kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Внеурочная деятельность как средство развития познавательных УУД младших школьников (на примере кружка "Мы живём на Урале")"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие для 3 класса. Направление общеинтеллектуальное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Внеурочная деятельность как средство развития познавательных УУД младших школьников (на примере кружка "Мы живём на Урале")"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»











Конспект внеурочного мероприятия по теме

«Фольклор народов Урала»

Дата проведения: 21.03.17.

Класс: 3













Составитель:

Стрижова Ирина Андреевна

студентка группы 46,

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»









Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное

Класс: 3

Тема: «Фольклор народов Урала»

Цель: Ознакомление учащихся с фольклором народов Урала

Задачи

Планируемые результаты

1.

Приобщение учащихся к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.

Учащиеся знают истоки народной культуры и духовности.

2.

Развитие у учащихся творческих способностей на основе разных жанров уральского фольклора.

У детей развиты творческие способности на основе разных жанров уральского фольклора.

3.

Воспитание нравственных качеств личности учащихся: доброта, справедливость, правдивость, гордость за свой край

У учащихся сформированы нравственные качества личности: доброта, справедливость, правдивость, гордость за свой край.



Форма проведения: виртуальное путешествие

Дата проведения: 21.03.17

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, листы бумаги.





Этап, время

Совместная деятельность учителя и учащихся

Используемые технологии, методы, средства

Планируемый результат, УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организац.

этап

-Урал-это наша малая Родина. Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по Уралу, а какое это будет путешествие, вы узнаете, разгадав ребус.

-Какое слово у вас получилось? (фольклор)

-А кто-нибудь знает, что такое фольклор? (народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол))

-Мы отправимся в путешествии и изучим фольклор народов Урала.


-Разгадывают ребус.





-Отвечают на вопросы.

Метод:

Словесный-объяснение.

Форма: Организация начала занятия





Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Основной

этап

-Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, и еще многое другое.

-Своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда большинство человечества ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, высказывали их в устном произведении, после передавали свои знания другим: от отца к сыну, от матери к дочери, т.е. из поколения в поколение. Тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

- Павел Петрович Бажов писал: «Каждый приносил на Урал что-то своё в быт, свою терминологию, своё в песнях, в сказках, в прибаутках. Копилка уральского фольклора вместила в себя многие образцы древнерусской народной поэзии и песенности, массу вариантов общерусского фольклора, а также уникальные произведения, созданные творчеством народных мастеров края». В широком смысле фольклор - это всё, что сочетается со словом и словесным искусством.

-И первая станция нашего путешествия колыбельные песни.

В колыбельных песнях, ласковых обращениях к детям, пестушках, потешках каждый народ высказывал любовь к детям, заботу об их жизни.

Колыбельные песни исполняются взрослыми для детей, чтобы убаюкать, усыпить ребенка.

«Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи.

Ты Ванюшу не буди.

А наш Ваня будет спать,

Станет глазки закрывать.»

А какие колыбельные поет вам ваша мама?

Мамы, бабушки называют своего ребенка ласковыми именами.

Кто знает, что же такое пестушки?

Пестушки – это коротенькие стихотворные приговорки, сопровождающие умывание, купание, массаж.

Например:

«Потягунушки, потягунушки,

Поперек толстунушки,

А в ножках ходунушки,

а в ручках хватунушки,

а в роток – говорок,

а в головку- разумок.

Потешки – это стихи с элементами игры.

Например: «Ладушки-ладушки», «Сорока - ворона», «Водичка- водичка».

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Прибаутки- это небольшие стихотворения, напоминающие маленькие сказочки в стихах о доме, животных, погоде.

«Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

В лапы коту не даются.


-Мы с вами дошли до следующей станции народные сказки.

-Народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин словесного фольклора.

-Какие народные сказки вы знаете?

-Чему учат народные сказки?

-Все сказки поучительны, в них резко противопоставляется добро и зло, хорошее и плохое, красивое и безобразное.

-Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.

-Давайте познакомимся с названиями некоторых башкирских сказок.

Калым

Лентяйка

Сарбай

Сказка о курае

Падчерица

Лиса-сирота

Ленивая девочка

Мудрый старик и глупый царь

Как собака нашла себе хозяина

Алп-батыр

Кто сильнее?

Почему гуси стали пёстрыми

Абзалил

Большая Медведица

-И сейчас я вам прочитаю башкирскую сказку «Большая Медведица»

В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо – с чашку. Человеческий род постепенно приумножался, зверей тоже становилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.

В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришёл откуда-то Великан и до дна опорожнил котёл. Что делать? Решили сделать котёл больше. А к котлу и ковш нужен. Котёл отлили из серебра, а ковш – из золота. Поднял Великан котёл, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком лёгок», – промолвил Великан и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звёздам, да так и застрял между ними.

Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три – ручку. Вечером ковш – вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.

-Ребята, все видели на небе большую медведицу?

-Понравилась ли вам сказка?

