kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие на тему разгадывания ребусов словарных слов русского языка: «Считай, смекай, отгадывай!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- способствовать формированию интеллектуального потенциала учащихся.

Задачи:

- ознакомить учащихся  с правилами разгадывания ребусов.
- стимулировать творческую активность учащихся;
- развитие мотивации к процессу обучения;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Описание. Данная интеллектуально- познавательная игра предназначена для учащихся 4 классов. Игра направлена на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. В процессе игры происходит развитие коммуникативных навыков, а также развитие универсальных учебных действий. Мероприятие охватывает знания по программе предмета русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему разгадывания ребусов словарных слов русского языка: «Считай, смекай, отгадывай!»»

Павлодар қаласының № 41

денешынықтыру – сауықтыру бағытындағы

жалпы орта білім беру бейіндік мектебі»


«Средняя общеобразовательная

профильная школа № 41 города Павлодара

с физкультурно-оздоровительной направленностью»





















Внеклассное мероприятие на тему разгадывания ребусов словарных слов русского языка для 4 классов:

«Считай, смекай, отгадывай!»





Составила и провела

учитель начальных классов

Рыбалова Г.Е.







2016-2017 учебный год

Внеклассное мероприятие на тему разгадывания ребусов словарных слов русского языка: «Считай, смекай, отгадывай!»


Цель:

- способствовать формированию интеллектуального потенциала учащихся.


Задачи:

- ознакомить учащихся с правилами разгадывания ребусов.
- стимулировать творческую активность учащихся;
- развитие мотивации к процессу обучения;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Описание. Данная интеллектуально- познавательная игра предназначена для учащихся 4 классов. Игра направлена на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. В процессе игры происходит развитие коммуникативных навыков, а также развитие универсальных учебных действий. Мероприятие охватывает знания по программе предмета русского языка.

При создании ребусов были использованы яркие буквы и цифры, красочные картинки с изображением любимых героев сказок и мультфильмов, животных, предметов быта и т.д.



Ход мероприятия.

I. Орг. момент.

1.Приветствие участников классов 4–ой параллели.

II. Сообщение темы, постановка задач. 

III. Вводная беседа.

- Здравствуйте, ребята! 
- Наше занятие сегодня будет необычным. Оно будет представлять собой конкурс-смекалку. А называться он будет: «Считай, смекай, отгадывай». Сегодня на уроке мы будем разгадывать ребусы и выполнять различные задания по русскому языку. Для того, чтобы правильно ответить на все вопросы вам нужно внимательно слушать и нестандартно мыслить. 
- Ребята, скажите, вы когда-нибудь решали задачи на смекалку? Или кто-нибудь из вас может привести пример таких задач? 
- тогда слушайте внимательно, а потом можете загадать их своим друзьям. 
На этом занятии вам понадобятся все-все знания, накопленные вами за 4 года!

Вам сегодня предстоит знакомство с историей происхождения первого ребуса, вы узнаете технику отгадывания и чтения ребусов различного вида и даже попробуйте посоревноваться в прочтении и отгадывании ребусов словарных слов русского языка.

- для начала мы начнём с загадок на тему «Школа, учебные пособия» 
Хоть не шляпа, а с полями, 
Не цветок, а с корешками, 
Разговаривает с нами 
Терпеливым языком. 

Новый дом несу в руке, 
Дверца дома на замке 
Тут жильцы бумажные, 
Все ужасно важные. 

Чёрный Ивашка, 
Деревянная рубашка, 
Где носом ведёт, 
Там заметку кладёт. 

Чёрные, кривые, от рождения все немые; 
Станут в ряд – сейчас заговорят. 

Кулик не велик, целой сотне велит: 
То сядь да учись, то встань разойдись. 

2. История ребуса.

- Ребус является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы развивается логическое мышление и творчество.

Ребусом называется вид головоломки, в ко­торой разгадываемые слова или фра­зы даны в виде рисунков при сочетании с буквами, цифрами и некоторыми дру­гими знаками. Само слово появилось из латинской фразы "Non verbis sed rebus", что значит "Не словами, а при помощи вещей".

Прообразами ребуса можно счи­тать египетские иероглифы, китайские письмена, пиктографию мексиканцев и др.

В средние века в Европе ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название "De rebus quae geruntur", т.е. "на злобу дня".

Когда забавы эти были запрещены, характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Зачастую это была загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Так, например, изображенные в ребусе конь, чай, тесьма, розы читаются: кончайтесь морозы; лоб, нули - лопнули и т. п.

Идея представлять ребусы в качестве головоломок появилась в конце XV начале XVI века во Франции. В Парижской национальной библиоте­ке хранятся два рукописных сборника этого периода: миниатюры Г. Алионе и первый печатный сборник Э.Табуро под названием "Les Bigarurres du Seigneur des Accords", изданный в 1582 г.

