Оформить классный кабинет в виде коми-пермяцкой избы, на полу половики.
Ведущие (их два) в коми-пермяцких костюмах, а также желательно в костюмах и участники, т.е. команды.
Стол накрыт скатертью, на столе разные коми-пермяцкие блюда, кушанья: шаньги, блины, пироги пистиковые, морковные; квас домашний, варенья из разных ягод; пельмени: грибные, редечные, капустные, мясные; ягоды: брусника, клюква, морошка, черника; икра грибная, грибы соленые, маринованные.
Заранее командам дать домашнее задание (кому что попадется: постряпать рыбный пирог, пельмени, пирожки морковные, кулики) и придумать их защиту, а также подготовить самопредставление.
Заранее замесить тесто для пельменей и подготовить разные начинки для конкурса.
На старинных предметах (на выставке) написать (напечатать) названия на коми-пермяцком языке.
Цель: приобщение учащихся к культурному наследию коми-пермяцкого народа.
Задачи:
Формировать у детей интерес к традициям и обычаям наших предков.
Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь).
Воспитывать уважение и бережное отношение к духовному и культурному наследию своего народа.
«Зимние коми-пермяцкие посиделки»
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
- Добро пожаловать, дорогие гости!
- Бур лун, дона гöссез!
- Давным-давно на Руси-матушке, на Уральской стороне живёт коми-пермяцкий приветливый народ. Хлеб-соль водит, мастерицы затейливые запасы готовят, гостей угощают.
- Важынся-важын пöрись уральскöй му вылын олiс коми увтыр. Сёйисö комиэс нянь да сов, юисö ырöш да сур, кужисö быд берсясö пуны-пöжны, гöссезöс пантавны. Праздниккез кежö пöжавлiсö шаньгаэз, блиннэз, черинянь, селянка; пувлiсö яяшыд, кашаэз, кисель; пöжалiö калигись, сёртниись да морковись парёнкаэз. Локтас кö деревняас эта лунö тшыг морт, дак дульыс öсилейтас: сiдж пöжалöм-жаритöмнас ныр кузя и вачкö!
Звучит песня «Василиса» (участники по желанию пляшут)
Если вы «В своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, сейчас.
Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
- Сегодня мы пригласили вас на посиделки.
- У нас не простые посиделки, а посиделки – конкурсы, игры. Вас будет оценивать компетентное жюри: ………
- Что же такое «посиделки»?
- Владимир Даль в своем толковом словаре дает посиделкам такое объяснение: «Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка) есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав, песен». На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещания, когда начиналась серьёзная крестьянская работа.
- В наших посиделках сегодня принимают участие учащиеся 8-х классов. Им слово, они должны себя представить. Жюри не забывает их оценивать. (самопредставление команд)
Сидит кукушка на мосту,
Скуковала раза три.
Ты все месяцы в году
По старинке назови.
- Предлагаю вспомнить, а как же в старину на Руси назывались месяцы? (Приложение 1)
Задание 1: к названиям старинных месяцев подобрать современные названия. За правильность выполнения задания команде присуждаются баллы. Оценка жюри.
На пригорке две телушки
Рожками бодаются.
Спел пастух им две частушки,
Им они не нравятся.
Мимо шел теленок Митя,
Успокоил он подруг:
«На частушки зря вы злитесь,
Для веселья их поют!»
- Вы, наверное, догадались, что сейчас будут звучать частушки. Это удивительный жанр. Частушка появилась только в середине 19 века, поэтому в словаре Даля нет даже слова «частушка». А в современном толковом словаре Ожегова дается такое толкование слова «Частушка»: народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, задорно-шутливого содержания.
- Частушки сохранились и дошли до наших дней. И сегодня сочиняют частушки и взрослые и дети. Мы, как и наши прадедушки и прабабушки, тоже любим петь частушки. Никак не обойтись на посиделках без задорных, веселых частушек.
Задание 2: конкурс частушек: кто кого перепоёт.
Под горою у реки
Живут гномы – старики.
Эти гномы мутят воду,
Предвещают нам погоду.
- С давних времен народ подмечал все изменения в природе. Накапливая и передавая из поколения в поколение свои наблюдения за природой, человек научился предсказывать погоду. Многие народные приметы дошли до сегодняшнего дня.
- Задание 3: Предлагаю нашим командам стать предсказателями погоды. По сегодняшнему состоянию природы угадайте завтрашнее.
- Сейчас вы получите карточки, на которых написаны народные приметы и когда это бывает. Вы должны соединить примету из левого столбика со словами из правого столбика – когда это бывает. (Приложение 2)
- За правильность выполнения задания присуждаются баллы. Оценка жюри.
- Что- то мы засиделись, не пора ли поиграть. Вспомним про игры, которых у коми - пермяков огромное множество. Игры помогали коротать время долгими зимними вечерами, ведь ни радио, ни телевизора, ни компьютера тогда не было.
- Приглашаю вас перед игрой сделать разминку, повторяйте все движения за мной.
Веселей берись за дело,
Так, чтоб всё вокруг кипело.
Ну-ка, друг, не унывай
И за мною повторяй.
Руки на пояс поставьте вначале.
Вправо и влево качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумеешь – всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть: «Мяу!»,
Крякнуть: «Кря»,
Проквакать: «Ква!»,
Залаять и хрюкнуть.
Мяу, кря, ква, гав, хрю!
Спасибо!
А теперь игра-конкурс 4.
От каждой команды выходят по одному человеку.
Кто быстрей смотает нитки на веретено. Жюри оценивает.
- Гость доволен – значит, всё в порядке!
Выше счастье и не пожелать.
Сейчас, народ, загадки
Мы вам предлагаем отгадать.
Следующее задание 5: отгадывание загадок.
- В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для нахождения решения, ответа. Про загадку сам народ так говорил: «без лица в личине», - то есть «лицо» загадочного предмета скрыто под маской – «личиной». Загадкой испытывается сообразительность и смекалка человека. Любили коми-пермяки на посиделках отгадывать загадки.
- Попробуйте и вы отгадать загадки. (Приложение 3)
- Гость хорош, хозяйка рада
Так ведётся из веков,
Старину нам вспомнить надо,
Пословицы наших стариков.
Конкурс 6.Найти 2-ю половину пословицы (пословицы о труде, хлебе, земле, дружбе). (Приложение 4) (Жюри оценивает)
- Чего-то мы засиделись? Разомнем косточки?
Следующий 7 конкурс «Танцевальный» «Тупи – тап».
Кто кого перепляшет. От каждой команды по два человека. Музыка!
Молодцы!!! (Оценка жюри)
- Идёт Пера, а во след ему летит песня «Райды»
Была у меня алая лента
Да потеряла я ее в землянике.
Была у меня синяя лента,
Да потеряла я ее во бору среди черники.
Была у меня желтая лента,
Да потеряла я ее на болоте в морошке…
- Богат наш округ различными ягодами: брусника и земляника, морошка и клюква, малина и костяника… А вы хорошо знаете их на вкус?
Конкурс 8 «Сладкоежка» - с завязанными глазами определить на вкус варенье, из чего сварено… (Оценка жюри). Названия ягод перевести на коми-пермяцкий язык.
Плясовые лапти
Надрала я лихо бересту да лыко.
Люли, люли, ой люли, бересту да лыко.
Лапоточки сплела три дружка для себя.
Люли, люли, ой люли, три дружка для себя.
Да лаптешки – то плясовые ведь все!
Люли, люли, ой люли, плясовые ведь все!
Исплясала я их до опорок самих.
Люли, люли, ой люли, до опорок самих.
Эстафета 9 «Нинкöм (Лапти)». Один с длинной палкой ведёт лапоть и, обходя препятствия, возвращается. Второй берет ухват с чугунком, обегает препятствие, возвращается. Третий кочергой катит картофель, обегает препятствие, возвращается. (Оценка жюри)
- А ну-ка, испей квасу, разгони тоску!
Хорош квасок, коль шибает в носок!
(Сценка).
Хозяйка сидит дома, вдруг стук в дверь. Заходит гостья. Они здороваются.
- Бур лун, Опонь Наста!
- Бур лун, Кузьма Мишика!
- Пыр, гöсиньöй, пуксьы!
(Усаживает хозяйка гостю, подает квас).
- Ю! Талун только кери ырöшöс.
- Ог!
- Да ю!
- Да ог!
- Ю жö!
- Но вай, инö юа!
- У коми-пермяков существует такой обычай - гость не должен сразу принимать квас. Он дважды отказывается, или лишь на третий раз принимает квас - этот национальный напиток - ырöш.
- Длинными, зимними вечерами часто в избе коми - пермяков приходилось работать скалке. А по коми - быгрöтчан. Все вы умеете стряпать пельмени. Объявляется 10 конкурс: за пять минут нужно постряпать пельмени из разных начинок. Какая из команд больше постряпает, та и выиграет.
- Пока стряпают пельмени, мы померяемся силами. Конкурс 11 «Быгрöтчан (Скалка)». Два игрока садятся на пол или на лужайку лицом друг к другу, упираясь друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя. Побеждает тот, кто перетянет скалку. Победитель оказывается практически на спине, проигравший – на ногах. Можно соревноваться по олимпийской системе (проигравший выбывает)
12 конкурс: отгадать герб: к какому району относится.
- А какие посиделки без красивой песни?
Где песня льется,
Там легче живется!
Есть таланты у нас,
Говорю уверенно.
Раз народ еще поет –
Знать не все потеряно.
Конкурс 13 «Номер художественной самодеятельности».Начинают учащиеся 8 а класса. (Оценка жюри)
- Основным продуктом у коми-пермяков был хлеб: пекли чöлпаны, ярушники, сочни, шаньги, пироги с разными начинками. Как мы живём? На хлебе да на луке с редькой. Холодные блюда «пикан с квасом», «окрошка с пиканом и квасом», редька с вареной картошкой, разведенная квасом – исконно пермяцкие летние старинные блюда, сохранившиеся в народе, довольно популярны и сегодня.
- Ни одно застолье у коми-пермяков не обходится без грибов: солёных, сушёных, из которых делают икру грибную и начинку для пельменей. В праздники и воскресные дни поныне приносят в церковь кашу – овсяную, гречневую и ячменную, масло, кисель, пироги.
- Собственно народное кушанье пермяков – пельмени: грибные, редешные, капустные, мясные. Подавали и десерт – брюква и репа пареная, облитая маслом и сметаной – перёнки.
- А теперь переходим к последнему 14 конкурсу: защита домашнего задания. Вы должны были приготовить коми – пермяцкое блюдо. (Защита блюд).
- Вот и наши конкурсы подошли к концу. Слово предоставляется жюри для подведения итогов. (Выступление жюри, подведение итога.)
- На этом еще наш праздник не заканчивается, он продолжается.
- Дорогие гости, просим к столу
Отведать наши кушанья!
- Наш уют домашний каждому виден.
В тесноте, быть может, да не в обиде.
Ведь изба любая не красна углами,
А красна пирогами!
Приложения
Приложение 1
Месяцы.
Январь – просинец
Февраль – бокогрей
Март – протальник
Апрель – снегогон
Май – травень
Июнь – хлеброст
Июль – страдник
Август – жнивень
Сентябрь – хмурень
Октябрь – грязень
Ноябрь – листогной
Декабрь – студенец
Приложение 2
Приметы:
Ярко блестят зимою звезды – к морозу
Зима снежная – лето дождливое
Кошка стены скребет – будет вьюга
Дым столбом – к морозу
Длинные сосульки – к затяжной весне
Зимой собаки валяются – к метели
Кошка на печку лезет – к морозу
Лес зимой шумит – к оттепели
Воробьи дружно чирикают – к теплу
Приложение 3
Загадки.
1. Без рук, без ног, а на кол лезет (хмель)
2. В белом бочонке два разных вина (яйцо)
3. Дедушка смеется на нем шубонька трясется (кисель)
4. Мый олö чочком, гöрд и сьöд? (сэтöр, смородина)