«Волшебный мир сказок А.С.Пушкина»
Классный час
Подготовила:
Новикова Н.Е.,
воспитатель
Цель:
Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве Пушкина А.С.
Задачи:
а) выявить, насколько детям знакомы сказки великого поэта;
б) формировать у детей навыки выразительного чтения;
в) развивать артистические способности, память, мышление, речь;
г) воспитывать чувство дружбы, коллективизма;
д) воспитывать любовь к сказкам А.С. Пушкина, интерес к его творчеству.
Оформление:
Оборудование:
видеопроектор,
компьютер.
Воспитатель:
Наш классный час посвящен великому русскому поэту А.С.Пушкину. Он известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Его произведения переведены на многие языки мира. В Псковской губернии дом – музей Пушкина.
Родился поэт 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье.
Отец, Сергей Львович, бывший военный, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Отец поэта любил литературу: он был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку.
Мать, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - "арапа Петра Великого", была образована, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах.
Дядя Пушкина, брат отца, был довольно известным в то время поэтом. И отец, и дядя были образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой, театром.
Дом Пушкина с удовольствием посещали известнейшие люди того времени: Карамзин, Жуковский. Мальчиком Пушкин был свидетелем литературных споров, чтением новейших произведений.
В 12 лет, получив прекрасное домашнее воспитание, Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.
Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. С детских лет она самый близкий и дорогой человек для Пушкина. Открыла поэту мир сказки; для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей. Она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.
(Звучит русская народная музыка)
Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
В одном из стихотворений Пушкин писал:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел
Ученик:
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Ведущая:
Пушкин любил Россию, ее природу. Ни одно время года не вызывало у поэта такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Он нашел и изобразил подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе.
1 Ученик
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
2 – ученик:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
3 - ученик
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
4 – ученик
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
.
Ведущая:
У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя он прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Александр Сергеевич сказок не сочинял. Но все сказки его стали любимыми русским народом и детьми.
Инсценировка сказки о царе Салтане
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Викторина: «Угадай сказку»
С какого дерева эти листочки? (Показывает дубовые листочки)
Где растет этот дуб? (У Лукоморья)
Кто там живет? (Русалка, леший, 30 витязей…)
Назовите сказку и ее героиню.
(«Сказка о золотой рыбке», старуха)
Из какой сказки этот предмет?
(Зеркальце, «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)
Кто обращался к зеркальцу и с какими словами?
(царица, «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». - «Свет мой, зеркальце скажи …»)
5.Из какой сказки это наливное яблочко?
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
Веревка – откуда и зачем?
(«Сказка о попе и его работнике Балде». Балда веревкой море морщил, да проклятое племя чертей корчил…)
7. Попробуйте отгадать, откуда эти строки?
“…Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался,
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!...
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай своей любя,
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
“…Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”
(«Сказка о золотом петушке»)
За какую плату служил Балда попу?
(За 3 щелчка)
9.Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?
(Ровно 30 лет и 3 года)
10.Что просила старуха у рыбки?
(Новое корыто, избу, «быть столбовою дворянкой», «быть вольную царицей», «быть владычицей морскою».)
11.В кого превращала Царевна Лебедь князя Гвидона?
(В комара, муху, шмеля)
12.Какую песенку пела Белка из “Сказки о царе Салтане…”
(Во саду ли в огороде…)
13. Где сидел золотой петушок, охраняя государство царя Дадона?
(На высокой спице)
Ведущая:
Наш классный час, посвященный великому поэту, подошел к концу, хотя многое можно было бы еще услышать. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!
ЛИТЕРАТУРА
«Под голубыми небесами» - М.: Детская литература, 1986.
А.С. Пушкин «Стихи и сказки» М.: Детская литература1976.
“Сказка о золотом петушке” – Новосибирск: Детская литература, 1992.
“Сказка о попе и о работнике его Балде” – М.: Детская литература, 1981.
“Сказка о рыбаке и рыбке” – М.: изд-во им. Сабашниковых, 1992.
“Стихи и сказки” – М.: Детская литература, 1985.