В разработке обучающиеся размышляют о хороших и плохих качествах человека. Работают с художественными произведениями.Знакомятся с высказываниями Святых Отцов. Используется парная и групповая работа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Добродетели и пороки"»
Внеклассное мероприятие «Добродетели и пороки»
Цель: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
личностные
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
воспитывать желание быть духовно красивым человеком
метапредметные
развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
предметные
создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;
Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?
(разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества)
Подчеркните положительные качества красным карандашом, отрицательные - синим.
Что ещё заметили? (выделены красным цветом буквы). Составим слово.(добродетель)
Какие из наших слов вы отнесли бы к добродетелям?
Сможете назвать слово противоположное по значению слову «добродетель» (порок)
пороки
добродетели
( карточки фиксируются на доске)
Еще в далекие-далекие времена люди, уже научившиеся различать добро и зло, разделили свои качества на хорошие и плохие. Первые они назвали Добродетелями, а вторые Пороками. О добродетели и пороке люди размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?
Сформулируйте тему нашего занятия. Сегодня на уроке мы порассуждаем, что такое добродетель и что такое порок.
Древнегреческий учёный Аристотель говорил: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий».
У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.
Словарная работа: нищий, обитель, от глада, взор
Учитель: Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок заметен)
На какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)
Физминутка
Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.
Учитель:
Можем ли мы бороться с пороками? Как это сделать? (ответы детей)
Просто отвыкнуть от греховных привычек недостаточно. Нужно обучиться добродетели.
Псалмопевец Давид восклицает: Уклонися от зла и сотвори благо.
Возьмите конверт № 2. Работа в парах.
Дополните строчки.
Побеждай гнев – мягкостью,
Зло – ____________________,
Жадность – _______________,
Ложь – ___________________.
Не показалось ли вам, что у нас получился хороший совет? Нравится ли вам этот совет? Почему?
Учитель: послушайте «Притчу о двух волках…»
Что обозначает это слово? ( ПРИТЧА, малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (''премудрость'').
Притча о двух волках
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель: Что же имел в виду мудрый индеец? (борьба зла и добра в душе)
Когда мы совершаем отрицательные ( положительные) поступки, какого волка мы кормим?
Физминутка
Дети встают в круг
Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.
Учитель:
Вы сейчас назвали много добродетелей своих друзей. Как можно стать добродетельным?
Согласитесь ли вы со мной, что одно из главных побуждений человека к добродетели есть страх Божий, боязнь греха? За грехи Бог наказывает не только в будущей вечной жизни, но и в земной. Наказание может выразиться в болезни, в расстройстве обычных дел, в плохом настроении, в унынии, подавленности. Страх Божий через постоянное упражнение в добродетели превращается в Божественную любовь.
А сейчас мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.
1.Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Возьмите конверт № 3
Прочитайте рассказ К.Д. Ушинского «Лошадь и осёл»
Заполните таблицу
добродетели
пороки
Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге. - Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело. ( добродетели: трудолюбивый, послушный, ответственный. пороки: гордость, глупость, немилосердие) Учитель: В конверте № 4 у вас картинки. Мальчики возьмут картинки мальчугана, а девочки принцесс.
Я буду называть черты характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
Ученик читает стихотворение
Леон Кон "Учила меня бабушка..."
Учила меня бабушка: «Живем под одним небушком, Швырнули в тебя камешком – Ответь на него хлебушком»
Всегда стараясь следовать Советам своей бабушки, Порой, в ответ на хлебушек, Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился, Проникся этой мудростью: В добре удача кроется, А не в злобливой глупости.
Уже и сам я дедушка, Не за горами краешек. Учу я внука: «Хлебушек Подай в ответ на камешек".
Учитель: К чему призывает нас автор этих строк? (Не отвечать на зло – злом.) Да, действительно, если на зло отвечать добром, то Мир станет лучше и добрее. Давайте вспомним, о чём мы хотели поразмыслить в начале нашего занятия?
И к какому же решению мы пришли?
Закончить урок я хотела бы такими строками:
«Добрый человек не тот,
кто умеет делать добро,
а тот, кто не умеет делать зла»
Учитель: вы согласны со мной? Тогда, я думаю, наш урок не прошёл зря.