kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие "Путешествие на остров ЭСТЕТИКИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие для   младших школьников , которое познакомит с разными видами жанра живописи, со знаменитыми русскоми художниками (творчество и основные этапы жизни)

познакомить детей с понятиями: жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж);

-развивать произвольное внимание, речь, фантазию, умение передавать свои впечатления, чувства;

-воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Путешествие на остров ЭСТЕТИКИ" »

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

















ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ХУДОЖНИКОВ



Внеурочное занятие для детей младшего школьного возраста









подготовила

педагог дополнительного образования

Поночовная Светлана Викторовна












Ноябрьск, 2014


Цели:

  • познакомить детей с понятиями: жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж);

  • развивать произвольное внимание, речь, фантазию, умение передавать свои впечатления, чувства;

  • воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.


Методы работы:

  • вопросно-ответный;

  • «погружения»;

  • игровой;

  • наглядный.


Материал и оборудование:

  • факсимиле «Черная смородина» Кончаловский Петр Петрович;

  • факсимиле «Подснежники» Грицай Алексей Михайлович;

  • факсимиле «Тихая обитель» Левитан Исаак Ильич;

  • факсимиле «Девочка Манси» Игошев Владимир Александрович;

  • изображения острова и корабля на листе ватмана;

  • стилизованный карандаш, выполненный из картона;

- драпировки (ткани) разных цветов для накрытия картин и создания эффекта

неожиданности при поэтапном знакомстве детей с жанрами живописи;

- муляжи фруктов и овощей, ракушки, вазы – 2 шт., книги – 2 шт., игрушки – 2 шт.,

карандаши, ручки.

- портреты сказочных героев: «Буратино», «Золушка».



Ход занятия

Карандаш:

- Здравствуйте, ребята! Я – Мастер-Карандаш. Очень рад вас видеть.

Давайте познакомимся. Встаньте в круг. Передавая друг другу мой карандаш, называйте свои имена. (Дети называют свои имена) Вот и познакомились.


Карандаш:

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости к моему давнему другу – художнику Кисточкину, который живет на острове Художников и творит там чудеса - пишет удивительные картины. У него также есть много картин известных и знаменитых мастеров, о которых он нам сегодня и расскажет.

Как вы думаете, какой транспорт нам необходим, чтобы попасть на остров? (Ответы детей) Нам необходим корабль. Мой карандаш, который вы уже видели, волшебный:


Палочка волшебная

Есть у меня, друзья!

Палочкой этой могу построить я –

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!


Сейчас я взмахну ею, произойдет чудо, и мы поплывем. (Карандаш делает вид, что рисует волшебной палочкой корабль, а сам снимает с подготовленного заранее рисунка с изображением корабля драпировку)

Итак, прошу занять всех свои места! (Дети рассаживаются по своим местам. Карандаш включает магнитофон с записью «Шум моря»)

Ребята, посмотрите, кажется, впереди - остров! Тот самый остров, где живет художник Кисточкин. (Появляется художник Кисточкин с палитрой и кистью в руках, снимает драпировку с рисунка, на котором изображен остров)


Кисточкин:

- Дорогие ребята и мой друг Карандаш, приветствую вас на острове Художников! Я расскажу сегодня вам очень много интересного и познавательного о живописи. Мы научимся смотреть на картины и понимать их. «А что же такое живопись?» - спросите вы. Само слово «живопись» означает «писать жизнь», то есть изображать на картинах то, что происходит вокруг. А художников, которые пишут такие картины, называют живописцами.

Художники рисуют разные картины. Ребята, что можно увидеть на картинах художников? (Ответы детей) Совершенно верно! На одних мы видим изображение природы, на других – изображение людей, третьи рассказывают о самых обыденных и повседневных вещах и предметах. Исходя из этого, живопись стали делить на жанры: пейзаж, портрет, натюрморт.


Карандаш:

- Кисточкин, покажи ребятам свои картины!


Кисточкин:

- Я бы рад, но должен вас огорчить. Вчера над моим островом пронеслась страшная буря, и все картины оказались в море! Их нужно вернуть обратно. Вы поможете мне отыскать их? (Ответы детей)


Карандаш:

- У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам вернуть твои картины, но чтобы произошло чудо, вы, ребята, должны отгадать загадки. Отгадки вы увидите на найденной нами картине. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)


Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее – беда,

Она их главная еда. (Трава)


Нам каждому весенняя природа дорога,

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищаются и хвоя, и валежник,

И первый появляется в проталине… (Подснежник)


Один без крыл летит,

Другой без ног бежит,

А третий без огня горит. (Ветер. Тучи. Солнце)


Кисточкин:

- Молодцы, ребята! Вот мы и нашли первую картину Кисточкина. Эта работа известного русского

художника Грицая Алексея Михайловича (1914 г.) под названием «Подснежники». (Карандаш открывает драпировку, под которой спрятано факсимиле «Подснежники» Грицая А.)

- Встречаются ли на картине наши отгадки? Что изображено на ней? (Да. Это: лес, трава, подснежники, небо)

- А вы знаете, как называется жанр живописи, где художники изображают природу? (Пейзаж)

Художник, рисуя пейзажи, хочет нам показать всю красоту земли от небольшого уголка до

бескрайних просторов леса, луга, полей, гор и рассказать о состоянии природы в

различные времена года и суток.

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Весна)

- А как вы это определили? (По появившимся первым цвета из-под тающего снега)

- Закройте глаза и представьте, что вы в этом весеннем лесу (Дети закрывают глаза.)

- Что вы чувствуете? Какие запахи? Какие звуки? (Чувствуем легкое дуновение теплого ветерка, запах оставшихся с осени прелых листьев, слышим щебетанье птиц)

- Какие цвета помогают художнику передать ощущение прихода весны? (Нежно-зеленый, сиреневый, голубой)

- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал картину «Подснежники» - радостное или грустное? (Радостное)

- Вам передалось это настроение? (Да)


Карандаш:

- Я хочу вам показать следующий пейзаж под названием «Тихая обитель». Написал эту картину «певец русской природы», «чуткая поэтическая натура», великий русский художник Левитан Исаак Ильич. (1860 – 1900 гг.) Обитель по-другому - монастырь. Давайте вместе с вами внимательно рассмотрим работу и попытаемся понять, почему она так называется.

- Что изображено на картине? (Купола храмов, река, мостик, деревья)

- Какое время суток изобразил художник? (Вечер, закат солнца)

- Какое настроение у вас возникло, глядя на купола храмов среди зелени деревьев, освещенных заходящим солнцем? (Состояние покоя, умиротворения, торжественности, легкой грусти)

- А какие цвета использует Левитан, чтобы передать вечерний покой? (Теплое золото, сочную зелень, мягкую лазурь).

- Так почему же картина названа «Тихая обитель»? (Потому что вокруг монастыря царит гармония, тишина и покой)

Итак, первый жанр живописи, с которым мы с вами познакомились, – это пейзаж.

- Кисточкин, интересно-интересно, чем это ты там занимаешься? (Кисточкин на столе составляет из предметов натюрморт)



Кисточкин:

- Составляю натюрморт!


Карандаш:

- Что такое натюрморт? Расскажи ребятам, пожалуйста!


Кисточкин:

- Ребята, красивая у меня получилась композиция? (Ответы детей) Назвал я свой шедевр «Летняя фантазия». Многие художники рисуют такие композиции, и картины их называются натюрмортом.

Слово «натюрморт» происходит от французского слова «мертвая природа». Это – изображение предметов, объединенных в одну группу. Искусство натюрморта заключается в умении художника показать красоту, поэтичность данных предметов.

А хотите теперь сами создать натюрморт. Сегодня я для вас принес множество интересных предметов: морские ракушки, вазы, фрукты, овощи, книги, игрушки и др. (Кисточкин показывает предметы, лежащие в корзине) Из них можно составить интересную композицию, красиво их расположив. Таким образом, у нас получится натюрморт.


Игра «Составь натюрморт».


Пожалуйста, встаньте в круг. Сейчас я разделю вас на команды: по 5 человек в каждой. Буду подходить к каждой команде по очереди, а вы отберете для себя понравившиеся предметы. По моей команде начнете составление натюрморта, не забудьте назвать вашу композицию. Итак, начнем!

(Кисточкин раздает предметы, которые каждая команда на своем столе красиво располагает и дает название своей композиции)


Карандаш:

- Понравилась вам игра? (Ответы детей)

Смотрите-смотрите, мы с вами, ребята, нашли еще одну картину Кисточкина. (Карандаш открывает драпировку с картины Кончаловского П. «Черная смородина»)

Кисточкин, расскажи нам теперь об этой картине?


Кисточкин:

- Спасибо за помощь, ребята. Перед вами картина великого русского художника Кончаловского Петра Петровича (1876 – 1956 гг.) «Черная смородина». Кончаловский занимает центральное место в русской живописи 20 века. Он написал очень много натюрмортов. Один из них – «Черная смородина».