-Захотели ли вы прочитать другие сказки народов Урала?

-Следующая станция былины.

-Особое место в народном творчестве занимает былина.

Былина – это сочетание сказки и были.

Основная идея былин – это защита родной земли от разбойников и иноземных захватчиков.

Основными героями былин являются кто?

Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Об их подвигах и рассказывают былины. Есть даже мультфильмы про этих героев. Мы с вами их смотрели.

-Мы с вами познакомимся с некоторыми былинами и песнями Кирилла Данилова из Нижнего Тагила.

-Былины и песни, бытовавшие на горнозаводском Урале, дошли до нас в отличной записи Кирилла Данилова, мастерового Нижнетагильсокго завода. Собрание песен этого эпического певца обычно называют Сборником Кирши Данилова. В этом сборнике 71 произведение, из них большинство-былины и исторические песни.

Первой в своём сборнике Кирилл помещает былину о купце Соловье Будимировиче. Начинается она с широкого, красивого запева:

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты днепровские.

-Н. А. Римский-Корсаков в опере «Садко» использует этот запев.

-Следующая песня по контрасту рассказывает о купце Терентище, затем следует былина о Дюке Степановиче и две исторические песни «Щелкан Дудентеевич» и «Мастрюк Темрюкович» и т.д.


-Следующая станция пословицы и поговорки.

-Народный афоризм-это мысль, наполненная каким-либо значение, выраженная кратко. Сам народ называет такие афоризмы по-разному: пословицы, поговорки, притча и т.д.

-Пословицы и поговорки – это краткое, меткое народное изречение о жизненных явлениях.

-Какие пословицы вы знаете?

-В пословицах осуждается лень, хвастовство, они хвалят положительные свойства человека, высмеивают недостатки («Мир не без добрых людей», «Слезами горю не поможешь», «Любишь кататься, люби и саночки возить»).

Дразнилка- это стишок, рифмующий шутливую или обидную строчку с именем «Маша-растеряша». В дразнилках много обидного, но много и остроумия, выдумки, словесной игры. «Прокоп – укроп – медный лоб».

-На Урале собраны тысячи народных афоризмов. В числе первых собирателей был Василий Никитич Татищев. Татищев составил сборник пословиц и в 1736 году послал его в петербургскую академию наук. В сборнике 1339 пословиц, расположенных по алфавиту.

-Значительное место в сборнике отведено пословицам, выражающим уважительное отношение к труду, к человеку труда: «Чести без труда не сыскать»; «Не спеши языком и не ленися руками»; «Работа хвалит мастера» …

-Как вы понимаете эти пословицы?


-Последняя станция придания рабочих.

-Своеобразия преданий рабочих полностью обусловлено особенностями их трудовой деятельности. Известно, что в России с большой тщательностью составлялись боярские, княжеские, дворянские родословные. Трудовой люд тоже составлял свои генеалогии, только не письменные, а устные, и передавали их в форме родовых, семейных преданий. На Урале народные генеалогические предания возникают во второй половине 17 века в связи с появлением рабочих династий.

-Семейно- родовые предания-это устная история семьи с обязательными сведениями о нескольких поколениях или хотя бы с некомментированным перечнем членов рода по мужской линии: «Наша порода начинается с Кузьмы, он был привезён к Демидову на завод, у него был сын Никифор, у Никифора-Иван, у Ивана-Фёдор, потом мой дедушка-Петр Фёдорович, меня по деду называли Петром»

-Старики посредством семейно-родовых преданий воспитывали молодежь, передавали ей свой житейский опыт, прививали молодым членам семьи уважительное отношение к дедам и прадедам, простым труженикам. Старики требовали знания своей родословной и при этом не останавливались даже перед суровыми мерами.

-Семейные предания рабочих содержат самые разнообразные сведения о взаимоотношениях между старшими, о семейных праздниках и традициях. Это не только устная летопись трудовой династии, но и отражение истории завода, поселка, часто они содержат ценные факты по истории того или иного ремесла.

-А теперь, ребята, ваша задача в группах придумать что-то своё, используя любой вид фольклора.



-Слушают учителя.



































































Методы:

Словесный-беседа;

Технологии:

ИКТ

Средства:

Речь учителя

Форма:

Вопросно-ответная


Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


Заключит.

этап

-Заключая наше путешествие, скажем кратко о современном состоянии фольклора. В настоящее время существенно изменилась традиционная жанровая система: одни жанры давно ушли в прошлое, их уже никто не помнит и не исполняет (былины, богатырские сказки и т.д.); другие жанры бытуют пассивно, постепенно исчезая.

-Ребята. Давайте подведем итог, с какими жанрами фольклора мы сегодня с вами познакомились?

-Какие запомнились вам больше всего?




-Подводят итог.

Метод:

Словесный-беседа.

Регулятивные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стрижова Ирина Андреевна

Дата: 06.06.2017

Номер свидетельства: 420737


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства