Занятие разработано в соответствии с авторизированной программой для детей-билингвов по коррекции устной и письменной речи учащихся. На занятии для учащихся 3 классов предлагается работа по восстановлению деформированных предложений, текста, а также ведётся исследовательская работа над словом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
по развитию речи для детей - билингвов в 3 классе.
Тема: Составление устного рассказа. Медведь.
Цели:
-продолжить работу над развитием устной русской речи учащихся;
-работать над составлением предложений из слов, теста из отдельных предложений, учить правильно располагать части текста, озаглавливать текст.
-учиться работать с толковым словарем.
-расширять и обогащать словарный запас учащихся, кругозор.
-воспитывать любовь, бережное отношение к миру животных.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словами для предложений (приложение)
Ход занятия.
1.Организационный момент. Приветствие.
-Здравствуйте. Начинаем наше занятие. Давайте вспомним, что мы делаем на наших занятиях.
(Учимся правильно, грамотно говорить на русском языке, строим правильно предложения, учимся без ошибок писать, закрепляем изученные правила русского языка)
2.Актуализация знаний.
-А ваш какой язык родной? (ответы детей)
-Мой язык родной -русский. Я работаю в русской школе, где учатся много детей разных национальностей. Если бы все дети говорили на своем языке -они бы мы друг друга? (нет)
-Поэтому нам нужно грамотно общаться, разговаривать на русском языке. Это государственный язык России. Что значит государственный? (ответы детей.)
-Государственный - это значит официальный язык государства, самый важный, главный: все законы, документы на этом языке.
РАБОТА С КАРТОЧКОЙ 1.
Рассмотрите данные слова. На каком языке они написаны? Как вы думаете, какое задание вам предложу? (переведем их на русский язык)
КАБАСО - СОБАКА РОКОВА - КОРОВА ВЕДЬМЕД - МЕДВЕДЬ
КАКОШ - КОШКА ШАДЬЛО - ЛОШАДЬ
-Что объединяет эти слова? (названия животных)
-Какое лишнее? (медведь)
-Почему? (дикое животное, остальные-домашние)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (ответы детей)
3.ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА.
-Мы сегодня с вами побудем немного исследователями. А кто это? ( Это люди, которые выясняют, находят что-то новое) У нас на занятии есть бочонок - он пуст. Для чего он? (ответы детей)
5.ОТРЫВОК ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА (сказки) «СОРОКА И МЕДВЕДЬ»
Сорока:
-Эй, мишка-медведь, на вопрос мой ответь?!
Медведь:
-На какой вопрос, стрекотуха?
Сорока:
Отчего тебя медведем все зовут? Глухаря - понятно, он глухой (плохо слышит), когда токует, зайца-беляка - ясно, он зимой белый. А вот почему ты медведь - не понятно.
Медведь:
-Эх, эх, эх, глупая ты птица! Оттого меня медведем зовут, так как знаю, ведаю, где мед в лесу спрятан. Медведь-мед ведающий.
-Перед вами разложены слова (карточка1)-Какое задание приготовила?(составить предложения)
Перед каждым ребенком деформированное предложение.
Летом медведь нагуливает жир.
Он ест ягоды, корни растений.
Любит мишка и рыбу
Осенью зверь ищет в лесу большую ель.
Там медведь выкапывает яму.
Он сгребает листья и мох в яму.
Когда берлога готова, медведь ложится спать.
Ударит мороз - уснёт медведь.
Чем сильнее мороз -тем крепче спит медведь.
7.РАБОТА В ГРУППАХ
Дети садятся в группы по трое.
-У вас готовы предложения. Ваш следующий шаг? (определить последовательность предложений). Учитель корректирует работу в группах.
1 группа
Летом медведь нагуливает жир.
Он ест ягоды, корни растений.
Любит мишка и рыбу
2 группа
Осенью зверь ищет в лесу большую ель.
Там медведь выкапывает яму.
Он сгребает листья и мох в яму.
3 группа
Когда берлога готова, медведь ложится спать.
Ударит мороз - уснёт медведь.
Чем сильнее мороз - тем крепче спит медведь.
8.ПРОВЕРКА .САМООЦЕКА
9.СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.
-Прочтите части текста. Что заметили? Какое задание? (соединим все части последовательно в рассказ.) Дети находят начало, середину, конец.
-Прочтем текст. Что заметили? (нет названия) – Что нужно сделать? (придумать название).
10.РАБОТА С ТЕКСТОМ,
Вопросы по тесту:
-Чем был занят медведь летом? Что значит «жир нагуливал»? (становился толстым, жирным)
--Что строил медведь? (берлогу)
-Что такое берлога? (ответы детей) Берлога - зимнее логовище зверя, место, где обитает зверь зимой.
(БОЧОНОК НАПОЛНЯЕТСЯ - УТОЧНИЛИ НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ).
-Все ли дикие животные зимой обитают в берлоге?
КАРТОЧКА
Волк дупло
Медведь нора
Лиса логово
Белка берлога
Вот перед вами следующий этап работы. Как вы думаете, что нам нужно сделать? (соединить название животного и его место обитания)
-Какое слово незнакомо? (логово).
-Как узнать значение слова? (Найдем в словаре, спросим у родителей, в библиотеке). Логово-место спячки зверя, выведения потомства.
11.РАБОТА С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
-Какие крылатые выражения вы знаете о медведе? Если детям трудно, учитель предлагает следующее:
Медведь на ухо наступил
-делить прибыль, о которой рано еще говорить, которой ещё нет
Медвежья услуга
-скудно питаться, голодать
Сосать лапу
-отсутствие музыкального слуха.
Делить шкуру неубитого медведя
-неумелая услуга, когда хотят сделать хорошо, а получается плохо
-Какое наше задание? (соединить )
12. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ,
-Вы сегодня работали на занятии и в группе и все вместе и каждый отдельно. Посмотрите друг на друга и оцените работу ваших друзей. Кого хотелось бы отметить? (оценки детей)
-Перед каждым пустой бочонок. Оцените каждый себя сам - если работали хорошо -раскрасьте ваш бочонок полностью, если работали вполсилы -наполовину, если работали неважно - чуть-чуть.
-Посмотрим на наш большой бочонок. Почему он наполнен не весь? (многое о медведе мы не узнали) - значит дома почитайте книги, сказки, статьи про жизнь медведя.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КАРТОЧКА 1
КАБАСО - СОБАКА РОКОВА - КОРОВА ВЕДЬМЕД - МЕДВЕДЬ
КАКОШ - КОШКА ШАДЬЛО - ЛОШАДЬ
КАРТОЧКА 2
Летом медведь нагуливает жир.
Он ест ягоды, корни растений.
Любит мишка и рыбу
Осенью зверь ищет в лесу большую ель.
Там медведь выкапывает яму.
Он сгребает листья и мох в яму.
Когда берлога готова, медведь ложится спать.
Ударит мороз - уснёт медведь.
Чем сильнее мороз - тем крепче спит медведь.
КАРТОЧКА 3
Медведь на ухо наступил
-делить прибыль, о которой рано еще говорить, которой ещё нет
Медвежья услуга
-скудно питаться, голодать
Сосать лапу
-отсутствие музыкального слуха.
Делить шкуру неубитого медведя
-неумелая услуга, когда хотят сделать хорошо, а получается плохо