Туристической тропой
Цель: знакомство с таким видом спорта как туризм, пробуждение интереса к занятию туризмом.
Задачи:
- воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи;
- отработка первоначальных навыков по установке туроборудования, разведению костра;
- развитие навыков в преодолении естественных препятствий.
Описание эстафеты: эстафета командная, рассчитана на 4 команды по 5-10 человек. Перед каждым этапом эстафеты командам дается вводная, «привязывающая» каждый этап к походной ситуации. Функцию жюри может выполнять ведущий, но лучше для этой цели пригласить 3-4 человека, например, из числа известных школьных туристов-старшеклассников, чтобы придать эстафете значимость.
Ход занятия
1.Организационный момент
2. Вступительное слово преподавателя.
Ребята! Мы собрались сегодня в Международный день туризма! Я вас поздравляю с этим праздником, потому что каждый из нас хотя бы немного имеет отношение к этому празднику. Ведь туризм – это походы, экскурсии, путешествия, поездки. Кого принято называть е туристами? Какими качествами должны они обладать? Хотелось бы Вам сказать, что походы с ночными кострами, ночевкой в палатках, рассказы об интересных случаях, происшедших в походе, наверняка пробуждают интерес к этому виду спорта. Наше занятие мы проведем в игровой форме, подобную походной, мы в самом элементарном виде познакомимся с тем, что может ожидать нас в походе.
3. Представление команд (название, девиз):
Туристёнок «Один за всех и все за одного!»
Рваный кед «Хоть у нас и рваный кед, мы добьёмся всех побед!»
Робинзоны «Провались земля и небо, мы на кочке проживём»
Светлячок «Светлячок готов сражаться, вам за нами не угнаться!»
Мы сегодня будем путешествовать по станциям. (туртехника, краеведение, туробед, экологическая). У каждого отряда будет маршрутный лист, где написана последовательность станций.
3. Инструктаж по технике безопасности.
4. Описание станций:
Станция туристская техника
Эстафеты.
1 этап. Командам объявляется, что начинается сбор в поход, и каждой команде вручается рюкзак. Рюкзак играет роль эстафетной палочки, но на определенном расстоянии от команд сложены вещи, необходимые в походе. Каждый участник подбегает с рюкзаком и укладывает в него только одну вещь, затем передает рюкзак следующему. Побеждает та команда, которая раньше других уложит и перенесет все вещи.
2 этап. Командам объявляется, что во время похода могут встретиться различные препятствия и только дружная команда сможет их преодолеть. Вот сейчас и предлагается проверить: какой ширины овраг общими усилиями смогут преодолеть команды. Каждый участник команды прыгает с места без разбега, следующий участник прыгает с того места, на которое приземлился предыдущий и т.д. Побеждает та команда, которая прыгнет дальше всех.
3 этап. Овраг преодолен и на пути туристов – болото. Перейти его можно только по кочкам, изображать которые будут листы бумаги. Каждой команде дается по два листа, и участники, передвигая их, доходят до определенного места. Побеждает та команда, которая быстрее переберется через болото.
4 этап. Теперь на пути туристов овраг, который можно преодолеть по бревну. Роль бревна играет гимнастическая скамейка, по которой должны пробежать по очереди все участники команды. Те, кто сделают это быстрее других, побеждают.
5 этап. Ведущий объявляет, что во время похода перевернулась одна из байдарок, необходимо оказать помощь товарищам. Роль товарищей играют обручи, до которых каждый участник должен добросить веревку. Побеждает та команда, которая совершит больше точных попаданий.
6 этап. Теперь самое время развести костер. Каждому участнику дается по полену. Из этих поленьев участники должны сложить костер (колодец или шалаш) на определенном месте, добегая до него по очереди. Чей костер будет сложен раньше, те и побеждают на этом этапе.
7 этап. Ну, вот все туристы дошли до привала, теперь нужно установить палатку, для этого каждой команде выдается палатка и по сигналу команды начинают ее устанавливать, побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Станция краеведение:
1). Туристские загадки (см. приложение 1.) - за каждый правильный ответ – 1балл
2). Викторина «Знай свой край» (см. Приложение 2.) - за каждый правильный ответ – 1балл
Станция «Туристический обед»
Участникам выдаются нарисованные котелки и записанные ингридиенты для приготовления обеда. Из этого набора продуктов командам необходимо «сварить» обед из трёх блюд (наклеивать на котелки) (см. Приложение 3)
Станция «Экологическая»
Командам даётся задание на экологическую тему выполнить рисунки на асфальте.
6. В заключении подводится итог эстафеты и других станций, определяются победители, вручаются подарки.
Слово преподавателя: подводя итог занятию, хотелось бы сказать, что все приобретенные и отработанные сегодня навыки непременно понадобятся при настоящем походе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 39
Хутора Трудобеликовского
Туристической тропой
Разработала: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39, педагог дополнительного образования МУДОД СДЮТЭ ст. Полтавской - РАДЧЕНКО Т.И.
2012 ГОД