Государственное общеобразовательное учреждение
гимназия №397 им. Г.В.Старовойтовой
Кировского района г.Санкт-Петербурга
Аукцион Знаний
Дело в шляпе
Автор: Денисова Татьяна Александровна
Пояснительная записка.
В наш технически «продвинутый» век компьютерных технологий довольно нелегко чем-либо удивить и заинтересовать современного школьника. Любой шестиклассник уверенно пользуется современными средствами связи, знает различные компьютерные программы. Но, к сожалению, в области самого обыкновенного и элементарного наши дети порой не могут похвастаться познаниями. Кроме того, новейшие технологии не могут заменить простого человеческого общения, радости совершаемых открытий и уж, конечно же, не отменяют красоты. Поэтому в своей работе, я стараюсь прививать детям чувство прекрасного, учу их общаться друг с другом, рассуждать о вещах, на мой взгляд, самых интересных. А самое интересное для человека – сам человек, его мысли и чувства, а также мысли и чувства людей, которые его окружают. С этой целью мною задуманы несколько мероприятий, которые были бы не просто интересными, но и познавательными. Например, в начале года мы посетили детский бал в Аничковом дворце, где познакомились с бальной культурой XVIII и XIX веков, с салонными играми и костюмами. Затем мы побывали в музее шляпного мастера и, наконец, были готовы к аукциону знаний.
Вашему вниманию предложена игра «Дело в шляпе».
Задачи.
Обучающие: учить общению в группе;
учить умению слушать друг друга.
Развивающие: развивать знания в области костюмов разных эпох;
развивать умения пользоваться аксессуарами разных времён
и народов.
Воспитательные: обогащать духовных мир учащихся;
формировать интерес и уважение к познанию.
Оборудование: шляпы разных времён и народов, иллюстрации, карточки с нарисованными шляпками, полотенце, подарки, карточки в виде цилиндра с заданиями.
Время проведения: 45 – 60 минут
Ход игры:
Ведущий:
В старину, когда требовалось решить спорное дело о наследстве, долгах, дележе имения, было принято бумаги для суда отдавать специально приглашённому чиновнику. Чиновник клал бумаги за подкладку своей шляпы. Таким образом, получалось, что дело просителя оказывалось у чиновника в шляпе.
Вот и наш аукцион называется «Дело в шляпе». Вы, конечно, спросите, что разыгрывается на аукционе? Разумеется, шляпа. А вот о том, что это за шляпа, вы узнаете в конце игры.
Напомню условия игры. Игра проходит в три тура по кругу; команда, не сумевшая продолжить рассказ, выбывает из данного тура. Между турами вам будут предложены творческие задания. На обдумывание ответов, на принятие решения – 2 минуты. Следить за правильностью ответов, за порядком во время игры будет моя помощница, а я сегодня превращаюсь в технического секретаря.
Итак, мы начинаем. (Технический секретарь и помощница надевают на головы шляпки)
Шляпы… Это не просто головной убор. Это религиозное, историческое, философское, эстетическое выражение эпохи. Шляпы консервативны и демократичны, привлекательны и нелепы, элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны. Один из величайших дизайнеров шляп Филипп Трейси говорил: «Носить шляпу – необходимость, уметь носить – искусство». И мы с вами сегодня будем говорить не только об истории шляп, но и сделаем попытку овладеть искусством носить шляпу.
Я объявляю начало игры. Прошу команды представить себя, поприветствовать своих соперников. (Команды представляются)
И вот, наконец, мы начинаем первый тур. История шляп. (Команды одна за другой коротко рассказывают об истории разных шляп, рассказ может сопровождаться рисунками)
После завершения первого тура, технический секретарь предлагает:
По два человека от команды подойдите к моей помощнице и получите рисунки шляп; через 2 минуты вы должны сказать, как называются шляпы, в какой стране они были распространены. (См. приложение) А в это время остальные члены команд должны назвать шляпы каких народов, времён представлены на выставке (например, треуголка – шляпа, предназначенная для военных, но очень скоро получившая такое широкое распространение, что даже дамы стали носить треуголки, впоследствии заменена двууголкой).
После ответов подводятся итоги первого тура.
Технический секретарь:
Мы продолжаем игру. Второй тур: Шляпы в литературе. Вам необходимо вспомнить произведения, в названии которых есть слово шляпа или герой которого не мыслится без шляпы. Повторяться не разрешается (например, Н. Носов «Живая шляпа», А. Дюма «Три мушкетёра»).
Второй тур завершён, и у нас уже появился лидер, однако остальные команды прошу не огорчаться, потому что ещё всё впереди.
- Через минуту, назовите, в какой стране нерадивым ученикам надевали на голову бумажные шляпы с буквой D? Что она обозначает и у кого из писателей есть изложение такого факта?
( Англия. Тупица.Ч. Диккенс).
– Представители от команд должны подойти к моей помощнице, выбрать карточку с заданием. Через 2 минуты придумать сценку, пантомиму, в которой бы проявился характер человека, носящего данную шляпу (например, капор – дама на прогулке, берет – свободный художник и т. д.)
Технический секретарь:
Пока моя помощница подводит промежуточные итоги, мы переходим к третьему туру, который называется Шляпы в устном народном творчестве.
Вы должны вспомнить и назвать скороговорки, пословицы, загадки, в которых есть слово шляпа (например, сшит колпак, да не по-колпаковски. Или: По Сеньке и шапка)
После завершения третьего тура, технический секретарь:
– А теперь прошу вспомнить и назвать шляпы, которые носят имена собственные. (например, Боливар – по имени Симона Боливара – освободителя Латинской Америки – широкополая шляпа, Тэм-о-шентер – по имени героя стихотворения Роберта Бёрнса – берет с помпоном тэм)
– И последнее задание: рекламе шляпке. Моя помощница раздаст командам карточки, на которых написано, какой шляпке вы должны дать рекламу.
Технический секретарь:
Вот и подошёл к концу наш аукцион. Остаётся подвести итоги, осмыслить, что получилось, что было интересным, а что, может, стоило поменять. Одним словом, рефлексия. (учащиеся высказывают свои мнения по поводу игры)
Позвольте и мне в завершении напомнить маленькую восточную притчу. Умирает бедный старик. У смертного одра он собрал своих дочерей: «Я беден и не могу вам оставить большого наследства, так выслушайте мой наказ. Если можете – будьте умными, если хотите – будьте добрыми. Но главное – всегда будьте красивыми». В нашем веке слова притчи продолжил Филипп Трейси, сказав: « Дело не в том, что шляпки полностью изменят вашу внешность, но шляпка должна помочь вам стать привлекательнее».
А теперь наступает волнующий момент. Моя помощница вынесет ту шляпку, которую мы сегодня разыгрывали. Вот она (помощница на полотенце несёт…) А это шапка-невидимка. А вот то, что оказалось под шапкой. (Можно предложить учащимся мороженое или шоколад)
Всем спасибо!
(Ответы к приложению: 1 – двууголка или наполеонка, 2 – кибитка, 3 – верховка, 4- канатье, 5 – богатырка или будёновка)