренных народов Севера? (Вороний праздник.)
Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"
Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.
Из далеких времен до наших дней народы ханты, манси и ненцы донесли до нас легенду:
“Давным-давно ворона была белой и жила с людьми в чуме. Но в трудные голодные времена, когда никакой еды у очага не осталось, ворона из чума улетела на поиски пищи. Летала она недолго - увидела падаль, да и наклевалась вдоволь. Люди в стойбище ее не узнали - вернулась ворона черной - и прогнали. Нельзя опускаться так низко, как бы ты ни бедствовал. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой”.
Какие чувства, краски вызывает у вас, когда вы слышите слово “Весна”?
- Какие народные приметы, связанной с вороной, вы знаете?
По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Если сядет на верхушку дерева – быть большой воде. Если на нижние ветки – скоро поднимется ветер. Ну, а если ворона клюв под крыло прячет – точно к холоду!
Хозяйка:
Ребята, а где же ворона? Посмотрите кругом - нет ли где вороны?
( Выходит ворона).
Ворона:
Не меня ли поджидаете? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, скажите, весна наступила? Назовите признаки весны. (Дети называют).
Ворона:
Теперь я знаю точно, что весна уже наступила, но на улице лежит снег. Еще холодно. Где же я жить буду?
Хозяйка:
Ребята, как же мы забыли приготовить гостье гнездо? Давайте постараемся сделать гнездо из прутиков, кто сделает быстро и красиво.
( Дети из прутиков изготавливают воронье гнездо).
Ворона:
Спасибо вам за гнездышко, чем больше будет гнёзд, тем больше народится детей в следующем году, а будут дети – будет продолжаться и жизнь.
Ворона:
А теперь, ребята, я хочу, чтобы вы мне рассказали стихи про весну, солнце и меня.
(Дети рассказывают стихи).
Помощница:
Ворона живет в нашем лесу, а других животных нашего края вы знаете? Сейчас мы просим всех ребят поучаствовать в конкурсе загадок.
(Дети отгадывают загадки).
1.Солнце клонится к зиме. Ищу я тёплую лесную глушь. Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра. Одна лапа моя - мягкая подушечка. Другой лапой укрываюсь. (Медведь).
3.Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти-рожки. С виду кроток, но не зверь: Страшен в жизни этот зверь. (Рысь).
4.Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).
5.Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк).
6.Чуток, строен и высок, гордо голову несет,
от рогов густая тень. Вот красивый зверь ... (Олень).
7.Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка).
8.Есть в реке работники - не столяры, не плотники, а выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры).
9.В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса. (Лиса).
Помощница:
Молодцы, ребята, видно как хорошо вы знаете животных нашего края.
К вороньему дню готовятся заранее. Мамы и бабушки заготавливают летом рыбу (солят, вялят, сушат, делают рыбий жир «варку»), заготавливают ягоды, варят варенье.
«Отгадай ягоду» Игра.
Девочке и мальчику завязывают глаза. На столе или на земле лежат разные ягоды. Они пробуют ягоды и по вкусу определяют, какая это ягода.
Кто больше отгадает название ягод тот и побеждает.
Ворона:
А теперь дети давайте поиграем в национальные игры, немного разогреемся. (Проводятся национальные игры).
1. «Бросание тынзяна на хорей».Участники команд по очереди пытаются набросить аркан на шест.
2. Ханты считаются хорошими охотниками. И следующее задание: маленьким мячиком попасть в корзину расположенную на расстоянии 1-2 метров от игроков. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.
3. Одной из самых любимых хантыйских забав являются «прыжки через санки». Эстафета проводится в парах. Первый участник перепрыгивает через санки, стоящие перед ним, второй участник быстро переставляет санки вперед, первый участник опять прыгает, и так до кегли, где участники меняются ролями.
Хозяйка:
Ханты считали, что ворона заботится о здоровье детей, о том, чтобы они были умными и послушными и поэтому они ставили под березой столик с кашей и горячим чаем, угощали, чтобы ворона не забывала свои обязанности. Давайте и мы с вами её угостим. (Дети несут угощение к березе). Можете загадать желание и привязать свою ленточку к веточкам березы.
И закончить нашу встречу я бы хотела строками из стихотворения Р.Ругина:
С той поры, когда в родном селенье
Стал я понимать людскую речь,
Врезалось мне в память наставленье:
Нашу землю вечную беречь
Хозяйка:
У хантов было принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга. И сейчас приглашаем вас, ребята, к столу.
Хозяйка и помощница угощают ребят и гостей национальными блюдами (ухой, кашей саламат, северными ягодами) и чаем.
Литература.
Голоса древних культур / Ред.-сост.: Е. Главацкая, Е. Вершинин, И. Захарова – Екатеринбург : Баско, 2008. – 128 с.: ил.