Из Франции мода на ребусы пере­шла в другие страны - Италию, Англию и Германию. В Италии самым известным ребусом этого периода можно считать ребус-монстр середины XVI века в фор­ме сонета, занимавшего целые 4 стра­ницы в книге Ж.-Б. Палатина, изданной в Риме. В Германии в это время И.Фишарт опубликовал сочинение с ребусными, выполненными в виде хвалебных од, поздравлениий, любовно-шуточных стихах. В Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в Лондонском Музее. Например, работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием "Rebus della Fortuna" ("Ребус на удачу").

 

Английский писатель и математик Льюис Кэрролл, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что не могло не понравиться детям.

 

Ребусы также помеща­лись в разные времена на рыцарских щитах, гербах дворян, вывесках лавочни­ков и ремесленников, медалях, жетонах, обозначениях фирм и торговых домов, бо­гослужебных книгах, кладбищенских над­гробиях сервизах, веерах, табакерках, конфетных коробках и др.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте - разгадка.

 

В России ребус появился 31 марта 1845 года на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" (№1), где был зашифрован текст "Иди вперед прямой дорогой, враги полают и отстанут".

  

В журнале "Нива" № 52 за 1880 год был помещен ребус-гигант (сказка о двух морозах-братьях, барине и мужике), со­чиненный художником Н.Н. Каразиным. В 1881 году начинает издаваться специализированный "Еженедельный загадочный журнал "Ребус" под руководством В. И. Прибыткова. Название журнала было выполнено в виде самого ребуса.

 

За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали денежные премии и призы. Журнал просуществовал до 1918 года.

 

Ребус, за решение которого полагалась картина. Автор ребуса – Кони, 1883 год.

На рубеже XIX и XX веков большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И.Волковым в журнале "Нива" - самом массовом печатном издании Российской Империи.

 

Во времена СССР ребусы появляются в 1937 году на страницах журнала "Как читать ребусы", их автором был П.Д.Соколов. Журнал вышел пятью выпусками и содержал, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в Москве выходит сборник  ребусов А.А.Рязанова "В часы досуга: ребусы". В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

      

После войны, ребусы, в основном, ориентированы на детскую и юношескую аудиторию. Выходит ряд книг с ребусами: "Час досуга" (И.Чкаников, 1947 год), "Подумай, отгадай! Ребусы-книги" (А. Хаскин, 1949 год). В 1960-х годах огромной популярностью пользуются книги В.В. Акентьева: "Когда идёт дождь. Головоломки-самоделки" (1959 год), "Смекалка" (1961 год), "Прочти и отгадай. Ребусы - загадки" (1962 год), "Ребусы-пословицы" (1963 год ) "Веселые тайны" (1964 год), "Остров тайн" (1968 год), "Со второго взгляда" (1969 год). Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады, задачи, ребусы и кроссворды, но и рассказывали как их разгадывать и составлять самому. Книги Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года хитроумный Капитан Мореходов предлагал "Клубу смекалистых ребят" на страницах газеты "Ленинские искры", а позднее журнала "Искорка".

29 марта 1965 года американский телеканал "ABC" запускается 30-ти минутное телешоу "The Rebus Game" с Джеком Линклеттером (Jack Linkletter). Участникам предлагается разгадать зашифрованные при помощи ребусов слова. За каждый угаданный ребус предусматривалось денежное вознаграждение. Главным призом для победителя телешоу был автомобиль стоимостью 5000 американских долларов.

Сегодня ребусы уже не так популярны, их редко встретишь на страница газет и журналов. Но один из ребусов настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что никто и не задумывается, что это загадка, а выглядит он так:

IV. Инструкция о соревновании.

Существуют определенные правила для разгадывания ребусов. Например, запятая в самом начале слова говорит о том, что нужно убрать одну букву сначала, а запятая в конце — убрать в конце слова. Две запятых — убираем две буквы. Знак «равно» требует замены одной буквы на другую, а зачеркнутая буква — необходимость ее удаления из слова.

Как правило, задания с ребусами интересно иллюстрированы и оформлены яркими картинками, которые увлекают собой ребят.

V. Практическая работа. Работа участников в листах – заданиях

VI. Итог мероприятия.


Вот и подходит к завершению наша интеллектуальная игра «Считай, смекай, отгадывай!». Мы прошли с вами долгий, но интересный путь. Пришло время подвести итоги и наградить победителей!






Отгадай ребусы :

1) ____________________________

2) ___________________________________

3) __________________________________

4) __________________________

5) ____________________________

6 )___________________________________

7) ____________________________________

8) _______________________________

9) ________________________

10) ______________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыбалова Галина Евгеньевна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353641


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства