kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие в 5 классе "Природа не прощает ошибок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока с презентацией о проблемах защиты окружающей среды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие в 5 классе "Природа не прощает ошибок"»

Муниципальный этап регионального конкурса «Учитель года-2014» Царева Людмила Георгиевна

Внеклассное мероприятие

«Природа не прощает ошибок»



Цели: - расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

-формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей

Оснащение урока: мультимедиа презентация, эпиграф урока, четыре закона экологии по Барри Коммонеру, листы бумаги, ручки.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

Оформление на доске:

а) эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Барри Коммонер



План классного часа:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

3.Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

4.Интерактивная беседа.

5.Информационный блок «Законы экологии».

6.Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

7.Работа в группах «Обращение от имени природы».

8.Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».

9.Подведение итогов. Рефлексия.



Ход часа общения

1.Организационный момент. Добрый день, ребята. А я надеюсь, что он будет именно добрым, благодаря нашей плодотворной работе!

2.Вступительное слово.

-Посмотрите на слайд. Демонстрация слайда №1 и попробуйте определить тему нашей встречи.

(обсуждение фотографий)

- Какая тема нашего часа общения?

Демонстрация слайда № 2 «Природа не прощает ошибок»

-Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Демонстрация слайда № 3 «Комары»

-Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвенк – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвенк, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

-Какой же экологический урок дал старый Эвенк рыбаку?

Обучающиеся:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

-Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Демонстрация слайда № 4 «Экологические проблемы мира»

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

-Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

(дети читают законы)

Первый закон: «Всё связано со всем».

-Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

- Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

-Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

-Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

-Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

- Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего района и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель.

Демонстрация слайда № 5 «Спирт завод»

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Обучающиеся:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Идём дальше. Что-то трудно становится дышать!

Демонстрация слайда № 6 «Горящие листья»

Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Обучающиеся:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.



Демонстрация слайда № 7 «Биогумус»

- В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Обучающиеся:

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

-Мы выехали в дачный посёлок.

Демонстрация слайда № 8 «Дачный посёлок»

Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но жители решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Обучающиеся:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

-Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

-Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Демонстрация слайда № 9 «Обращение природы»

-Давайте напишем письма - обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(работа в группах 2-3 минуты)

-Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп и читают обращения)

-Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

-Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему часу общения.

Демонстрация слайда № 10 «Стихотворение»

-Это строки поэта Евгения Евтушенко.

(учитель читает стихотворение)

-О чём говорит здесь поэт?

Обучающиеся:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.



- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Обучающиеся:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.



Демонстрация слайда № 11

-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу, а она так прекрасна!

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Подведение итогов (рефлексия).

Демонстрация слайда № 12 «Рефлексия»

-Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

-Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Обучающиеся:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.




Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую пылиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

Четыре закона экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Барри Коммонер



17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие в 5 классе "Природа не прощает ошибок"

Автор: Царёва Людмила Георгиевна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Внеурочное занятие в 5 классе "Природа не прощает ошибок""
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnoie_zaniatiie_v_5_klassie_priroda_nie_proshchaiet_oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "360325"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479539342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства