информации; осуществлять первоначальный контроль своих
действий.
Личностные: формировать положительное отношение к занятиям
исследовательской деятельности, позитивную самооценку; уметь
характеризовать собственные знания; учиться формулировать
вопросы, устанавливать связи между объектами наблюдения.
Коммуникативные: формировать умение уважать мнение собесед-
ника; задавать вопросы и отвечать на них, учить проявлять интерес
к групповой работе.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, чтение литературы,
обобщение.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
Учащиеся сидят в группах. Звучит песня «Ужасно интересно…», входят несколько ребят в академических шапках с журналом, блокнотом, лупой в руках. Задают вопросы детям.
- Почему цыплята жёлтые?
- Зачем слону хобот?
- Почему Луна не падает на Землю?
- Почему море солёное?
Садятся.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем учиться вести самостоятельно исследования.
- Что такое исследование, как вы понимаете?
II. Формулирование темы и цели.
- Внимание на экран.
III. Работа над темой.
Учитель. Мыльные пузыри – легкие, воздушные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг, причем не только у детей, но и у взрослых. Известно, что эта забава увлекала детей еще с давних времен. Так, например, во время раскопок города Помпеи археологи нашли фрески, на которых были изображены дети с мыльными пузырями (смотреть картины) Учитель. Проведём опрос. ( результаты на доске для маркера)
Учитель. Где можем взять информацию о мыльных пузырях? Учитель. Какие методы сбора информации будем использовать?
Учитель. Ваша задача выдвинуть гипотезы по данному вопросу.
Предположим
Допустим
Возможно
Что, если
1. Чтение в словаре Ожегова, энциклопедии.
2. Вода, это жидкое вещество. Её части ( молекулы)при движении не отделяются друг от друга, т.к. притягиваются друг к другу. Опыт 1. ( перелить воду) Это называется «поверхностное натяжение».И это позволяет некоторым существам, например водомерке, бегать по воде.
Опыт 2. Опыт с пипеткой. ( набрать в неё воды, она собирается на кончике пипетки в виде капли. Капля становится всё больше и наконец отрывается от кончика пипетки. Вода как бы стекает в маленький эластичный мешочек, наподобие воздушного шарика. Это и есть поверхностное натяжение).
3. Опыт 3. Дети выдувают пузыри из магазинных флаконов. Вывод: пузыри лопаются быстро. Из чего же можно приготовить самые прочные пузыри?
Опыт 4. (с глицерином). Оболочка мыльного пузыря эластичная. Как мы вдуваем воздух? Поэтому воздух внутри находится под давление, как воздух внутри мяча. Он равномерно давит на все участки его внутренней стенки, пока он не лопнет.
Существуют какие то новые идеи?
Рисование мыльными пузырями. В раствор добавить красителя или красок. Дети надувают пузыри, подставляют бумагу.
Практическое применение мыльных пузырей:
- модель атмосферы Земли. Они помогают предсказывать траекторию ураганов,
- это путь к разговорчивости малышей, хорошему настроению,
- это игрушка тренажёр для домашних животных
Сказочные шары на морозе.
Мы все привыкли, что время мыльных пузырей – это лето или весна. Но вот зимой при морозе мы этого ещё не делали. А зря! Зрелище не забываемое! Попробуйте и вы получите хрупкие хрустальные шарики.
Проведите опыты.
- Заморозить можно и в морозильной камере.
IV. Подведение итогов. (вернуться к вопросу урока)
Мыльные пузыри – это тонкая плёнка мыльной воды.
Узнали рецепт более прочных пузырей.
Надувается потому, что оболочка мыльного пузыря имеет эластичное свойство, поэтому вдуваемый воздух находится под давлением.