Деятельность учителя | Деятельность учащихся | № слайда |
Организация класса. Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу). - Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца праздника. Присаживайтесь. | Звучит музыка И. Дунаевского «Урожайная» . Дети стоят в кругу, взявшись за руки и выполняют движения : Поднимают руки вверх; выполняют лёгкие наклоны. Учитель пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу своему соседу. | №1 |
Введение в тему. Учитель: Вот какой был случай… Учитель: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе) | Разыгрывание сценки: Автор: Мать утром спросила сына: Мать: Что бы ты хотел съесть к завтраку? Автор: Мальчик сказал, не задумываясь: Мальчик: Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком. Мать: Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на столе не будет. Мальчик: А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к чаю. Автор: Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил: Мальчик: Невкусно! Мать: Что так? Мальчик: Понял, не посолено! Автор: Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся: Мать: Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты позабыл. Автор: Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была, без хлеба да соли за стол не садимся. - О хлебе. | |
Постановка темы и цели занятия. -Сегодня мы, ребята, будем говорить об одном чудесном продукте, о том как он приходит к нам на стол и как к нему относиться. Это хлеб. Тема классного часа «ХЛЕБ - основа жизни » Хлеб сопровождает нас от первых шагов и до последних дней жизни. Хлеб всегда на нашем столе. Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить. | | № 1 щелчок |
| | |
Учитель Ребята, а вы знаете, как появился хлеб? Давайте заглянем в историческую летопись. Из чего же делают хлеб? В исполнении уч-ся 3-х классов послушайте песню «Золотое зернышко». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского. | Летописец 1. « Собери картинку»- осколочный рисунок.- по группам. Ещё в древние времена человек нашёл поле из колосьев. Ему понравились мелкие камешки, которые прятались в колосе. Это были зёрна. Он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто.. Потом человек разжёг огонь и оставил кашицу на камне. Камень накалился и кашица запеклась. Так получился первый хлеб. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад. (Из зёрен) 2 уч-ся читают стихотворение «Мы золотые зернышки.» Мы золотые зернышки. Живем лучистым светом, Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые. Мы ветерком провеяны. И солнышком просвечены, Выносливы, дружны. Мы людям так нужны. Исполняется песня «Золотое зернышко». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского. Летописец 2. Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. | № 3 №5 №6 |
Хлеб- это жизнь. « Хлеб - всему голова» - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Я попрошу вас отведать хлебушка. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне. | Подготовленные уч-ся читают стихотворение С. Погореловского «Хлеб» ( Уч-ся держит хлеб на рушнике) Вот он, хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой. Вот он, теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В нем - здоровье наше сила, В нем - чудесное тепло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем! Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб - соль из рук. ( Вручает хлеб-соль гостям) | №6 Учитель проходит вдоль ряда, дети отламывают кусочек хлеба и пробуют |
-А вы знаете, как приходит хлеб к нам на стол. | 1 ученик: За лесами, за лугами Раздается в поле гром, Это тракторы плугами Пашут легкий чернозем. 2 ученик: На широкие долины Вышли новые машины: Глянь в открытое окно – Сеют сеялки зерно. 3 ученик: Сколько в это зернышко Вложено труда, знают только солнышко, Ветер, да вода. 4ученик: Посеяли хлеб хлеборобы весною, Созрел он и встал Золотистой стеною И слышит страна; За уборку пора, для хлеба комбайны нужны, трактора. | № 7 № 8 №9 № 10 |
-Наш край хлебный. Отгадайте загадки и вы узнаете люди каких профессий трудятся , чтобы хлеб пришёл к нам в дом? Держит он в руках баранку, Да только не из теста, Он ведёт автомобиль В заданное место. В кузове прочном Зерно везёт. То, что хлебу жизнь даёт. (водитель) -Показать зерно. Кто на мельницу пришёл И зерно в муку смолол? (мельник)- Показать муку. Скажите, кто так вкусно, Печёт пирог с капустой? Батоны и калачики? Скажите, девочки, Скажите, мальчики? (пекарь) -Показать хлеб. Учитель:Люди еще каких профессий трудились над хлебом -Объясните, чем занимаются люди этих профессий. | Расположите профессии по порядку, как вы думаете, люди каких профессий трудятся над хлебом? 4. Мукомол мелит зерно в муку 3. шофёр перевозит зерно 5. пекарь печёт пироги и хлеб 1. тракторист, пашет землю 2. комбайнёр, убирает колосья зерна с поля 6. продавец продаёт хлебо-булочные изделия. ответы детей) | №11 |
-Человек растит зерно, зерно кормит человека. Ну, а все же, как приходит хлеб к нам на стол? | 2 .Хлеб созрел, Но к нам на стол Прямо с поля не пошёл. С поля Даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину И спешит на элеватор. 3. В элеваторе для нас, Хлеб хранится про запас. Здесь ему тепло, удобно. Сможет он, как будто дома, Сколько нужно, отдохнуть И опять собраться в путь 4. Едет хлеб на мельницу, Мельницу – чудесницу. Здесь пышней, чем облака, Получается мука. 5. Поздно ночью спят ребята, А завод готовит хлеб. Этот сказочный завод Всё, что хочешь, испечёт. Целый город угостит, Был бы только аппетит! 6.Так и скачут из печи Плюшки, сушки да ватрушки, Куличи да калачи, Сладкие коврижки, Маковые пышки, Двадцать пять фасонов Булок и батонов | №8 №9 № 10 № 11 |
Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: Назовите какой это хлеб? белый и черный. - Почему один хлеб черный, а другой белый? -Мы с вами были на экскурсии в хлебном магазине. Сегодня очень много сортов хлеба продается в магазинах. Давайте вместе назовем сорта хлеба: (бородинский, ------) - Какого сорта хлеба не бывает? Сегодня на земле нет такого места, где бы ни выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания. Ребята, так что же такое хлеб? -Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? - Для детей вашего возраста суточное количество хлеба должно составлять 60-70г ржаного и 150г пшеничного (показать куски хлеба). | Ответы детей (разная мука: пшеничная и ржаная). На доске на карточках сорта хлеба. Дети выбирают правильные названия. Бородинский, белый, деревенский, пеклеванный, ароматный, газированный, тостерный, отрубной, ржаной, (газированного) Чтение стихотворения Что такое хлеб? Только снег сошел в апреле, Как поля зазеленели. Это - хлеб. (Слайд 14) Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Это - хлеб. (Слайд 15) Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Это - хлеб. (Слайд 16) Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Это - хлеб. (Слайд 17) Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!
| №12 |
А вот такой кусочек хлеба выдавали в годы ВОВ. Учитель: «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Ленинградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне». Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? | (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а учитель читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой). (Дети отвечают) | |
| / Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Булка»./ Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул, / Вопрос: что он сделал?/-/Ответы детей./ И, на ребят почти не глядя, К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с него сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех его поцеловал. -Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол. -Я – пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушёл. И это слово пахло хлебом И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой. | №13 |
-Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом. | Хлеб – это золото, Им не сори. Хлеб к обеду В меру бери. 1. Бери хлеба столько, сколько съешь. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным. Нельзя играть с хлебом. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других. | № 14 |
-Ребята посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий лежит на столе. Назовите изделия. Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи, пирожки. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Какие пословицы и поговорки о хлебе вы нашли в библиотеке, дома? | Закончи пословицу У кого хлеб родился, тот всегда веселится. Без хлеба сыт не будешь. У кого хлебушко, у того и счастье. Плох обед, коль хлеба нет. Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба. Хлебушко - калачу дедушка. Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться. Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова! Много снега - много хлеба. Посей в пору - будешь иметь хлеба гору. Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре. | №15 - 18 № 19 № 20- 22 |
Хлеб в нашем доме (рецепты) Ребята каждого класса приготовили рецепты приготовления разных изделий из хлеба. | 3 «а»-готовит булочки ( фото-колаж) 3 «б» -печёт хлеб Рассказ о приготовлении данных изделий. | №23 № 24 |
| | № 25 |
Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему. | 1 ученик: Зерна наших дней святитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите Берегите хлеб родно Берегите каждый колос Наших радостных полей. Словно песен тихий голос Громкой родины своей. Не мечтаем мы о чуде,- К нам полей живая речь,- Берегите хлеб, вы люди, Научитесь хлеб беречь. | № 26 |
Мы будем благодарны тем людям, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова». | | Звучит песня « Хлеб - всему голова». |