kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие "Мой добрый домовой" (поэтический мир народных поверий)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Мой добрый домовой»

           (поэтический мир народных поверий)

Цель: познакомить детей с миром старинных русских обычаев и поверий;

           воспитывать интерес к русской народной культуре; трудолюбие, навыки           сотрудничества;

           развивать творческую активность и стремление к самореализации;

           формировать совокупности следующих компетенций учащихся: интеллектуальной,

           личностной, коммуникативной, эмоциональной.

Задачи: создание положительного эмоционального настроя.

Оборудование: пословицы на доске; лапоть; оборудование для создания оберегов (деревянные лопаточки, семена фасоли, монеты, ленточки),музыка.

К школьникам приходит Домовенок. С его помощью они разбирают пословицы о добре и зле, вспоминают свои плохие и добрые поступки.Хорошие дела записывают на лучиках солнышко и выходят к доске, собирают его. Затем дети рассказывают стихи про Домовенка, играют в игру "Как у дяди Трифона", находят у порога класса лапоть и домовой с педагогом рассказывают об оберегах, какую роль они играли раньше и сейчас для дома. И в завершении учащиеся под руководством Домовенка и педагога своими руками изготавливают домашний оберег. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Мой добрый домовой" (поэтический мир народных поверий)»

Министерство образования Пензенской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»











Внеклассное занятие


«Мой добрый домовой»









Подготовила и

провела

кл.руководитель

Мандрыгина С.Н.



















2014 г.


Тема: «Мой добрый домовой»

(поэтический мир народных поверий)

Цель: познакомить детей с миром старинных русских обычаев и поверий;

воспитывать интерес к русской народной культуре; трудолюбие, навыки сотрудничества;

развивать творческую активность и стремление к самореализации;

формировать совокупности следующих компетенций учащихся: интеллектуальной,

личностной, коммуникативной, эмоциональной.

Задачи: создание положительного эмоционального настроя.

Оборудование: пословицы на доске; лапоть; оборудование для создания оберегов (деревянные лопаточки, семена фасоли, монеты, ленточки),музыка.


Ход занятия.

1.Оргмомент. Ритуал приветствия.

2.Актуализация темы.

Педагог: Я расскажу вам историю , которая приключилась со мною вчера. Шла с работы и вдруг услышала плач. Огляделась кругом, смотрю : под кустом кто-то сидит. Спрашиваю: «Ты кто?»-«Домовенок. Я жил в одном доме, но мои хозяева переехали на другую квартиру. Они так торопились, что забыли обо мне.» Пожалела я домовенка и взяла его с собой, а сегодня позвала его к нам в класс. В гости или насовсем решим вместе.

Домовенок: Здравствуйте, ребята! У вас светло и уютно. Я люблю когда в доме порядок. И ещё я люблю сказки и народные приметы. Леший, домовой, русалка –вы находите их в сказках. Потому, что народные суеверия ближайшие родственники сказок. У них одна природа – чудесное, загадочное и доброе должно быть сильнее злого. Доброе слово и железные ворота отопрет. А какие вы знаете поговорки, где встречается слово добро?

(Ответы учащихся).

А теперь давайте посмотрим : у нас на доске есть пословицы:

«Нет худа…без добра»;

«Добро не умрёт, а зло пропадет»;

«Плохо тому, кто добра не делает никому»;

«Тому тяжело, кто помнит зло»;

«Доброта лучше красоты».

Ребята, какие похожие слова вы знаете к понятиям «Добрый» и «Злой»?

(добрый – ласковый, отзывчивый, мягкосердечный, любящий;

Злой – нечуткий, грубый, жестокий)

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие добрые и плохие дела и поступки совершали вы? Я раздаю каждому лучик от солнца, где вы должны написать свои добрые дела и прикрепить на доску.(Идет работа)

Посмотрите, у нас получилось солнышко. А вы любите солнце? (Да) Почему? (Оно согревает нас и все вокруг )

Правильно ребята, значит и ваши добрые дела и поступки согревают души людей, которых вы окружаете. Ну ,а плохие поступки надо гнать от себя.

Ой, ребята, что-то я устал. Вы хотите , чтобы я остался у вас? Ну тогда вам надо постараться мне понравиться. Вот, например, а знаете ли вы про меня какие-нибудь стихи.


Дети читают стихотворение «Домовёнок»

Знает об этом каждый ребёнок,
Что где-то в шкафу живёт Домовёнок.
Ночью он часто играется с кошкой,
Днём - невидимкою смотрит в окошко.
Следит за уютом, порядком в квартире,
Порою шалит, если где-то забыли
Ключи вдруг в положенном месте повесить.
Утащит к себе, и сидит, ножки свесив.
Потом - потихоньку повесит на гвоздик,
Смешинки рассыпав, как ягодок гроздья.
На кухне помощник его - Поварёнок
Следит - не голодный сегодня котёнок?
И, если вдруг “Вискас” закончится в миске,
То тут же предложит услужливо мышку.
Ещё у него есть помощник один,
Во фраке и с бабочкой, как господин.
Тихонечко так в пианино сидит,
Чуть слышно по клавишам вдруг пробежит,
Волшебные звуки в порядке содержит,
Играет на струнах тихонечко, нежно…
А ночью, когда суета утихает,
Вокруг все уснули, никто не мешает -
Они очень часто встречаются вместе,
И дружно поют свои добрые песни.

…Пусть в доме живёт эта добрая сказка,
Теплом согревает и дарит всем Счастье…

Домовенок: Вот, спасибо, порадовали.


Педагог: Посмотрите ,что это лежит возле нашего порога? Лапоть. Как он сюда попал? Может быть пока нас не было, здесь Золушка пробегала? (Ответы детей).

Это обувь простых людей. И носили её давным –давно, в старину. Из чего он сделан?

(Из лыка) Да, правильно. Лыко- это внутренний слой коры липы.. Есть про лапоть примета (поверье) чудесная. И как я её сразу не вспомнила?

-Клали лапоть на пороге дома от нечистой силы и злых духов. Но кто же решил нас уберечь? Уж не наш ли домовенок? Так и есть. И смотрите, улыбается, подслушивая нас. Давай дадим ему имя. Как мы его назовем?(Ответы)

Педагог: Ребята, вот мы ему показали, что умеем стихи рассказывать, а сейчас давайте покажем, что знаем русские народные игры с приговорками.


Игра «Как у дяди Трифона…»

(игра проходит как физминутка)


Педагог: Как у дяди Трифона

Было семеро детей -2 раза

Было семь сыновей

Они не пили, не ели

Друг на друга глядели (смотрели)

Дружно делали вот так (показывает , все повторяют)


Домовенок: Ребята , мне очень нравится у вас. Вы со мной играете, мне так весело.



Педагог: В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться, у него портится настроение. Он и показать может. Не нравится ему, когда разбросано всё. Может вещи спрятать., проучить, чтобы всё клали на место.

Не любит он и показываться людям. Можно его увидеть только в ночь на Пасху., если захочет он показаться., а подглядывать нельзя –обидится , хоть он и не злой.

Может появляться в облике своих любимых животных: то кошкой прикинется, то курицей, то петухом. Кошка его любимица. Любит озорничать в курятнике, кур гонять. Люди в курятнике вешали камень с дырочкой –куриный бог от проделок домового.


Домовенок: Да , всё что рассказали вам –это правда. Раскрою только вам секрет, что люблю играть с малыми детьми и кошкой. Иногда можно увидеть как ребенок лежит один, что-то ловит в воздухе и смеется. И бывает , что кошка играет как бы сама с собой.

Мы, домовые , можем жить на чердаке, в подполье, в углу, на печке или за печкой.

В старину, когда переезжали в новый дом, из печки брали уголек., клали в лапоть и перевозили в новый дом со словами: «Пожалуйте к нам дедушка-соседушка на новое поместье.» и добавляли «Дедушка-соседушка, будь добр и ласков к нам». Первой в дом пускали кошку, чтобы задобрить домового. Подарки ему дарили: монетки, цветные лоскутки. Ставили угощение: каши, печиво с рыбой, с грибами.

Дело всей жизни домового – забота о поддержании достатка, уюта и лада в доме. Ребята, вот и я предлагаю сейчас сделать для ваших домов обереги. Обереги создает сам человек, он делает его намеренно, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких. Но для себя сделать его нельзя, только для других людей, кто вам дорог, кого вы любите, уважаете. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. 
Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле. 
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье. Но неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов семьи от невзгод. 
Обувь тоже могла служить оберегом. В башмачки прятали подарки. Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии .С обувью связано много гаданий и поверий. 
Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Я вижу , что у вас в классе тоже висит красный сапожок для гостинцев домовому.
У русского домового даже есть свой праздник! 10 февраля! Готовьте подарок вашему домовому, а он уж наверняка в долгу не останется! 

Традиция украшать дом оберегами-домовушками восходит к древним славянским народам. Оберег надо делать обязательно с хорошим настроением, с добрыми намерениями, вкладывать свою душу.

Для изготовления у нас есть деревянные лопаточки, на которых вы разместите несколько предметов и приклеите их. Предметы это – необычные. Это : крупа , денежки, фасоль, тыквенные семечки, цветные лоскутки, пуговицы, лавровый лист, рожки.


Инструктаж по технике безопасности работы с клеем, ножницами.


Ребята, не перегружайте свою композицию. Сначала разместите предметы так, чтобы вам понравилось, а потом будете приклеивать. Желаю всем творческих успехов. Работы будут разные. Но такой оберег будет означать «дом – полная чаша».



Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня?

(Ответы учащихся).

Домовенок: У вас на партах лежат смайлики, ой слово какое для меня новое, интересное. Ну раз я решил у вас остаться , то тоже буду учиться с вами всему новому. А сейчас хочу узнать. Кому было интересно на занятии – поднимите улыбающегося смайлика. Кому было грустно, тревожно –грустного.

Ну что же , пора мне вас покинуть, пойду искать место, где буду жить. Это хорошо, что у вас есть чердак. Может мне там и понравится. А может у вас в шкафу? Ну я подумаю.

До свидания.





Используемая литература:


  1. .liveinternet.ru›tags/стихи - Домовёнок

  2. nagadali.ru›obereg/domovoy.html Оберег –Домовой, его значение.

  3. Пословицы о добре и зле.

  4. Kladraz.ru / Обереги своими руками.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное занятие "Мой добрый домовой" (поэтический мир народных поверий)

Автор: Мандрыгина Светлана Николаевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства