Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие для младших школьников «Как зайчик Барсучка напугал»»
Внеклассное мероприятие по сказкам для начальной школы, 1- 2 класс
Внеклассное занятие для младших школьников «Как зайчик Барсучка напугал»
Цель: познакомить со сказкой И. Маняшиной «Как Зайчик Барсучка напугал»; развивать внимание, память, мышление, воображение, конструкторские способности.
Оборудование: у учителя — рисунки барсука, зайца, волка, медведя, рисунок лисы из геометрических фигур, образец изображения зайца, выложенного из деталей танграма, ребус, распечатка к последнему заданию для каждого ученика; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, танграм.
Учитель. Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку. По ее ходу мы будем выполнять развивающие задания, т.е. сочетать приятное с полезным. (Сказку можно разыграть по ролям.)
Как-то утром на заре
Шел Барсук к своей норе.
В гости к тетушке ходил,
А теперь домой спешил.
Учитель демонстрирует рисунок барсука.
Бежит Барсучок и поет:
— Я бегу к себе домой
По дорожке по лесной.
Каждый кустик мне знакомый,
Я соскучился по дому.
Норка славная моя
На пригорке, у ручья...
И подстилка из соломы...
Я соскучился по дому.
Вот он к норке подбежал,
У норы в раздумье встал.
— Ой, следы здесь на ковре...
Кто-то есть в моей норе!
Ой, как страшно он храпит!
Зверь большой залез и спит!
Что-то очень я боюсь
И входить не тороплюсь.
Ой, спасите, помогите,
Злого зверя прогоните!
Как вы думаете, ребята, кто забрался в нору Барсука и так страшно храпит?
Ответы детей.
Правильный ответ вы узнаете в конце сказки. А сейчас на горизонте появляется новый герой. Расшифруйте название этого зверя — отгадайте ребус.
Ответ. Волк.
Учитель. Следующее задание: назовите сказки, в которых встречается волк. («Красная Шапочка», «Волк и Лиса», «Иван-царевич и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и др.) Каким обычно он изображается в русских народных сказках? (Глупым, злым.) А в какой русской народной сказке он предстает совсем другим — сообразительным, верным другом? («Иван-царевич и серый волк».)
Тут Барсук увидел Волка:
Вышел Серый из-за елки.
Учитель показывает рисунок волка.
— Здравствуй, милый друг Барсук!
У тебя какой недуг?
Отвечай на мой вопрос:
Голова болит иль нос?
— Голова цела и нос...
Испугался я всерьез!
Страшный зверь в норе сидит.
Слышишь, громко он храпит?
Полезай-ка посмотри,
Кто же там сидит внутри?
Не тут-то было! Вот что ответил Волк:
— Знаешь, милый друг Барсук,
Мне сегодня недосуг!
Все, домой уже пора,
Я ушел еще вчера!
Полосатый, не скучай,
До свидания, гуд бай!
И бедный Барсучишка снова остался один.
— Кто же сможет мне помочь?
Кто прогонит зверя прочь?
Встречайте следующего героя. Слушайте задание: вот название этого животного. Только буквы в нем перепутались. Попробуйте прочесть.
Запись на доске.
ЬВЕЕДДМ
Ответ. Медведь.
В каких сказках встречается медведь? («Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Как медведь трубку нашел» С. Михалкова и др.) Каким мы видим его в русских народных сказках? (Неуклюжим, доверчивым, иногда страшным.)
В это время по дорожке
Мишка брел с большим лукошком.
Он по ельничку гулял
Да малину собирал.
Учитель показывает рисунок медведя.
— Здравствуй, милый друг Барсук!
У тебя какой недуг?
Отвечай на мой вопрос:
Голова болит иль нос?
Может, ухо прищемил?
Может, кто-то укусил?
Отвечает несчастный Барсучишка:
— Голова цела и нос...
Испугался я всерьез!
Страшный зверь в норе сидит.
Слышишь, громко он храпит?
Полезай-ка посмотри,
Кто же там сидит внутри?
Увы! Мишка тоже испугался!
— Нет уж, милый друг Барсук,
Мне сегодня недосуг!
Меду хочется поесть,
В улей надобно залезть.
Да... А зверь-то твой храпит.
Видно, очень крепко спит!
Ладно, братец мой, прощай,
Не грусти и не скучай!
Снова в одиночестве остался Барсучишка.
— Кто же сможет мне помочь?
Кто прогонит зверя прочь?
И тут появляется... Ну, конечно же, Лиса!
Учитель демонстрирует рисунок.
Учитель дает задание назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Рисунок убирается, дети восстанавливают его по памяти в тетрадях.
В это время на опушку
Вышла Лисонька-подружка.
Глянь, повесила монисто,
Распустила хвост пушистый.
Учитель. Вспомните названия сказок с участием Лисы. («Волк и Лиса», «Зайкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и Журавль», «Кот, дрозд, петух и лиса», «Колобок», «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого и др.) Чем славится Лиса в русских народных сказках? (Хитростью)
Учитель.
Здравствуй, милый друг Барсук!
У тебя какой недуг?
Отвечай на мой вопрос:
Голова болит аль нос?
Или курточку порвал?
Иль расческу потерял?
Отвечает Барсучок:
— Голова цела и нос...
Испугался я всерьез!
Страшный зверь в норе сидит.
Слышишь, громко он храпит?
Полезай-ка посмотри,
Кто же там сидит внутри?
Но и Лиса не захотела помочь нашему бедняге- Барсуку.
— Что ты, милый друг Барсук,
Мне сегодня недосуг!
Хвост расчесывать бегу,
Извини, не помогу.
Вдруг придется наклоняться?
Шуба может замараться!
До свиданья, мой дружок,
Симпатичный Барсучок!
Еще больше опечалился Барсучишка.
— Кто же сможет мне помочь?
Кто прогонит зверя прочь?
Что в норе шуршит теперь?
Ой, проснулся страшный зверь!
Кто за хвостик потянул?
Помогите! Караул!
Учитель. И тут из норки выскакивает... Ни за что не догадаетесь — Заяц!
Показывает рисунок зайца.
Давайте выложим этого «страшного» зверя из деталей танграма — это следующее задание.
Учитель вывешивает на доску образец. Самостоятельная работа. Проверка.
Учитель. В каких сказках встречается Заяц? («Зайкина избушка», «Колобок», «Сказка про храброго Зайца —длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка, «Под грибом» В. Сутеева и др.) Какова основная черта характера Зайца в русских народных сказках? (Трусливость)
— Ты чего кричишь, сосед?
Как твои дела? Привет!
Хороша твоя нора,
Я бы спал в ней до утра!
По лесу вчера гулял,
У тебя заночевал.
Ну а ты всю ночь где был?
— В гости к тетушке ходил.
Подхожу к норе — следы...
Вот так не было беды!
Кто-то чавкает, храпит...
Думал, зверь большущий спит!
Испугался я, поверь!
Ты храпел, как страшный зверь!
Вот как все благополучно завершилось.
— Эх, на радостях вдвоем
Мы сейчас чайку попьем.
Чай они с малиной пили,
Волка тоже пригласили,
Пригласили и Медведя,
Все же с ним они соседи.
Прибежала и Лисица:
Ей бы только веселиться.
Барсучок потом смеялся,
Что Зайчишку испугался.
Вот так-то бывает... Недаром в пословице говорится... А что в ней говорится, расшифруйте сами.
Учащиеся получают распечатки задания. Самостоятельная работа. Проверка.
Ответ. У страха глаза велики. Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы детей.
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.