kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по сказкам В.Сутеева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по литературному чтению " КВН по сказкам Сутеева". Для проведения КВН необходимо прочитать сказки Сутеева: Яблоко, Мешок яблок, Кораблик, Палочка- выручалочка, Дядя Миша, Под грибом, Мышонок и карандаш, Разные колеса, Кто сказал"Мяу!". В результате отборочного тура формируются три команды. Команды выбирают себе название. Им предстоит показать свои силы в конкурсах: Разминка, Узнай сказку по её началу,Из какой сказки строчки, Парад сказочных героев,Стол находок, Сложи картинку,  К каким сказкам подходят эти пословицы, Кто лишний, Узнай сказку по её героям,Расшифруй слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по сказкам В.Сутеева" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 города Данкова Липецкой области













Составила - Балашова Маргарита Валентиновна











Данков

2015



Тема занятия: КВН по сказкам В. Сутеева

Цель занятия: развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.


Задачи: углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева, о сказке; развивать наблюдательность, внимание к природе, способствовать воспитанию чувства дружбы, взаимовыручки; подбирать пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к данному произведению. Развивать связную речь детей: упражнять в использовании в речи рассуждения для уточнения, разъяснения, элементарной аргументации своих ответов, расширять общий кругозор и словарный запас детей,
Будут формироваться УУД:

Личностные : - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в парах.

Регулятивные : -работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала. Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;


-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг В.Г.Сутеева, плакат с высказываниями, кроссворд.

« …талант его—в доброте и детской вере в создаваемые конфликтики и приключения...”Мигунов Е.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II.Постановка темы и целей занятия.

Определите , о чем идет речь в стихотворении?

С этой книжечкою сразу Подружились ты и я, В ней поучительные сказки Для тебя и для меня.

Про утенка и цыпленка, И про дождь, что стукал звонко, И про гриб, что подрастал, А сначала был так мал.

Есть про кошечку в полоску, Что капризною была, Есть про елку, про посланье, Что писала детвора.

И про мудрого медведя, Что всем яблоко делил, И про Вовиного друга, Что некрашеным ходил.

Про того, кто по дороге Палку наподдал ногой, Но приняв советы друга Взял потом ее с собой.

А на этих вот страницах И скорлупка, и листок, И веревочка, что тащит Красный в пятнышко жучок.

О чем же идет речь в стихотворении? Кто узнал этих сказочных героев? Назовите сказки, о которых говорится в стихотворении. ( «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Яблоко», «Петух и краски»,«Елка», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка», «Кораблик». ) Кто автор этих сказок? Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

III.Содержание занятия. 1. Презентация « В.Г.Сутеев» Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903г. в Москве, в семье врача. Отец любил рисовать, и передал свое увлечение единственному сыну. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья. В 7 лет Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а последние классы доучивался уже при новом строе. С 14 лет будущий мультипликатор зарабатывал для семьи первыми рисунками: диаграммами для выставок здравоохранения, дипломами для спортивных соревнований. В 1929 году В.Г. Сутеев закончил декоративный факультет Госинститута кинематографии. В 1931 году участвовал в постановке первого звукового мультфильма «Улица поперек». Студия «Союзмультфильм» становится для художника творческой мастерской. Им созданы более тридцати мультфильмов. В 1941 году закончил работу над мультфильмом «Муха-Цокотуха», который принес ему известность. С 1948 года В.Г. Сутеев начал писать сказки. В 1952 году в издательстве «Детгиз» вышла первая книга автора и художника В. Сутеева «Две сказки про карандаш и краски»

Сначала Владимир Сутеев работал только художником. Рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А после этого еще и писать сам начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал-подумал и стал писателем детских сказок, решив, что веселых авторов намного меньше, чем веселых художников. А как здорово у него это получилось, мы убедились, когда читали произведения. А может, все дело было в его секрете: он был амбидекстром: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!

Много и плодотворно художник работает как иллюстратор произведений классиков отечественной и зарубежной детской литературы – К. Чуковский, С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, Дж. Родари, А. Прейсена, Л. Муур.

Книги Сутеева переведены на тридцать шесть языков. Веселые, добрые книжки В.Г. Сутеева знают и любят дети в разных уголках мира.

В 1965г. ему присваивают звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

2. Отборочный тур.

Что рисовал Карандаш по мнению Мышонка? (сыр, яблоко, сардельки)

Кому удалось помирить Зайца, Ежа и Ворону в споре за яблоко? (Медведь предложил разделить яблоко на всех поровну)
Кто первым нашел убежище под грибом? (Муравей)

Перечислить жителей теремка на пеньке . (Петух, Лягушка, Еж , Мушка.)

Кто накормил семью Зайца? ( Белка, медведь, ёж, крот, коза)

Почему Цыпленок,  Мышонок,  Муравей  и Жучок обиделись на Лягушонка?( Он посмеялся над ними).

Что заготавливал на зиму медведь? ( Морковь, яблоки, орехи, рыбу, кур)

На кого щенок думал, что они сказали «Мяу!»? ( Петух, мышь, лягушка, пес, пчела, рыба)

Как помогла ежу и зайцу палочка-выручалочка? (Перебраться через ручей, вытащить зайца из болота, посадить птенчика в гнездо, волка стукнуть, вытащить зайца на гору)

Чему удивлялись на лесной поляне Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок? ( Телеге с разными колесами)

Кто сидел на шляпке гриба, когда прошёл дождь и выглянуло солнышко? ( Лягушка.) Кто обхитрил Медведя и поэтому на него напала свора собак? (Лиса) Чего испугался мышонок в сказке «Мышонок и карандаш»?( нарисованного кота) О ком писал сказки В.Сутеев? ( О животных, предметах) Что обязательно было в его сказках?( Рисунки)

3. Формирование команд.

Выбор одного из рисунков: котенок, ёж, заяц.

Распределение по командам.

1 команда «Котята»

Мы весёлые котята, 
Вместе мы играем.
Любим песни, любим труд,
Много сказок знаем!

2 команда «Ежата»

Мы дружные ежата,
Весёлые ребята!
Мы самый лучший в классе отряд!
Победи, попробуй нас! 

3 команда «Зайчата»

«Зайчата» - отряд друзей.
Нет нас прыгучей и быстрей! 
Достойно будем мы играть, 
Всех мы будем побеждать!


4. Разминка

1) Где спрятался Муравей от дождя? (под шляпкой гриба) 2) Кто первый попросился к Муравью под грибок? ( Бабочка) 3) Кто вторым попросился к Муравью?( Мышка.) 4) Что ответили Воробью , когда он попросился к ним под грибок.(тут места нет.) 5) От кого прятался Заяц?(от Лисы) 6) Нашла ли Зайца Лиса?( нет) 7) Скольким зверям нашлось место под грибом? ( 5) 8) Почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось? (гриб вырос) 9) Почему Лиса ушла?( Было тесно под грибом, зайцу негде было спрятаться) 10) Кто прятался под грибком? (Заяц, Мышонок, Бабочка, Муравей, Воробей 11) В каком домике жили герои из сказки «Разные колёса»? (Теремок). 12) Чем угощали зайчика из сказки Разные колёса? (Лягушка морковкой с огорода угостила, Ёжик — грибами да ягодами, а Петушок — пи­рогами да ватрушками)

5. Конкурс "Узнай сказку по её началу".

* Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.( Кораблик)

* Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. (Мешок яблок )

* Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спраши­вает:
—  Как дела, Косой?( Дядя Миша)

* Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
— Мяу! (Кто сказал: «Мяу!»)

* Жил-был на столе у Вовы Карандаш.

Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.( Мышонок и карандаш)

* Как-то раз застал Муравья силь­ный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке ма­ленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.( Под грибом)

6. Конкурс «Из какой сказки строчки?»

* Пошел Цыпленок и принес листочек.  Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.( Кораблик.)

* Стояла поздняя осень. С деревьев дав­но облетели листья, и только на верхуш­ке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу За­яц и увидел яблоко. ( Яблоко)

* Все колёса в хозяйстве пригодились: Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит — огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит.А Петушок на мельнице муку мелет.( Разные колеса)

* Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают.(Палочка –выручалочка)

* Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. ( Кто сказал «Мяу?»

* А на сто­ле чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.(Мешок яблок)

7. Конкурс «Парад сказочных героев»

* Я и морковку дёргал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, кур таскал...(Дядя Миша- медведь)

* — Вот что, все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить... ( Яблоко – медведь)

* — Простите меня, — говорит. Я смеялся над вами, а теперь вижу — в умелых руках и разные колёса могут пригодиться.( Разные колеса – заяц)

* -  Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!( Под грибом- муравей)

* — Ничего, палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!( Палочка- выручалочка-ёжик)

*— Я тебя буду грызть!  У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! ( Мышонок и Карандаш- Мышонок)

8. Конкурс «Разрезные картинки»

Соберите картинку и скажите: какой герой?

Медведь («Дядя Миша») — нетерпеливый, грубый, наглый, сердитый, слабохарактерный. Щенок («Кто сказал „мяу“?») — глупый, симпатичный, веселый, любопытный, любознательный. Ёжик («Палочка — выручалочка») — смелый, умный, сообразительный, осторожный, смышленый, рассудительный.

9. Конкурс «Стол находок».

Отгадайте: из какой сказки предмет.

1. Скорлупа грецкого ореха («Кораблик») 2. Яблоко («Яблоко», «Мешок с яблоками») 3. Палка ( Палочка- выручалочка»)

4. Гриб («Под грибом»)

5. Колесо («Разные колеса»)

6. Карандаш ( Мышонок и карандаш) 7. Морковь, гриб («Дядя Миша»)

10. Конкурс  «К каким сказкам подходят эти пословицы?»

* Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего («Яблоко».) * Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться («Разные колеса».) * Неопытность к беде ведет («Кто сказал «мяу?».) * Набирайся ума в учении, а храбрости- в сражении («Палочка-выручалочка».) * Утопающий и за соломинку хватается («Палочка- выручалочка».) «На вид простак, а в душе - хитряк», «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу» ( Мышонок и карандаш)
«Глупый осудит, а умный рассудит» (Яблоко)
«В тесноте, да не в обиде» ( Под грибом) («Видит око далеко, а ум - еще дальше»(Палочка-выручалочка) «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» , «Там, где дружат – живут не тужат» (Разные колеса)
11. Конкурс «Кто лишний?»

* Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Медведь, Заяц. (Медведь, сказка «Под грибом».) * Заяц, еж, птенец, волк, лиса ( Лиса, сказка «Палочка-выручалочка»). * Заяц, ворона, еж, крот, белки, лиса ( Лиса, «Мешок яблок») * Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей, воробей (Воробей, «Кораблик») * Мушка, лягушка, ежик, петушок, заяц, ворона (Ворона, «Разные колеса») * Петух, мышь, пес, пчела, рыба, лягушка, оса ( Оса, «Кто сказал «Мяу!»)

12 Конкурс: " Узнай сказку по её героям".

1.Заяц, муравей, воробей, бабочка, лиса ,лягушка.( Под грибом) 2.Медведь, заяц, коза ,белочка, ёж, крот, ворона, волк.( Мешок яблок) 3.Ёжик, птички, заяц, волк, птенчик. (Палочка-выручалочка ) 4.Щенок, петух, кошка, пчела, рыба, лягушка, мышонок (Кто сказал"Мяу"? ) 5.Петушок, лягушка, муха, ёжик, заяц.( Разные колёса ) 6.Ёжик, ворона, заяц, медведь.( Яблоко) 7.Цыплёнок, мышонок, муравей, жучок, лягушонок.( . Кораблик) 8.Мышонок, мальчик Вова, карандаш.( Мышонок и карандаш ) 9. Медведь, заяц, ёж, белка, кот, лиса, собаки (Дядя Миша)

13 Конкурс «Расшифруй слова»

Узнай, кто их говорил и в какой сказке.

1. / 3 1 8 15 1/ 15 6 / 17 1 13 12 1/, 1/ 21 14 15 1 33/ 4 16 13 16 31/ 5 1 / 5 16 2 18 16 6 / 19 6 18 5 24 6/! (…важна не палка, а умная голова да доброе сердце! Заяц, Палочка -выручалочка) 2. /3/ 21 14 6 13 29 23/ 18 21 12 1 23/ 10 / 18 19 15 29 6 / 12 16 13 6 19 1/ 14 16 4 21 20/ 17 18 10 4 16 5 10 20 28 19 33/ ( … в умелых руках и разные колёса могут пригодиться.

Заяц, «Разные колеса) 3. 2029/ 15 1 19 / 3 19 6 23 / 17 16 14 10 18 10 13/ 10 / 21 14 21 / 18 19 21 14 21 15 1 21 25 10 13 / ( …ты нас всех помирил и уму-разуму научил!Ёжик, «Яблоко»)

13 Конкурс капитанов 1. ««Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»

Кому из персонажей сказки «Яблоко» можно было яблоко и не давать и почему? (каждому, так как Заяц увидал первым, но не смог достать, Ворона не заметила яблоко первой, но сорвала) Как «палочка–выручалочка» помогала Зайцу и Ежу? (Еж с помощью палочки вытащил зайца из болота, сам перепрыгнул через ручей, подняли птенчика в гнездо, прогнали волка)
Как приспособили разные колеса герои сказки? (Мушка – прялочку, Лягушка - колесо к колодцу, Ежик – тачку, а Петушок- мельницу)
Почему сначала одному Муравью под грибом было тесно, а затем и остальным место нашлось? (Потому, что гриб во время дождя вырос) 
Почему ёж сказал: «Палочка — выручалочка в голове?» Почему одного яблока хватило и зайцу, и ежу, и вороне, и медведю кусочек достался? Почему дядя Миша остался без запасов на зиму? Почему в семью Зайца все звери приносили овощи и фрукты? Почему стало стыдно Зайцу из сказки «Разные колеса»?

2. Конкурс «Придумай свои слова!» Кто быстрее!

У Зайца в сказке Сутеева «Мешок яблок»: косые глаза; А у Зайца в сказке «Под грибом»: трусливая душа; У Медведя в сказке Сутеева «Дядя Миша»: сильные руки; У Ежа в сказке «Палочка — выручалочка»: короткие ноги; У Щенка в сказке Сутеева «Кто сказал „Мяу“?»: короткие уши; У Зайца в сказке Сутеева «Яблоко»: длинные ноги; У Медведя в сказке Сутеева «Мешок яблок»: умная голова. У Ёжика в сказке Сутеева «Разные колеса» маленькие уши. 14. Конкурс эрудитов « Знай сказки Сутеева!» Сколько раз услышал Ёжик доброе слово «спасибо» в сказке «Палочка - выручалочка»? Что связала Мушка зайчику из сказки Разные колёса? (Варежки). Кого первым заяц угостил яблоками? (Сказка "Мешок яблок") На сколько частей разделили яблоко, которое заяц нашел, ворона сорвала, а Еж поймал? (на 4, 4 часть получил медведь за совет) Кто последний спрятался под грибок в сказке "Под грибом"? (Заяц Какой зверь смастерил телегу с колесами разного размера?( Медведь)
Что с колесиком сделал Еж?( тачку)
От какого хищного зверя спасла Зайца палочка-выручалочка?( от Волка)
Сколько раз палочка-выручалочка помогла друзьям?( четыре)
Кто выскочил ,когда Щенок вырыл большую яму?( Мышонок) 15. Конкурс для болельщиков «К какой сказке иллюстрация? »

1. Дядя Миша» 2. «Кто сказал «Мяу?»

3. «Мешок яблок» 4. «Мышонок и карандаш»

5. « Под грибом» 6. «Разные колеса»

7. 8. « Яблоко» 9.

10. «Кораблик» 11. «Палочка –выручалочка»



IV.Итог занятия. Рефлексия.

Кроссворд «Что вы знаете о Сутееве?»

  1. Город, в котором родился Владимир Сутеев?

  2. Как называют художника, рисующего животных?

  3. Какая профессия была у отца Сутеева?

  4. Сколько лет было Сутееву, когда он начал работать?

  5. Как называлось учебное заведение, в котором он начинал учиться?

  6. Какой институт закончил Владимир в 1928 году?

  7. На сколько языков переведены его сказки?

  8. Автор сценария для кинофильма или телесериала, мультфильма, спектакля.

  9. Человек, одинаково хорошо владеющий и правой и левой рукой.

  10. Человек, который занимается изобразительным искусством.

  11. Любимое дело В.Г.Сутеева?

  12. Одна из профессий В.Г.Сутеева?

  13. Человек, который занимается созданием словесных произведений.

  14. Какой рукой рисовал Сутеев?




4





7



9










2




8


13

1




6




11














3









14






5





10


12



В

л

а

д


и

м

и

р

С

у

т

е

е

в





























































































ч



т



а






е

р

м

2

а

т

и

с

б

п

1

М

н

ы

к

д

ц

и

м

и

о

и

р

и

ц

е

д

у

с

с

м

в

н

н

а

н

е

л

а

л

к

а

р

а

г

е

т

а

к

х

ь

р

т

е

В

л

а

д

и

м

и

р

С

у

т

е

е

в

а

и

ч

ц

м

а


и

т

д

и

ж

л

о


с


а

н

т

ш

с

р

о

п

и

ь

й

т

т

а

о

е

т


ж

л

с



ь

з

г

с


н

и

с


и

р

т

и

к

е

я

а

и

к

а

р


ф



ц


и

и

и

я


Чему учат сказки В. Сутеева?

( Учат дружить, приходить друзьям на помощь, не быть жадным, учат делиться, трудолюбию, доброте)

Показать кружки: красный – урок прошёл интересно, жёлтый урок прошёл неинтересно, синий – урок был скучным.

V.Награждение победителей. Рекомендация книг для чтения. Книги и фильмы, сделанные В. Сутеевым -  это большие и трогательные уроки добра, любви к природе,  настоящей дружбы, объяснение мудрости и простых истин. Я советую вам прочитать другие его произведения.



Список используемой литературы:

1. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. – Петрозаводск «Карелия», 1993. – 127 с..
2. Барто А.Л. У нас под крылом. – М.: «Советская Россия», 1997. – 126 с.

3.http://pomnipro.ru/memorypage7189/biography

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%F2%E5%E5%E2,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%FC%E5%E2%E8%F7

Палочка –выручалочка»- http://sf.uploads.ru/t/clkSq.jpg Разные колеса- http://doc-books.ru/wp-content/uploads/2015/05/12-05-2015-20-49-19-12008861543.jpg Под грибом - https://im1-tub ru.yandex.net/i?id= 662146ece0cc 5643218bc7ce 723543be&n =33&h=170 Яблоко - http://i.allday.ru/uploads/posts/thumbs/1200851555__10.jpg Кораблик - http://static4.read.ru/images/illustrations/13484014162143495125.jpeg Мешок яблок - http://i3.otzovik.com/2011/03/11/58756/img/77337165.jpg Мышонок и карандаш - http://www.ukazka.ru/img/b/uk20994.jpg Кто сказал «Мяу?»-http://img.labirint.ru/images/comments_pic /1435/5_af01b111ed4 a33b b8e425975f264fafc_1409160251.jpg Дядя Миша -http://www.gulyanda.kz/tools/images/image.php?source

=%D0%90%D0%A1%D0%A21033675.jpg&standart=10&image.jpg














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по сказкам В.Сутеева"

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства