kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Вирус свернословия и как с ним бороться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассширяет знания школьников о вредных привычках, о проблеме сквернословия.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вирус свернословия и как с ним бороться"»

Внеклассное мероприятие:

«Вирус сквернословия и как с ним бороться»


Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия, в т. ч и в школе.

Задачи:

-Способствовать формированию у подростков потребность цивилизованно выражать свои эмоции и чувства;

-Познакомить с историей сквернословия;

-Расширить знания школьников о вредных привычках; (сквернословии);

-Ознакомить подростков с губительным влиянием сквернословия на здоровье.

-Развитие познавательной активности и культуры учащихся

-Формирование коммуникативных навыков, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.


Оснащение: ручки, фломастеры, «дерево доброты», конверты с заданиями.


Слайд 1

Ведущий 1. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень важная, трудная и в то же время интересная тема «Вирус сквернословия».

Русский язык, как никакой другой – самый богатый на слова язык. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?

Ведущий 2: Ребята, у меня к вам такой вопрос: «Что такое сквернословие?»

(ответы детей)

Слайд2

Сквернословие (по толквому словарю русского языка С. Ожегова )-употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами.

Слайд 3

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, ненормативная лексика и др., и мало, кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе

людей.

Ведущий 1:

Слайд 4

Матерная брань-это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Мат - неприличная оскорбительная брань; сквернословие.

Слово- не просто набор звуков, выражающих мысль.Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

Слайд 5

Сократ говорил: «Каков человек- такова и его речь»

Ведущий 2: Мат - нецензурные оскорбительные слова рантше употребляли только в низших слоях общества. Сейчас мы слышим их на улице, во дворе, на детских площадках, в кинотеатрах, даже из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Слово заразно, и мат в наше время, как вирус, распространяется очень быстро и проникает во все слои общества. Подвержены ему не только юноши, но и девушки. Ведь не даром говорят: « Речь- это показатель ума.»

Предлагаем вам немного поговорить и выссказаться.

-Почему люди ругаются матом?

(низкий культурный уровень, желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым).

Ведущий 1:

Сквернословие- это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему они вредные? (Грызть ногти, плевать, курить, чавкать и т.д.) Всё это приносит вред здоровью или характеризует человека как неопрятного, с низкой культурой.

- Чем можно заменить пагубные привычки? Есть альтернативные способы?(Туризм, музыка, хобби, спорт, дискотека)

Ведущий 2:Ребята, как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?(ответы детей)

Получается, что в подростковом возрасте многие и не подозревают, что грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и создаёт иллюзию защишённости. Кроме того, подростки бранятся грубыми словами, чтобы показать свою «взрослость»и независимость, иногда назло всем, просто так, ради протеста. Они считают, что это для них один из видов самоутверждения.

Ведущий 1: А теперь поговорим о корнях сквернословия. Корни этого явления уходят в долёкую языческую древность.

Слайд 6

Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы».

Ведущий 2: Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди сами того не подозревая, совершают ритуал, призывая зло изодня в день , из года в год на голову своих близких.Таким образом, мат свё больше входит в обиход Россиян.

Трудно поверить, что ещё какие-то 200-300 лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.



Ведущий 1:Постепенно количество бранных слов переходит в качество:

В начале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем, и, наконец , ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчёт того, что мат-это общеславянская традиция.

Слайд 7

Вовремена царя, Алексея Михайловича Романова, услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимиой государством.

По соборному уложению за использование потребных слов налагалов жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Слайд 8

Потом пришли иные времена. ( До XIX века сквернословие являлось уголовно наказуемым)

Слайд 9

Подтверждение этому мы видим в открытках XIX века.

Слайд 10

Во время правления Великого Петра I, грубаябрань зазвучала сначала в кабаках, потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Ведущий 2: Что же происходит в наше время… Молодые люди свободно матерятся среди девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.

Слайд 11 На самом деле сквернословие отражает скудность лексического состава говорящего.

Слайд 12 Неуверенность в себе.

Слайд 13 Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека

Слайд 14 Так давайте же задумаемся о словах, которые мы произносим.

Для чего же люди используют мат в наше время?