- Внимательно рассмотрите натюрморт художника и скажите, какие ягоды и какого цвета вы видите? (Черная смородина, красная малина, бордовая вишня, медово-зеленый крыжовник)

- А как вы думаете, почему автор назвал свою работу «Черная смородина»? (Потому что на переднем плане мы видим полное сито черной смородины, которую только-только сорвали с куста).

- Какие чувства и желания у вас возникают, глядя на эти ягоды? (Ягоды смородины так переливаются на солнышке, что их хочется попробовать, сразу вспоминаются жаркие летние дни)


Карандаш:

- Хотите вспомнить лето, запах смородины? У меня сохранились с прошлого лета листочки этого растения. (Карандаш дает детям понюхать сушеные листья смородины)

Ребята, скоро нам уже надо собираться в обратный путь.


Кисточкин:

- Подождите, у меня еще не нашлась одна картина! И я не успел рассказать вам о последнем жанре живописи. Что же нам делать?



Карандаш:

- Нам поможет мой волшебный карандаш! Дети, отгадайте по словесному описанию, о каких сказочных героях идет речь? А мой карандаш их нарисует.


У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)


Она красива и мила,

Большие синие глаза,

Золотые локоны длинных волос

А имя ей от слова «зола» (Золушка)


Ребята я нарисовал портреты сказочных героев Буратино и Золушки. Портрет – это изображение человека или группы людей. (Карандаш открывает драпировку с картин Игошева В. «Девочка манси»)


Кисточкин:

- Смотрите-смотрите, вот еще картина! Это – картина Игошева Владимира Александровича (1921г.), «певца таежного края» - Ханты-Мансийского автономного округа, художника и профессора, которая называется «Девочка манси». Давайте, ребята, рассмотрим ее внимательно.

- Скажите, пожалуйста, кто на ней изображен? (Ответы детей: девочка). Эта девочка манси, коренных народов севера.

- Во что она одета? (В шубу) Ребенок сидит в красивой шубке из оленьей шкуры – сахи, в национальной одежде манси. В ее косички незатейливо вплетены красные банты.

- Нравится она вам или нет? Почему? (Да, потому что у неё доверчивое, счастливое детское лицо, большие глаза, курносый носик, порозовевшие от мороза щечки. Нам кажется, что она очень добрая)

- Как вы думаете, какое у нее настроение? (Веселое, жизнерадостное, безмятежное)

- Дайте имя девочке. (Ответы детей)


Карандаш:

- Ну, а теперь настала пора нам прощаться с Кисточкиным и возвращаться обратно. Поблагодарим моего друга за интересный рассказ. (Дети благодарят Кисточкина)


Кисточкин:

- А я от всей души благодарю вас, что помогли мне найти пропавшие картины. До свидания, ребята. (Кисточкин уходит, Карандаш и дети отправляются обратно)


Карандаш:

- Понравилось вам путешествие? Что интересного и нового вы узнали? (Ответы детей) С какими жанрами живописи вы познакомились? (Портрет, пейзаж, натюрморт)

Насколько вы были внимательны, я проверю, загадывая вам загадки:





Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется (портрет).


Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – (натюрморт).


Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется (пейзаж).


Молодцы, ребята! На этом я прощаюсь с вами. До новых встреч в музее!



























Библиография.


  1. Белогорлова Л. Ф. Владимир Александрович Игошев. Люди таежного края: Альбом. - М.: Советский художник, 1982.


  1. Доронова Т. Пейзаж. Занятие по изобразительной деятельности с детьми 6 – 7 лет // Дошкольное воспитание, № 6, 2000.


  1. Доронова Т. Художник и его картина. Занятие по изобразительной деятельности с детьми 6 – 7 лет // Дошкольное воспитание, № 5, 2000.


  1. Доронова Т. Цвет и композиция в натюрморте. Занятие по изобразительной деятельности с детьми 6 – 7 лет // Дошкольное воспитание, №4, 2000.


  1. Казакова Т. Искусство, которое мы называем изобразительным // Дошкольное воспитание, № 10, 2006.


  1. Каменева Е. О. О чем рассказали яблоки. - М.: Издательство «Малыш», 1986.


  1. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.


  1. Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по изобразительному искусству. - М.: Просвещение, 1991.


  1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи для учащихся 5 – 8 классов. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.


  1. Тысяча загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития, 2005.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеурочное занятие "Путешествие на остров ЭСТЕТИКИ"

Автор: Поночовная Светлана Викторовна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства