Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по сказкам В.Сутеева"
Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по сказкам В.Сутеева"
Внеклассное занятие по литературному чтению " КВН по сказкам Сутеева". Для проведения КВН необходимо прочитать сказки Сутеева: Яблоко, Мешок яблок, Кораблик, Палочка- выручалочка, Дядя Миша, Под грибом, Мышонок и карандаш, Разные колеса, Кто сказал"Мяу!". В результате отборочного тура формируются три команды. Команды выбирают себе название. Им предстоит показать свои силы в конкурсах: Разминка, Узнай сказку по её началу,Из какой сказки строчки, Парад сказочных героев,Стол находок, Сложи картинку, К каким сказкам подходят эти пословицы, Кто лишний, Узнай сказку по её героям,Расшифруй слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по литературному чтению "КВН по сказкам В.Сутеева" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Составила - Балашова Маргарита Валентиновна
Данков
2015
Тема занятия: КВН по сказкам В. Сутеева
Цель занятия: развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева, о сказке; развивать наблюдательность, внимание к природе, способствовать воспитанию чувства дружбы, взаимовыручки; подбирать пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к данному произведению. Развивать связную речь детей: упражнять в использовании в речи рассуждения для уточнения, разъяснения, элементарной аргументации своих ответов,расширять общий кругозор и словарный запас детей, Будут формироваться УУД:
Личностные : - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в парах.
Регулятивные : -работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала. Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные: - слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг В.Г.Сутеева, плакат с высказываниями, кроссворд.
« …талант его—в доброте и детской вере в создаваемые конфликтики и приключения...”Мигунов Е.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
II.Постановка темы и целей занятия.
Определите , о чем идет речь в стихотворении?
С этой книжечкою сразу Подружились ты и я, В ней поучительные сказки Для тебя и для меня.
Про утенка и цыпленка, И про дождь, что стукал звонко, И про гриб, что подрастал, А сначала был так мал.
Есть про кошечку в полоску, Что капризною была, Есть про елку, про посланье, Что писала детвора.
И про мудрого медведя, Что всем яблоко делил, И про Вовиного друга, Что некрашеным ходил.
Про того, кто по дороге Палку наподдал ногой, Но приняв советы друга Взял потом ее с собой.
А на этих вот страницах И скорлупка, и листок, И веревочка, что тащит Красный в пятнышко жучок.
О чем же идет речь в стихотворении? Кто узнал этих сказочных героев? Назовите сказки, о которых говорится в стихотворении. ( «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Яблоко», «Петух и краски»,«Елка», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка», «Кораблик». ) Кто автор этих сказок? Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
III.Содержание занятия. 1. Презентация « В.Г.Сутеев» Владимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903г. в Москве, в семье врача. Отец любил рисовать, и передал свое увлечение единственному сыну. Мать не пропускала ни одной художественной выставки, на которую приглашалась вся семья. В 7 лет Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а последние классы доучивался уже при новом строе. С 14 лет будущий мультипликатор зарабатывал для семьи первыми рисунками: диаграммами для выставок здравоохранения, дипломами для спортивных соревнований. В 1929 году В.Г. Сутеев закончил декоративный факультет Госинститута кинематографии. В 1931 году участвовал в постановке первого звукового мультфильма «Улица поперек». Студия «Союзмультфильм» становится для художника творческой мастерской. Им созданы более тридцати мультфильмов. В 1941 году закончил работу над мультфильмом «Муха-Цокотуха», который принес ему известность. С 1948 года В.Г. Сутеев начал писать сказки. В 1952 году в издательстве «Детгиз» вышла первая книга автора и художника В. Сутеева «Две сказки про карандаш и краски»
Сначала Владимир Сутеев работал только художником. Рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А после этого еще и писать сам начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал-подумал и стал писателем детских сказок, решив, что веселых авторов намного меньше, чем веселых художников. А как здорово у него это получилось, мы убедились, когда читали произведения. А может, все дело было в его секрете: он был амбидекстром: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!
Много и плодотворно художник работает как иллюстратор произведений классиков отечественной и зарубежной детской литературы – К. Чуковский, С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, Дж. Родари, А. Прейсена, Л. Муур.
Книги Сутеева переведены на тридцать шесть языков. Веселые, добрые книжки В.Г. Сутеева знают и любят дети в разных уголках мира.
В 1965г. ему присваивают звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.
2. Отборочный тур.
Что рисовал Карандаш по мнению Мышонка? (сыр, яблоко, сардельки)
Кому удалось помирить Зайца, Ежа и Ворону в споре за яблоко? (Медведь предложил разделить яблоко на всех поровну) Кто первым нашел убежище под грибом? (Муравей)
Перечислить жителей теремка на пеньке . (Петух, Лягушка, Еж , Мушка.)
Кто накормил семью Зайца? ( Белка, медведь, ёж, крот, коза)
Почему Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок обиделись на Лягушонка?( Он посмеялся над ними).
Что заготавливал на зиму медведь? ( Морковь, яблоки, орехи, рыбу, кур)
На кого щенок думал, что они сказали «Мяу!»? ( Петух, мышь, лягушка, пес, пчела, рыба)
Как помогла ежу и зайцу палочка-выручалочка? (Перебраться через ручей, вытащить зайца из болота, посадить птенчика в гнездо, волка стукнуть, вытащить зайца на гору)
Чему удивлялись на лесной поляне Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок? ( Телеге с разными колесами)
Кто сидел на шляпке гриба, когда прошёл дождь и выглянуло солнышко? ( Лягушка.) Кто обхитрил Медведя и поэтому на него напала свора собак? (Лиса) Чего испугался мышонок в сказке «Мышонок и карандаш»?( нарисованного кота) О ком писал сказки В.Сутеев? ( О животных, предметах) Что обязательно было в его сказках?( Рисунки)
3. Формирование команд.
Выбор одного из рисунков: котенок, ёж, заяц.
Распределение по командам.
1 команда «Котята»
Мы весёлые котята, Вместе мы играем. Любим песни, любим труд, Много сказок знаем!
2 команда «Ежата»
Мы дружные ежата, Весёлые ребята! Мы самый лучший в классе отряд! Победи, попробуй нас!
3 команда «Зайчата»
«Зайчата» - отряд друзей. Нет нас прыгучей и быстрей! Достойно будем мы играть, Всех мы будем побеждать!
4. Разминка
1) Где спрятался Муравей от дождя? (под шляпкой гриба) 2) Кто первый попросился к Муравью под грибок? ( Бабочка) 3) Кто вторым попросился к Муравью?( Мышка.) 4) Что ответили Воробью , когда он попросился к ним под грибок.(тут места нет.) 5) От кого прятался Заяц?(от Лисы) 6) Нашла ли Зайца Лиса?( нет) 7) Скольким зверям нашлось место под грибом? ( 5) 8) Почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось? (гриб вырос) 9) Почему Лиса ушла?( Было тесно под грибом, зайцу негде было спрятаться) 10) Кто прятался под грибком? (Заяц, Мышонок, Бабочка, Муравей, Воробей11) В каком домике жили герои из сказки «Разные колёса»? (Теремок). 12) Чем угощали зайчика из сказки Разные колёса? (Лягушка морковкой с огорода угостила, Ёжик — грибами да ягодами, а Петушок — пирогами да ватрушками)
5. Конкурс "Узнай сказку по её началу".
* Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.( Кораблик)
* Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. (Мешок яблок )
* Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает: — Как дела, Косой?( Дядя Миша)
* Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: — Мяу! (Кто сказал: «Мяу!»)
* Жил-был на столе у Вовы Карандаш.
Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.( Мышонок и карандаш)
* Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.( Под грибом)
6. Конкурс «Из какой сказки строчки?»
* Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.( Кораблик.)
* Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. ( Яблоко)
* Все колёса в хозяйстве пригодились: Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит — огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит.А Петушок на мельнице муку мелет.( Разные колеса)
* Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают.(Палочка –выручалочка)
* Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. ( Кто сказал «Мяу?»
* А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.(Мешок яблок)
7. Конкурс «Парад сказочных героев»
* Я и морковку дёргал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, кур таскал...(Дядя Миша- медведь)
* — Вот что, все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить... ( Яблоко – медведь)
* — Простите меня, — говорит. Я смеялся над вами, а теперь вижу — в умелых руках и разные колёса могут пригодиться.( Разные колеса – заяц)
* - Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!( Под грибом- муравей)
* — Ничего, палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!( Палочка- выручалочка-ёжик)
*— Я тебя буду грызть! У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! ( Мышонок и Карандаш- Мышонок)
10. Конкурс «К каким сказкам подходят эти пословицы?»
* Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего («Яблоко».) * Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться («Разные колеса».) * Неопытность к беде ведет («Кто сказал «мяу?».) * Набирайся ума в учении, а храбрости- в сражении («Палочка-выручалочка».) * Утопающий и за соломинку хватается («Палочка- выручалочка».) «На вид простак, а в душе - хитряк», «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу» ( Мышонок и карандаш) «Глупый осудит, а умный рассудит» (Яблоко) «В тесноте, да не в обиде» ( Под грибом) («Видит око далеко, а ум - еще дальше»(Палочка-выручалочка) «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» , «Там, где дружат – живут не тужат» (Разные колеса) 11. Конкурс «Кто лишний?»
13 Конкурс капитанов 1. ««Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Кому из персонажей сказки «Яблоко» можно было яблоко и не давать и почему? (каждому, так как Заяц увидал первым, но не смог достать, Ворона не заметила яблоко первой, но сорвала) Как «палочка–выручалочка» помогала Зайцу и Ежу? (Еж с помощью палочки вытащил зайца из болота, сам перепрыгнул через ручей, подняли птенчика в гнездо, прогнали волка) Как приспособили разные колеса герои сказки? (Мушка – прялочку, Лягушка - колесо к колодцу, Ежик – тачку, а Петушок- мельницу) Почему сначала одному Муравью под грибом было тесно, а затем и остальным место нашлось? (Потому, что гриб во время дождя вырос) Почему ёж сказал: «Палочка — выручалочка в голове?» Почему одного яблока хватило и зайцу, и ежу, и вороне, и медведю кусочек достался? Почему дядя Миша остался без запасов на зиму? Почему в семью Зайца все звери приносили овощи и фрукты? Почему стало стыдно Зайцу из сказки «Разные колеса»?
2. Конкурс «Придумай свои слова!» Кто быстрее!
У Зайца в сказке Сутеева «Мешок яблок»: косые глаза; А у Зайца в сказке «Под грибом»: трусливая душа; У Медведя в сказке Сутеева «Дядя Миша»: сильные руки; У Ежа в сказке «Палочка — выручалочка»: короткие ноги; У Щенка в сказке Сутеева «Кто сказал „Мяу“?»: короткие уши; У Зайца в сказке Сутеева «Яблоко»: длинные ноги; У Медведя в сказке Сутеева «Мешок яблок»: умная голова. У Ёжика в сказке Сутеева «Разные колеса» маленькие уши. 14. Конкурс эрудитов« Знай сказки Сутеева!» Сколько раз услышал Ёжик доброе слово «спасибо» в сказке «Палочка - выручалочка»? Что связала Мушка зайчику из сказки Разные колёса? (Варежки). Кого первым заяц угостил яблоками? (Сказка "Мешок яблок") На сколько частей разделили яблоко, которое заяц нашел, ворона сорвала, а Еж поймал? (на 4, 4 часть получил медведь за совет) Кто последний спрятался под грибок в сказке "Под грибом"? (ЗаяцКакой зверь смастерил телегу с колесами разного размера?( Медведь) Что с колесиком сделал Еж?( тачку) От какого хищного зверя спасла Зайца палочка-выручалочка?( от Волка) Сколько раз палочка-выручалочка помогла друзьям?( четыре) Кто выскочил ,когда Щенок вырыл большую яму?( Мышонок) 15. Конкурс для болельщиков «К какой сказке иллюстрация? »
1. Дядя Миша» 2. «Кто сказал «Мяу?»
3. «Мешок яблок» 4. «Мышонок и карандаш»
5. « Под грибом» 6. «Разные колеса»
7. 8. « Яблоко» 9.
10. «Кораблик» 11. «Палочка –выручалочка»
IV.Итог занятия. Рефлексия.
Кроссворд «Что вы знаете о Сутееве?»
Город, в котором родился Владимир Сутеев?
Как называют художника, рисующего животных?
Какая профессия была у отца Сутеева?
Сколько лет было Сутееву, когда он начал работать?
Как называлось учебное заведение, в котором он начинал учиться?
Какой институт закончил Владимир в 1928 году?
На сколько языков переведены его сказки?
Автор сценария для кинофильма или телесериала, мультфильма, спектакля.
Человек, одинаково хорошо владеющий и правой и левой рукой.
Человек, который занимается изобразительным искусством.
Любимое дело В.Г.Сутеева?
Одна из профессий В.Г.Сутеева?
Человек, который занимается созданием словесных произведений.
Какой рукой рисовал Сутеев?
4
7
9
2
8
13
1
6
11
3
14
5
10
12
В
л
а
д
и
м
и
р
С
у
т
е
е
в
ч
т
а
е
р
м
2
а
т
и
с
б
п
1
М
н
ы
к
д
ц
и
м
и
о
и
р
и
ц
е
д
у
с
с
м
в
н
н
а
н
е
л
а
л
к
а
р
а
г
е
т
а
к
х
ь
р
т
е
В
л
а
д
и
м
и
р
С
у
т
е
е
в
а
и
ч
ц
м
а
и
т
д
и
ж
л
о
с
а
н
т
ш
с
р
о
п
и
ь
й
т
т
а
о
е
т
ж
л
с
ь
з
г
с
н
и
с
и
р
т
и
к
е
я
а
и
к
а
р
ф
ц
и
и
и
я
Чему учат сказки В. Сутеева?
( Учат дружить, приходить друзьям на помощь, не быть жадным, учат делиться, трудолюбию, доброте)
Показать кружки: красный – урок прошёл интересно, жёлтый урок прошёл неинтересно, синий – урок был скучным.
V.Награждение победителей. Рекомендация книг для чтения. Книги и фильмы, сделанные В. Сутеевым - это большие и трогательные уроки добра, любви к природе, настоящей дружбы, объяснение мудрости и простых истин. Я советую вам прочитать другие его произведения.
Список используемой литературы:
1. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. – Петрозаводск «Карелия», 1993. – 127 с.. 2. Барто А.Л. У нас под крылом. – М.: «Советская Россия», 1997. – 126 с.