Внеклассного мероприятия направлена на углубление экологических знаний по теме "Лес", развитие интеллектуальных и творческих способностей, воспитание экологической культуры школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Берегите лес!"»
Сценарий внеклассного мероприятия для обучающих 5-6 классов «Берегите лес!»
Автор: Малахова Валентина Александровна учитель географии и биологии МБОУ «Березовская основная общеобразовательная школа»
Задачи: учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать любовь к природе, расширять кругозор.
Цель: 1. Обобщение и углубление биологических и экологических знаний по теме «Лес», полученных на предыдущих этапах обучения.
2. Развитие разносторонних интеллектуальных и творческих способностей.
3. Воспитание экологической культуры школьников.
Оформление класса: выставка рисунков обучающихся на тему «Я люблю лес!», репродукции картин И.И.Шишкина, «Лесная глушь», «Сосны, освещенные солнцем».
Ведущие, выступающие и помощники: ведущий, 2 команды-участники, жюри, болельщики.
Ведущий: И еще боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству, по лесу брожу.
Р.Гамзатов
Сегодня мы с вами поговорим о лесе, о его богатствах, и о том для чего нужна лесу наша защита.
Ведущий: Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной, —
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес —
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда на сердце неспокойно станет ,
Когда не в силах совладать с тоской, —
Побудь в лесу на солнечной поляне –
И все печали снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда раздумья вещий час настанет,
Когда мечтаешь о грядущем ты, -
С зеленым другом поделись мечтами,
И окрылит он все твои мечты.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
Мы были вместе в радости и в горе.
Он в дни войны стеною стал за нас,
Застыли сосны тихо, как в дозоре,
Лес и сегодня охраняет нас.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
В. Лукгиа. Я славлю лес.
Вопрос командам. Какую роль играет лес в нашей жизни? (Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)
Лес: источник древесины; источник кислорода; естественный фильтр воздуха; источник ягод, грибов, лекарственных растений; место обитания растений и животных; защитник почв, водоемов; место отдыха и туризма, источник здоровья.
Ведущий: Красота пейзажа, особый микроклимат, ароматы, звуки, воздушные течения - все это привлекает людей в лес, благоприятно влияет на их здоровье, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним.
Вопрос: Почему лесная среда деградирует при большом наплыве людей, даже если люди не срывают растений? (Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.)
Ответ: Уплотняется и разрушается подстилка. Повреждаются корни и корневища растений, расположенные в ней. Гибнут животные, населяющие подстилку. В уплотненную почву плохо проникают влага и кислород, поэтому ухудшаются условия корневого питания растений. Изменяется видовой состав трав, увеличивается количество поврежденных и больных деревьев. Снижается ежегодный прирост.
Вопрос: Когда зацветает черемуха, многие хотят вернуться домой из леса с цветущим букетом. Нередко и сборщики плодов черемухи беспощадно обламывают целые ветки, а то валят и целое дерево. Знаете ли вы, какой вред приносите таким поведением? (Правильный, полный ответ оценивается 2 баллами.)
Ответ: Вы губите будущие плоды, в которых содержатся лекарственные вещества - амигдалин, синильная, яблочная, лимонная кислоты и эфирное масло.
Вопрос: Как приятно ранней весной утолить жажду березовым соком! Но иногда, зайдя в березовый лес, встречаешь «плачущую» березу. Кто-то нанес березе глубокую рану ножом, наполнил банку соком и не подумал залечить нанесенную дереву рану. А как поступите вы? Почему необходимо залечить дереву рану? (Правильный, полный ответ оценивается 2 баллами.)
Ответ: Одна раненая большая береза может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах проникают болезнетворные микробы. Поэтому рану необходимо замазать глиной.
Вопрос: Узнайте растения, изображенные на рисунках. Что их объединяет? (Поочередно показывает медуницу, сон-траву (прострел), ветреницу, ландыш, колокольчик, купальницу, волчье лыко, любку двулистную.)
Ответ: Эти цветы рвать нельзя. Они нуждаются в защите. Помните, что сорванный вами цветок может оказаться последним. За каждое угаданное растение - 1 балл.
Ведущий: Как-то раннею весной
На проталине лесной
Увидал медведь матерый
Человека под сосной.
Человек был с рюкзаком
И с походным котелком.
Он стоял и любовался
Появившимся цветком.
Вот чудак!
- сказал медведь,-
Никакого смысла ведь
Нет от этого цветка,
Вот нашёл -ка что смотреть!
Лучше в ельник бы пошел,
Муравейник бы нашел.
Или в улей заглянул бы,
Нет ли меда там у пчел...
Зверя мы судить не будем,
Что ж медведь - медведь и есть.
Плохо, если люди любят
Только то, что можно съесть.
Г. Ладонщиков
Вопрос: Какие лекарственные растения дарит нам лес?
Ответ: Шиповник, мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, калина, черемуха, валериана, липа, ландыш, можжевельник, алтей, ликоподий (плаун), береза и т.д. За каждое название растения - 1 балл.
Вопрос: Назовите правила заготовки лекарственных трав.
Ответ: 1.. Не проводить сбор растений ежегодно на одной и той же территории.
2. Траву собирать без корней.
3. Не обрывать полностью листья с растений.
4. Корни и корневища заготавливать после созревания и осыпания семян, оставляя часть их для восстановления зарослей.
5. Почки и кору собирать не с растущих растений, а со срубленных деревьев и кустарников. (Правильный, полный ответ оценивается 5 баллами.) Ведущий: Часто лес страдает от нарушения людьми правил поведения в лесу.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Сейчас вы увидите сценку «Два туриста».
Задача участников конкурса — определить, какие правила поведения человека в лесу нарушены туристами. На сцене — декорация (2-3 изготовленных из картона дерева).
Выходят два туриста с рюкзаками:
1-й турист: Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток с деревьев для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью разведу костер. (На полную мощь включает транзистор, танцует.)
2-й турист (подбегает): Там, среди кустов я обнаружил гнездо птицы, а в гнезде — крохотные птенцы. Я люблю птиц, возьму птенцов домой и выкормлю.
1-й турист: Предлагаю подкрепиться. (Туристы садятся, достают из рюкзаков продукты в полиэтиленовых пакетиках, консервы. Все это раскидывают вокруг себя.)
2-й турист: Ай, ноги щиплет! Ах, да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать.
1-й турист: А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, потому как они ядовиты.
Ответ: Нарушены следующие правила поведения в лесу:
1. Нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников, повреждать их топорами и режущими предметами.
2. Нельзя разводить костры под кронами деревьев и около пней.
3. Нельзя в лесу поднимать шум, включать громко транзисторы и магнитофоны. Потревоженные птицы и звери покидают свои места. Птенцы и зверята теряются и нередко гибнут.
4. Нельзя трогать птичьи яйца, вынимать птенцов из гнезда — это приводит их к гибели.
5. Нельзя загрязнять лес.
Ведущий: Помните, что оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка — более 90 лет, полиэтиленовые пакеты — более 200 лет, стекло — более 1000 лет.
6. Нельзя повреждать муравейники. Муравьи - санитары леса. Они уничтожают за день 70-100 тысяч вредителей леса.
7. Грибы, чтобы не повредить грибницу, надо срезать ножом. Нельзя сбивать не съедобные грибы, они очень нужны лесу и многим лесным животным. Мухомор - лекарство для лосей.
Ведущий: Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора.
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
К. Кулиев
Ведущий: Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
Л ловкости и силе — у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб — сосредоточенно молчать, -
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять.
П. Сергеев
Ведущий: Пока жюри подводит итоги. Нам болельщики прочитают стихотворения.
Дерево, цветок, птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Войти в природу другом»
Ты на Земле рожден
Не тем ли
Твой долг определен давно:
Храни ее леса и земли,
Моря и реки, сей зерно!
М. Дудин
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ведущий: Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.
ЛИТЕРАТУРА
Баринова ИМ. и др. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. Бобров Р.В. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия, 1979. 2. У истоков юннатского движения / Сост. В.Г. Холостов. М.: Просвещение, 1972