Тема: «Пряничная мастерская»
Цель: формировать интерес к историческому прошлому, традициям и культуре пряничного дела на Руси и на Дону.
Планируемые результаты:
Личностные:
знать историю возникновения пряничного дела на Руси;
углублять и расширять знания детей о видах пряников;
уметь работать в группе, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
формировать положительное отношение к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.
Регулятивные:
Познавательные:
отличать новое от известного;
добывать новые знания: осуществлять операции сравнения, классификации, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
формировать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями;
оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Форма занятия: творческая мастерская.
Форма деятельности на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология: развивающая с элементами педагогической мастерской.
Ход занятия:
1.Организационный этап. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы совершим путешествие в прошлое. Мы узнаем о некоторых традициях наших предков, которые сохранились до наших дней, прикоснемся к миру прекрасного. А ведь прекрасное совсем рядом, оно окружает нас всегда. Только нужно увидеть его, почувствовать и уметь насладиться. Давайте подарим улыбки друг другу, нашим гостям; и пусть это станет первым шагом в нашем путешествии.
- В некотором царстве, в Российском государстве, жили-были дед и баба…
За долами, за лесами
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
Перед ними тесто горкой,
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба все в муке.
Слепили коровку –
Масляну головку.
С нею рядышком коза –
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком.
Хлебные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытом бьют,
Просятся в поле - землю пахать,
На вольной ниве гривой махать.
Лепили, лепили,
Всех в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!
2.Определение темы занятия. Целеполагание.
- Ответьте, пожалуйста, о чем данное стихотворение? (О пряниках)
- Правильно, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия - «Пряничная мастерская». Посмотрите, какое красивое название. А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (Узнаем об истории возникновения пряника на Руси, о традициях, связанных с пряниками, на Дону, о видах пряников, будем украшать их).
3. Основной этап.
- Ребята, изготовление пряников можно назвать традицией? (Да, конечно, это старинная русская традиция)
- А какие еще традиции вы знаете? (праздновать Рождество, Масленицу, Пасху)
- Да, ребята, Россия - поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество, Крещение, а язычество-Масленицу и Ивана Купала. И издрЕвле на Руси к каждому празднику пекли пряники. Есть даже такая пословица: «На каждый праздник хорош свой пряник».
4.Познавательная деятельность.
- Русский пряник-это неотъемлемая часть русской национальной культуры, присутствующая во всех сферах жизни: праздник и ярмарки, народные гулянья, быт, фольклор.
- Ребята, перед вами лежат карточки, на которых представлена информация об истории возникновения пряника на Руси. Я даю вам минуту на подготовку, после чего вы расскажете нам об этом.
Карточка №1
Давным-давно, в былинные времена, в веке этак IX, на Руси поживали люди, которые узнали тайный рецепт удивительного блюда от Скандинавских выходцев – варяг. Смешивая ржаную муку с медом и ягодным соком, выпекали они вкусные и сладкие лепешки на радость взрослым и деткам и назвали лакомство – «медовый хлеб». Восторг и отраду испытывали люди от такого простого, но в то же время изумительного кушанья. И решили немного поколдовать, добавив в тесто дары природы – лесные травки и различные коренья. Теперь кушанье стало терпким на вкус, но самое главное – и еще полезнее, особенно хорошо помогало от простуды с горячим чаем или парным молоком.
Карточка №2
Шло время, и на Руси XII—XIII века появились купцы заморские, которые привозили из Ближнего Востока и Индии экзотические пряности, так называемые «сухие духи»: черный перец, корица, кардамон, имбирь, бадьян, мускат, гвоздика, цитрусовые корки лимона и апельсина, мята, кориандр, ваниль, анис, тмин.
Вот тут и начала твориться история возникновения русского медового пряника.
В медовое тесто стали добавлять различные пряности и добавки, создавая разнообразие вкусов, которое оформилось в то самое знакомое нам яство – русский пряник.
Карточка №3
В Толковом словаре Даля читаем: «Пряник — лакомство хлебное на меду, на пАтоке с разными пряностями». Здесь же он приводит примеры русских поговорок: «Жена не пряник, а ржаной ломоть. Наш Сергунька не брезгунька, ест пряники и неписаные. Хлеба не станет, будем пряники есть. Обменялись свахи пряником и пивом».
Некоторые исследователи предполагают, что пряники были на Руси частью языческих ритуалов и известны ещё с былинных времён.
Собиратель и знаток русских древностей XIX века Голышев, также отстаивающий эту точку зрения, приводит в пример текст одной их русских сказок: «Устали богатыри есть пряники печатные; запивать их винами заморскими».
Карточка №4
Начиная с XVI века пряники появились почти во всех городах и сёлах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. В XVII — XIX веках пряничное дело становится распространённым народным промыслом, в каждой области выпекали пряники по своим рецептам, секреты которых тщательно скрывались и передавались только от отца к сыну. Мастеров, занимавшихся пряничным делом, называли прянишниками, так, по мнению ученых, и произошла фамилия Прянишников. Пряник – древнее лакомство, и с ним на Руси связано много старинных обычаев и традиций. С пряником приходили в жизнь, с ним проходила жизнь и в последний путь провожали тоже пряником.
-Ребята, мы с вами узнали много нового и интересного об истории возникновения пряника. А что же у нас на Дону? Существует ли у нас традиция выпекать пряники? Помните, я вас просила на выходных пообщаться с бабушками и дедушками. Что интересного вы узнали от них?
1. В нашей семье принято печь пряники на именины, День Ангела. На них изображаются начальные буквы имен Ангелов-хранителей. В первый день праздника такой пряник кушать нельзя, его нужно положить за икону. Ночью прилетит Ангел-хранитель, первым отведает пряник, подобреет и весь год будет помогать своему подопечному.
2. В нашей семье всегда пекли пряники-жаворонки, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.
3. Я знаю, что в день свадебного торжества пряник преподносят невесте, чтобы ее жизнь была красивой и сладкой. Свадьба заканчивается тем, что гостям раздают по кусочку большого пряника или по одному прянику. Получив кусочек, гости знают, что праздник окончен и пора расходиться по домам.
-Ребята, какие вы молодцы! Вы столько разнообразного рассказали сейчас! Мне хотелось бы поведать вам ещё кое-что интересное! А теперь посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются эти пряники? (формой, способом изготовления).
-Правильно, ребята. Пряники по способу изготовления делятся на лепные, силуэтные и печатные.
- Ребята, каждая группа получает свой вид пряника и характеристики к каждому из трех видов пряников. Ваша задача - определить, какая характеристика соответствует вашему виду пряника.
Лепные:
Самыми древними считаются именно эти пряники. Они появились еще во времена языческой Руси и дошли до наших дней. Сегодня такие пряники являются этнографической редкостью. Лепили их руками наподобие глиняных игрушек.
Вырезные:
Технология изготовления таких изделий заключается в вырезании ножом либо металлической формой фигурки из раскатанного теста.
Печатные:
Чтобы их изготовить, требуется пряничная доска – специальная форма для пряников. Качество и красота лакомства полностью зависели от мастера, изготавливающего эту доску.
- Ребята, в начале занятия мы с вами говорили о пряничных традициях на Дону. Давайте остановимся на этом поподробнее. Посмотрите, пожалуйста, на изображения и расскажите, с какой целью изготавливались данные пряники.
Пряники для детей. Для малышей пекли и так называемые пряники-«пальчики»: маленькие узкие прямоугольники, на которых рельефно пропечатывались имена — Ваня, Маша, Катя, Петя и пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных. В свое время детей приобщали к грамоте при помощи пряников: специальная пряничная азбука появилась в России в XVIII веке. Излюбленным лакомством для ребятишек были коврижки-буквы. Откусит ребенок букву и — запомнит ее. Кто не захочет учиться по такой вкусной «печеной» азбуке!
Пряники для невест. Также пряники присылали невесте. Примет избранница подарок — можно засылать сватов, нет — стало быть, не люб, значит, указала от ворот поворот. Для подарков девицам парни приготавливали пряники с цветами и надписями: «знак любви», «знак верности», «знак уважения», «знак дружбы», «знак памяти».
Свадебный пряник. Пряники заменяли хлеб-соль при встрече молодых. Перед ними клали на стол самый большой и с лучшим рисунком пряник, обильно усыпанный ягодами. На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него там клали подарки и деньги. Отсюда пошло выражение «класть на пряник» т. е. делать подарки.
Пряники-газеты. Служили пряники и «съедобной газетой», рекламой. Они информировали народ о новостях, о развитии техники, искусства, о политике. Стоило в 1815 году в России появиться первому пароходу «Русалка» на Волге, и он сразу же попал на румяный пряник. Удостаивались чести быть запечатленными на вкусном лакомстве и артисты цирка, балерины, певцы, выступавшие в том или ином городе. Пряники знакомили покупателя с моделями одежды, изображали кареты, златоверхие терема, сцены из быта горожан и селян, предметы домашнего обихода, героев народных сказок и легенд.
5.Физкультминутка.
- А сейчас я предлагаю вам немого отдохнуть!
(флэшмоб под русскую народную песню)
6.Практическая деятельность. Творческая мастерская.
- Ребята, на уроке технологии вы со Светланой Владимировной испекли пряники. А сегодня мы будем украшать их. Для этого необходимо уметь истолковывать значение символов, изображенных на пряниках. Как вы думаете, что обозначают данные символы?
Олень символизирует силу, достоинство, защиту семьи; сердце – симпатию, расположение, привязанность, любовь; точка на крашеном прянике означала начало начал, семена будущей жизни; круг – это солнце, символ жизни; елочка – символ здоровья; барашек – символ благополучия; птица – брачный союз.
- Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. (слайд)
- Перед вами на столах лежат пряники и пакетики с глазурью. Вам необходимо с помощью ножниц отрезать край пакетика для того, чтобы появилось небольшое отверстие. Затем, надавливая на пакетик, вы рисуете на прянике свой рисунок. Не забывайте о символике, ваш пряник будет нести на себе какой-то посыл, это зависит от того, кому, на какой праздник и с какой целью вы готовите свой пряник.
7. Подведение итогов.
- Ребята, вы прекрасно справились! Может быть, вы расскажете, что обозначают рисунки на ваших пряниках, для кого вы их приготовили?
(презентации пряников)
- А теперь давайте сделаем выставку ваших пряников. Посмотрите, какие вы молодцы! Итак, что интересного вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?