Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Вместе поможем пернатому другу "»
«Вместе поможем пернатому другу»
Автор разработки :
Гончар Е.А.,
учитель начальных классов
ГБОУ Стахановской СОШ №32
Цель. Расширить знания детей о зимующих птицах г. Ирмино, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Воспитательные:
Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Развивать в детях ответственность за "пернатых друзей".
Оборудование: презентация " Вместе поможем пернатому другу ", запись голосов птиц, музыка к "Воробьиной песне", карандаши , лист бумаги, листовки с призывами, рисунок кормушки и зимующих птиц, кроссворд, мешочки с кормом, кормушки
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
( Звучат птичьи голоса)
-Чьи голоса вы слышите?(Птиц)
- Какую пользу людям приносят птицы ?( слайд 2)
.- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
- Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками.
Учитель.-Отгадайте загадки.
1. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
-Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой.Еще существуют разные виды синичек : большая , лазоревка, гаечка.
2.Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут ... ( Клестом)
Чтение статьи.
- Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст!
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!
Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!
А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.
Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть малыш попробует назвать полезные продукты, которые ему известны, и попробует догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам):
«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам тоже нужна каша, но другая - птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек!
3.Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять (Снегирь)
-Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.
4.Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка - ... (Воробей)
-По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?
- Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.
- А воробьи бывают двух видов: полевые и городские.
5.Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
- Его называют «смотритель леса». Живет на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах, бегает туда-сюда, вверх-вниз по дереву, ему крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки клена.
6.Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её ... (Cорока)
- Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
7.Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)
За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?
Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.)
8.Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!
- Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
-Ребята , что нового вы узнали на этом этапе ? ( Слушаем ответы детей )
-Теперь подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на этом мероприятии?(О зимующих птицах ).
( Звучит тихо муз. Вивальди " Времена года. Зима" )
Ученик. Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Учитель.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало
- Красиво зимой. Однако для животных и птиц наступила суровая пора.
Ученик. Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Ученик
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ученица Слайд 4, 5
Морозы жестокие в этом году…. Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку в её конуре – Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за них, За наших воробышков, галок. Синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им… Поможем ли мы беззащитным таким?
-Какую проблему птиц мы сейчас будем решать?(Холодно птицам)
- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.
И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Выходят чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»
1-й
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
2-й
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
3-й
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
4-й
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Путешественник – скворец…
Вот и зимушке конец.
"Воробьиная песенка"
1 Мне не нужно ни игрушек, Ни цветных карандашей, Потому что у кормушки Поселился воробей. Только слушался бы лучше Этот хитрый озорник. Я решил на всякий случай Птичий выучить язык.
Припев: Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик, Всем нужны друзья. Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик, Даже воробьям.
2 Сколько вкусных бутербродов Искрошил в кормушку я. Очень трудная работа - Дрессировка воробья. Но зато в районе нашем Удивляется народ - Воробей вприсядку пляшет, Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
3 С ним мы делимся обедом, Как положено друзьям. Расчирикал он об этом Всем знакомым воробьям. Я им крошек дам послаще. И недели не пройдёт - Все увидят настоящий Воробьиный хоровод.
- Есть ли у вас кормушки?
- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока.
Игра " Покорми птичку"
-Ребята, вы должны подготовить рисунок птицы и стихотворение о ней. Прочитав стих вы прикрепляете птичку к кормушке
1.Воробьи живут неплохо, Если с тёплой крышей дом И кормушка есть под боком, Где всегда им сыплют корм. Воробьи довольны очень И галдят наперебой, Если кто-то озабочен Их нелёгкою судьбой.
- Что же любят есть воробьи ?
2.Поползень
Голубая спинка, Рыженький бочок. По стволу осинки, За скачком скачок, Поползень вертлявый Скачет вверх и вниз; В ствол залез дырявый, Клювом вниз повис. Вертит он головкой, К дятлам заглянул, Из-под чёрной бровки Искоркой сверкнул, Свистнул:"Эй вы,дятлы! Клювом вниз скачу... Вам такое вряд ли, Дятлам,по плечу!"
- Какую пищу предпочитают поползни ?
3.Дятел подолгу стучит по сосне, Ищет жучков и личинок в коре, Ими питается, кормит птенцов, За это зовут его – лекарь лесов. Зимой в холода, снега и метели Трудные настают времена, И дятел шишки сосны или ели Долбит и ест из них семена.
-Дятлу мы дадим сало , мясо,желуди , орехи, подсушенный белый хлеб.
4.Сойка – какая нарядная птица, Вся разноцветная, словно петух. Рыжая шея и грудка пушистая, А на подбрюшьи – серебряный пух.
Крылья с отливом – от белого к саже И голубого меж ними налёт, Ты и представить не мог себе даже, Как оперенье ей это идёт.
- Орехи , желуди, калина , рябина.
5.Не гони голубей, что стучатся в окно Не гони, даже черных как вороны. Не гони голубей, им и так тяжело Лапы сбиты, да крылья поломаны... Не гони голубей как проходишь средь них, Среди стай голодных, усталых. Не гони голубей для потехи на миг, Не гони голубей для забавы. Не гони голубей, не гони бедных птиц Не гони, не гони их напрасно! Покорми голубей, дай чуть дольше прожить И кормить их намного приятней...
6.Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны.
-6 птичек прилетело на нашу кормушку.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. 1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д. 2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. 3. Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить. 4. Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.
-Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.
Правила укрепления кормушек.
- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.
Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
В кормушке не должно быть снега.
Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.
-Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:
1. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
2. Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
3. Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
1.Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
2. Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
3.Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
4.Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Кроссворд «Чем кормить птиц зимой?»
-Чем кормить зимующих птиц? Сейчас проверим вашу внимательность. Узнаемможем ли доверить кормежку птиц. Если разгадаете кроссворд «Чем кормить птиц зимой?», значит доверим.
В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом.
-Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту.
«Чем кормить птиц зимой?»
Ж И Р К О Ж К Р Л Е Б А С
Н А С О В Ё К А А Д Е Р А
П О Е Н С Л А П Т В О Б Л
К Д К О Я У Б И Г О Р У О
И С О П Н Д А В Ь Л Е З П
Н О М Л К Ь Ч А Щ А В Д Ш
Ч Л О Я А К О О Р Е Х Ы Е
Е Н Е С У Х О Ф В Ё С Н Н
Ч Х Ш О М О Р Р О О С Я И
Е О И Д К Х К У П Р О Т Ц
Р Л Ш У И Л О К А В К Ы А
Т О К В Ч Е В Т Г Р И Б А
О П А А Н Б Ь С Ы Р К А Ш
1чтец:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2чтец:
Небогаты их корма-
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
3чтец:
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4чтец:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Учитель:
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Листовки «Покормите птиц зимой».
- Дома каждый из вас приготовил открытки и листовки с призывом помочь птицам. Давайте сфотографируемся на память. И потом разнесем листовки по подъездам своих домой . И тогда весь город будет участвовать в акции.
- Если птицы накормлены, то что они делают ?( поют)
Игра “Птичий концерт»
Каждой группе ребят из 2-3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют: • Воробьи – чирик – чирик • Синицы – тинь – тинь • Ворона – кар – кар • Дятел – тррр – тррр • Снегирь – дю – дю – дю • Клёст – цок – цок – цок • Свиристель – тюр –тюр – тюр Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке
«Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой! ( М. Глазков)
Итог мероприятия.
- Ребята, давайте возьмём кормушки, которые вы изготовили и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой.Поделимся с пернатыми.
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься ввысь, чтобы спеть свои звонкие песни.