Мат используется для :

Слайд 15 оскорбления и унижения других людей,

Слайд 16 для демонстрации агрессии,

Слайд 17 для демонстрации отсутствия страха,

Слайд 18 для эмоциональной разрядки,

Слайд 19 для демонстрации пренебрежительного отношения к системе запретов окружающих,

Слайд 20 для демонстрации принадлежности к своим, (т.е для самоутверждения в компании сверстников, чтобы показаться взрослыми,

Слайд 21 для повышения эмоциональности речи (такая речь более, яркая)

Так считают те, кто использует «эти слова» в своей речи. А никто, наверное, и не задумывается, насколько близки «скверна» и «святое» в русском языке.

Ведущий 1(Э. Асадов. О скверном и святом)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным- давно,

Но в первый раз ведь было кем- то, где- то

В кощунственную брань обращено?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять

Что слово «мат»- идёт от слова «мать»

Сквернеёшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила их растила, мать лучшего уже не заслужила,

чем этот шлейф из непристойных слов.

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец:

Бранитесь, или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните,

Ни имени, ни чести матерей!

Ведущий 2:

Слайд 22 А сейчас поговорим, как сквернословие влияет на здоровье человека. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается , но и тех, кто вынужден служать эти ругательства.

А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают.

Слайд 23 Бранные слова негативно отражаются на здоровьи человека, меняя его сознание.

Слайд 24(Читать со слайда)

Слайд 25(Читать со слайда)

Слайд 26 И даже проводились такие эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой говорили добрые слова-это отражалось на всхожести семян.Те семена, которые поливали водой с бранными словами –не прорастали, либо плесневели. А те, над которыми говорили добрые слова, прорастали лучше. Эксперименты проводились в разных странах и разными людми, но все они показывают одно: зло разрушает структуру воды, а добро улучшает.

Слайд 27 А ведь человек состоит на 80-90 % из воды.Вот почему так мало здоровых людей остаётся. Вот почему болеют дети, чьи родители постоянно произносят бранные слова.

Слайд 28

Ведущий1: В XX веке японский учёный Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.

Слайд 29 С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне – его поразило. На фото предстали кристаллы разной формы и чёткости с виду похожие на снежинки.

Слайд 30 Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках, или воздействовали на неё музыкой. Выяснилось, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование , а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видете, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые чёткие кристаллы.Вы только вообразите, если мысли и слова могут сделать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Ведущий 2:

Слайд 31 Учёные Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Например добрые слова, молитвы, пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.

Слайд 32 Т.о. любое произнесённое слово- ни что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Слайд 33 ( Читать текст слайда)

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершиники жувут намного меньше тех, кто не сквернословит, потому, что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Ведущий 1:

Слайд 34 Причём мат отрицательно влияет не только на тех, кто говорит, но и на тех, кто слушает его(как и курение).

Слайд 35 Как вы момните из первых слайдов, сквернорсловие на Руси во все века являлось уголовно наказуемым. И сейчас наше государство применяет наказания за использование мата в речи:

Статья 20 ч. 1 «Кодекса РФ об административных нарушениях» предусматривает наказание за нецензурную брань в общественных местах- штраф в размере от 500 до 1500тыс. р., или административный арест на срок до 15 суток.

Ведущий 2: Ребята, сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о смловах, которые мы произносим!!!

Слайд 36

Ведущий 1:В заключении хочется сказать, что нам всем, наверное, надо прислушаться к библейской мудрости :«Если тебя преследуют неудачи-наведи порядок в своей голове!»

А сейчас ребята- активисты кружка библиодрузья покажут вам сценку: «Вредные слова»










































Практическая часть


Ведущий: В заключении всем участникам сегоднешнего мероприятия я предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (маркером под деревом нужно вписать добрые слова), затем каждый участник приклеивает листочки(чтобы от добрых слов дерево росло и зеленело)

Слайд 36

Ведущий 1.

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами, 
 А  может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!





Литература:

1. Лекция о сквернословии. http://*****/article/art. php? id_article=206

2. Сквернословие // Centre Magik. http://www. *****/s68.asp

3. Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

 



На доске вы видите «древо знаний», оно готово обзавестись плодами, а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как будут работать команды. Жюри будет вручать после каждого конкурса жетоны-символы: за выполненное задание на «5» - красное яблоко, на «4» - желтая груша, на «3» - зеленый листочек, а вот ответ на «2» принесет древу коричневый жухлый лист.
Вопрос-прогноз: какими вы видите наши деревья?
А теперь разрешите представить наше жюри.
Представление жюри.



1 конкурс «Комплемент Этот конкурс сегодня мы используем в виде разминки называется комплемент.» К большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет? Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.
А каков ваш словарный запас?
Давайте проверим это на практике.
По часовой стрелке, по очереди, ВСЕ, произносят комплемент в адрес своего соседа, или любого человека из зала. Единственное о чем надо помнить, когда вы говорите комплемент, должны произнести имя того, кому предназначен комплемент. Комплемент может сопровождаться

Различными действиями (жестикуляцией, имитацией и т.д.).

И так …начали!!!

Молодцы! А теперь обратите внимание на лица окружающих, мне кажется, что у нас в классе взошло солнышко и у всех у нас появились улыбки, блеск в глазах. Вы чувствуете, как будто стало радостнее, теплее, приятнее? А если бы такие слова звучали каждый день, то, как бы вы себя чувствовали?








3 конкурс «Кто ОН?».

Вам надо разделиться на 2 команды, по одинаковому количеству участников. Каждой команде предлагается ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее.

Пусть с каждой команды выйдет представитель и выберет конверт с заданием. Молодцы!

Команды получили задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 минут. Удачи!

Время закончилось. Работы вывешиваем на доску (магниты), и каждая команда представляет свою презентацию.

Ответы детей:

Первая команда (человек, который не употребляет в своей речи плохие слова): Губка БОБ светлые, яркие цвета красок. Веселый, добрый, мягкий, честный, не бросит в беде, настоящий друг. Он будет просто счастливым и любимым.

Вторая группа (человек, который сквернословит): ВАСЯ (с синяками и с сигаретой в руках, в наколках) темные цвета красок. Грубиян, тюремщик, курит, пьет, дерется, материться. Одинокий, бродяжничает, скорее всего, опять попадет в тюрьму.

Прекрасно! У вас получилось все просто замечательно, и такие яркие личности, черты характера.

И скажите, пожалуйста, что же все-таки может ждать человека, который сквернословит, ругается матом?

Ответы детей……

Теперь, я надеюсь, у вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова? Не хотите быть похожими на нашего ВАСЮ. Конечно, нет!


Задание 5 Предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник приклеивает листочки.



4.Артикуляционная гимнастика. (Скороговорки).
1.Наш Полкан попал в капкан.
2.Архип осип, а Осип охрип.
3.У пеньков опять пять опят.
4.Ткач ткет ткань.
Конкурс 5: Творческое задание. Восстановить текст.

1 команда:

ОТЕЛ

Нситуопла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятасяком лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.

(Лето

Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.)



ЛОТЕМ

На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!

(Летом

На дворе жарко. Трава покрыла землю. Листья на деревьях громко шелестят. Воробьи прыгают по солнечной полянке. Хорошо жарким летом!)

Задание 6:

Я называю старорусские слова, а вы показываете:

выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки, рамена – плечи, длань- ладонь, перст- палец, чрево- живот, вежды - веки

Исправь пословицу

Одна голова хорошо, а две некрасиво. Кто мало говорит, тот больше съедает.

Одна нога здесь, а другая в гипсе. Трудно в учении – легко на каникулах.

Скучен день до вечера, коли делать уроки. Друзья познаются на контрольной.

Мал ноутбук, да дорог. После драки шапками не машут.

Задание Объясните значение фразеологизмов (одним или двумя словами).

- водой не разольешь (неразлучные друзья)

- как в воду опущенный (грустный человек)

- толочь воду в ступе (бесполезная работа)

- седьмая вода на киселе (дальний родственник)

- морочить голову (обманывать)

- рукой подать (близко) 






Большое всем спасибо! До свидания!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие "Вирус свернословия и как с ним бороться"

Автор: Кочеткова Наталья Сергеевна

Дата: 11.04.2018

Номер свидетельства: 465829

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства