kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Военно-патриотическое воспитание школьников как новый импульс формирования в России гражданского общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военно-патриотическое воспитание - это ориентация процесса воспитания на формирование у молодежи высокого патриотического сознания идей, служения Отечеству, способности к его защите.

Просмотр содержимого документа
«Военно-патриотическое воспитание школьников как новый импульс формирования в России гражданского общества»

Военно – патриотическое воспитание школьников как новый импульс формирования в России гражданского общества

Маковлева Е.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная

Владимировская школа»

Военно-патриотическое воспитание – это ориентация процесса воспитания на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей, служения Отечеству, способности к его защите. В школе оно должно внести весомый вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Воспитание патриота и гражданина – одно из направлений воспитательной работы школы. В современных условиях оно предполагает формирование терпимости, умения сострадать, сопереживать, противостоять насилию. Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед педагогом, весьма ответственная и сложная. Учитель должен определить и выбрать средства, приемы и методы, чтобы привить современным школьникам чувство патриотизма, вооружить их важнейшими морально-психологическими качествами: смелость, твердость характера, физическая выносливость, необходимыми человеку и защитнику Родины, и простому мирному человеку.

В настоящее время, когда многое в истории нашей Родины пересматривается и переоценивается, очень много значит для молодого поколения, его нравственного здоровья, воспитание в нем чувства гордости и уважения к своим дедам и прадедам, вынесшим на себе весь ужас войны, воспитание в нем чувства патриотизма и любви к своей Родине, к родному краю, к ветеранам войны.

Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детском возрасте, остаются с человеком на всю жизнь.

Хотелось бы поделиться своими формами и методами работы, проводимыми мною в этом направлении с обучающимися начальной школы.

Считаю, что среди наиболее действенных средств военно-патриотического воспитания школьников являются уроки мужества.

С этой целью ежегодно в канун освобождения села Владимировка от немецко-фашистских захватчиков 19 января провожу уроки мужества. На них мы с детьми знакомимся с ветеранами войны, читаем и слушаем о подвигах советского народа, учимся быть патриотами своей Отчизны. При подготовке к уроку ученики подготовили сообщение о владимировцах в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, не сохранилась общая цифра ушедших на великую войну с территории села, но примерно это 800 человек, 336 человек не вернулось с войны, их имена занесены в Книгу Памяти, четыре ветерана живет в селе сейчас: Иван Федорович Даньшин, Анатолий Иванович Мильченко, Владимир Алексеевич Чертков, Елена Прокофьевна Дормастукова. Эти данные – результат краеведческой работы: дети учатся анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, приобретают навыки экскурсоводов. Такая работа решает конкретную педагогическую задачу - патриотическое воспитание школьников.

Знакомство с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий - один из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств. С этой целью был организован поход в школьный краеведческий музей, где дети познакомились с множеством документальных экспонатов и фотографий, напоминавших о суровых годах войны. Учитель истории Симакова Н.П. зачитала письмо нашего односельчанина с фронта, которое передало сокровенные мысли человека, его чувства, переживания, надежды. А школьники прочувствовали в нем силу духа, мужество и стойкость, которые помогли солдату пережить то страшное время.

Самые ощутимые результаты в решении задач военно-патриотического воспитания приносят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Считаю, что такие встречи для современных детей просто необходимы. На урок, посвященный Дню Победы, был приглашен участник Великой Отечественной войны Чертков Владимир Алексеевич. С каким вниманием и интересом слушали дети выступление фронтовика. Они задавали ему вопросы, переживали вместе с ним и как-будто бы побывали в тех суровых военных временах юности героя. Выступление фронтовика помогло детям более конкретно и зримо представить далекие военные события, усиливая тем самым эмоциональный настрой. Образ истории, почерпнутый ребенком из книг и кинофильмов, дополнился образом реального человека, который сражался на фронте и помог разбить врага.

Набирая новый класс, я всегда предлагала и предлагаю ученикам изучить сведения о боевом пути бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Дети интересуются такой работой, беседуют с родственниками и полученные сведения оформляют на отдельных листах в виде сочинений. Здесь же помещают фотографии родственников. Работы получаются очень интересные.

Вот, что написала Муратова Анастасия: «Мой прадедушка, Тынянских Митрофан Алексеевич, был призван в ряды Советской Армии 1 февраля 1944 года. В г.Москве в Чернышовских казармах, где проходили формирования воинских частей, был обмундирован и направлен в полковую школу станции Джели Горьковской железной дороги. После окончания учебы в школе был направлен в 43 прожекторный полк, в котором принял участие по охране городов от налетов немецкой авиации: города – Сарны, Коростень, Ковень(Западная Украина). Затем передислокация полка и направление на г.Мобелик, г.Варшаву, Краков. За боевые действия прожекторному полку было присвоено звание Ордена Александра Невского. День Победы прадедушка встретил в г.Варшаве. К сожалению, в 2011 году его не стало. Но я его продолжаю любить и горжусь им».

На классных часах мы не забываем говорить и о других войнах нашего времени. Особый интерес у школьников вызвали воспоминания очевидцев событий Афганской и Чеченской войн. Эти документальные материалы хранятся в краеведческом музее Владимировской школы и представляют особую ценность. Их немного и они скупы, так как воины-афганцы и воины-чеченцы очень не любят вспоминать весь этот ужас. Читать без волнения рассказы – воспоминания этих молодых людей нельзя. «Наша рота уходила последняя. Она прикрывала вывод советских войск из Афганистана под руководством генерала Бориса Громова. Войска выходили через Кушку»- вспоминает Белоусов Сергей, бывший выпускник нашей школы, с 7 ноября 1986 года по июнь 1988 года проходивший срочную службу в Афганистане. Скокодубов Виктор, наш односельчанин, выпускник нашей школы, прошедший через огонь и кровь чеченской войны (2002 – 2003гг) о чеченском периоде говорит, как о работе: «Нельзя закурить, нельзя заснуть на посту, нельзя просмотреть, вовремя не заметить – из-за одного могут погибнуть все». Дети с огромным интересом узнают информацию о мальчишках, которые честно выполнили свой интернациональный долг.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных игр, эстафет и праздников, День Защитника Отечества.

В рамках такого месячника мы ежегодно принимаем участие в военно-спортивной игре «Зарничка», которую организуют и проводят учителя начальных классов. Опыт проведения игры показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания. Содержание и формы подготовки и проведения детской спортивной игры «Зарничка» среди младших школьников дало возможность проявить детям свои организаторские способности, чувства коллективизма и взаимовыручки. «Зарничка» стала для школьников настоящим уроком мужества, патриотизма, физической и моральной закалки, приобретения необходимых умений и навыков безопасной жизнедеятельности, медицинской помощи, формирования морально-волевых качеств. В период подготовки к игре было прочитано много книг на военную тему. Воссоздание исторических ситуаций, действия в предполагаемых обстоятельствах способствовало пробуждению у детей чувства сопереживания прошедшим историческим событиям.

Ко Дню защитника Отечества прошли спортивно - командные соревнования «А ну-ка, мальчики!», праздник для мальчиков «Русский солдат умом и силой богат». Здесь мальчикам представилась возможность показать силу, ловкость, смекалку. Они вспомнили имена прославленных русских военачальников и полководцев, познакомились с военной техникой времен войны и вооружением современной российской армии. Была организована выставка детского творчества, где дети представили свои рисунки по теме «Защитники отечества», игрушечную технику, поделки из картона, пластилина, аппликации из бумаги. Лучшие работы отмечены памятными открытками.

Тема войны и Победы в поэзии и музыке особенно эмоциональна: она вызывает в людях чувство патриотизма, гордости за свой народ. В нашей школе ежегодно в рамках месячника военно - патриотического воспитания проводится смотр строя и песни, конкурс чтецов, конкурс инсценированной песни, где мы принимаем активное участие. Когда мы разучиваем песни военных лет, обязательно обращаю внимание на их мелодичность и насыщенное содержание. Дети получают возможность почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на земле.

Очень важно включить в работу по военно-патриотическому воспитанию мероприятия по увековечиванию памяти погибших в борьбе за независимость нашей Родины, проведение митингов на братских захоронениях. Перед тем, как пойти туда, следует напомнить детям о том, что есть в нашей огромной стране особые места, важные и святые для каждого из нас. Они связаны с нашей историей, с гордостью, болью и памятью нашей. В такие моменты в наших детях пробуждается доброе чувство благодарности к тем, кто отдал свои жизни за святое дело – защиту родного Отечества.

Уверена, что такая разносторонняя живая работа реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников, как одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Литература


1.Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе/ И.А.Агапова. М.:Айрис-пресс, 2002.

2.Бондаренко, Е.С. урок гражданина/ Е.С.Бондаренко//Нач.шк.2004.№3.

3.Иванова, И.Л. Больше, чем игра…: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра//Военные знания.2003.№2.

4.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школ/авт.-сост.А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.-М.:Глобус, 2007.-330с.-(Воспитательная работа).




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маковлева Елена Николаевна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376312

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства