Внеклассное мероприятие. Заседание клуба "Хочу всё знать"
Внеклассное мероприятие. Заседание клуба "Хочу всё знать"
Внеклассное мероприятие по предмету "Окружающий мир"для учащихся 3 класса. Мероприятие проведено в виде заседания клуба "Хочу всё знать", на котором в занимательной форме говорится о насекомых. Завершается заседание викториной о насекомых и награждением победителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. Заседание клуба "Хочу всё знать"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6» г. Топки
Заседание клуба « Хочу всё знать»
(Внеклассное мероприятие)
(3 класс)
(Учитель начальных классов Г.Н.Шахмаева)
Цели:
- расширять представление о насекомых;
- воспитывать бережное отношение к природе;
-учить пользоваться научной и справочной литературой;
-развивать интерес к предмету «Окружающий мир».
Оборудование: картина с изображением летней поляны, справочная литература о насекомых, фотографии с изображением насекомых.
Ход мероприятия
Учитель
-Ребята! Посмотрите, какая чудесная полянка! На ней мы и проведём наше очередное заседание клуба «Хочу всё знать». Усаживайтесь поудобнее. Предлагаю вам самим назвать тему нашего заседания. А я вам немного подскажу: говорить мы будем о животных, у которых 6 ног. ( Ответы детей)
-Правильно! Сегодня мы поговорим о насекомых, об их пользе и об отношении человека к насекомым. Вы готовы?
-Тогда скажите, каких насекомых вы знаете.
-Когда появляются насекомые?
-Как насекомых отличить от других животных? (Ответы детей)
-А где же у нас Катя? (В класс заходит Катя.) Катя, ты опять опоздала? Проходи и садись быстрее.
Катя
-Не хочу я сидеть. Лучше на полянке побегаю, поиграю.
(Инсценировка «Катя и божья коровка».
Роли насекомых исполняют дети в костюмах.)
Катя бегает по полянке.
Божья коровка: Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
Катя: Ой, кто это? Кто со мной разговаривает?
Божья коровка: Это я, божья коровка!
Катя: Разве божьи коровки разговаривают?
Божья коровка: Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат!
Катя: Понятно! Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много!
Божья коровка: Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!»
Катя: Извини, пожалуйста, я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
(И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.)
Катя: Куда делась бабочка?
Божья коровка: Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становиться их врагом?
Катя: Нет! Нет! Я хочу быть другом.
Божья коровка: Ну и правильно. У бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
Катя: Вот и пчела! Её трогать нельзя! Она может укусить!
Божья коровка: Конечно! У пчёлы и шмеля есть острое ядовитое жало.
Катя: А вот ещё шмель, только поменьше!
Божья коровка: Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
Катя: Ого! Какая хитрая муха!
Божья коровка: Да, все насекомые очень хитрые.
(В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.)
Катя: Кто же это стрекочет?
Божья коровка: Это кузнечики.
Катя: Мне бы хотелось увидеть кузнечика! (Катя ищет кузнечика.) А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате.
Божья коровка: Видишь стрекозу? Что ты можешь сказать о ней?
Катя: Очень красивая стрекоза!
Божья коровка: Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Катя: Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
Божья коровка: Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях.
Учитель
-Почему божья коровка просила Катю не бегать по лугу?
-Каких насекомых встретика Катя?
-Какую пользу приносит бабочка? (Опыляет растения, украшает природу)
Ученики
1. Бабочки, наверное, самые красивые насекомые. Их называют «живыми цветами», потому что их крылья покрыты мелкими чешуйками. Разнообразная окраска чешуек создаёт сказочную красоту крыльев.
2. Бабочки полезные насекомые. Бабочки бывают дневные и ночные. Питаются они нектаром цветов. При этом они переносят пыльцу с одного цветка на другой, совершая опыление цветковых растений.
3. У некоторых бабочек (траурница, адмирал, павлиний глаз) органы вкуса расположены на задних и средних лапках.
Учитель
-Кого ещё встретила Катя? (Пчелу)
-Учитель (Показывает рисунок пчелы) Пчёлы нас иногда жалят. Нам больно. - Можно сказать, что пчёлы – это вредные насекомые?
Ученики
1.Это медоносная пчела - одомашненное человеком насекомое. Эти пчёлы живут в ульях большими семьями. Они вместе трудятся, вместе строят гнездо, отыскивают пищу, дают отпор врагам и заботятся о потомстве. Зимой пчёлы отдыхают, питаясь запасами мёда.
2. Существуют и дике пчёлы. Например, пчела – плотник. Эта пчела живёт на юге нашей страны и нуждается в охране.
3. (Мохнатых, симпатичных шмелей легко отличить от пчёл и ос. Все шмели нуждаются в охране.
Учитель
-Какое насекомое Катя сравнила с вертолётом? (Стрекозу)
А вы хотитет больше узнать о стрекозах? Тогда послушайте Кирилла, Лизу и Дашу.
1.Жизнь стрекозы начинается в воде. Из яйца вылупляется личинка. Она живёт и растёт в пруду. Через год или два личинка выбирается из воды по стеблю какого-нибудь растения. Кожа её лопается, и на свет появляется молодая стрекоза.
2. Стрекоза – хищное насекомое. Охотится она в полёте и уничтожает огромное количество насекомых.
3.Мы узнали, что стрекозы бывают разные: стрекоза красотка, стрекоза дозорник, стрекоза большое коромысло, стрекоза плоская.
Учитель
- Каких насекомых считают самыми трудолюбивыми? Почему? (Муравьи)
Ученики
1.Муравьёв не спутаешь с другими насекомыми. Особенно известен рыжий лесной муравей. Это он строит в лесу большие муравейники.
2. Строя гнездо, эти насекомые работают вместе. В каждом муравейнике есть много отдельных помещений, в котрых живут сотни муравьёв. Некоторые помещения служат «детскими комнатами» - для яиц. В других складывают мусор или хранят запасы еды.
3. Муравьи полезны, так как уничтожают массу вредных насекомых, улучшают почву, рыхля и удобряя её.
Учитель
- Каких насекомых трудно найти в траве, как чёрную кошку в тёмной комнате? (Кузнечиков) Почему?
Ученики
1.Кузнечики – очень интересные насекомые. Вы слышали, как стрекочет кузнечик? А знаете, чем он стрекочет? На ноге у кузнечика есть зазубринки, а на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. А вы знаете, что орган слуха у кузнечика помещён не на голове, а в коленях передней пары ног?
3. Рассматривая кузнечика, не берите его за задние ножки. Чтобы спастись, он может отбросить их. Да, он останется жив, но участи бедного кузнечика не позавидуешь.
Учитель
- Ребята, посмотрите, вот на листочке сидит ещё какое-то насекомое. Кто знает, как оно называется? (Жук)
Ученики
1.У жуков 6 лапок и две пары крыльев. Верхняя жесткая, толстая и служит больше для защиты нижней пары – летательной. Существует много разных жуков.
2. Жуки принося пользу лесу. Они перерабатывают отмёршую траву, листья, опыляют растения. Есть такие жуки, которые уничтожают вредителей. Например, божья коровка поедает тлю. Жужжелица тоже поедает вредных насекомых.
3.Жук-олень, жук-носорог, дубовый усач, красотел пахучий и другие – нуждаются в охране.
Учитель
-Видите, как богат и разнообразен мир насекомых нашей планеты. Насекомые играют важную роль в жизни природы:
-очищают окружающую среду, разлагая растительные и животные остатки;
-опыляют цветковые растения;
-служат пищей птицам, рыбом;
-насекомые-хищники уничтожают вредных насекомых.
-А кто из вас любит мёд? За мёд можно сказать «спасибо» тоже насекомым. Каким? (Пчёлам)
Наконец, яркие, красивые жуки, бабочки, стрекозы и другие насекомые наравне с цветковыми растениями украшают природу и радуют нас.
Конечно, есть насекомые, которые вредят сельскому хозяйству, лесному хозяйству, вредят здоровью человека и животных.
И всё-таки основная масса насекомых не приносит человеку вреда. А чаще приносит пользу.
К сожалению, численнось насекомых продолжает уменьшаться. Более половины списка насекомых, записанных в красную книгу – бабочки. Ведь бабочек часто ловят просто так, для того, чтобы потом выбросить. Делать этого не следует. Гораздо полезнее наблюдать за поведением и повадками насекомых в природе.
Очень часто ранней весной можно наблюдать, как на газонах, обочинах дорог, железнодорожных откосах сжигают траву и другие растительные остатки. А ведь делать этого нельзя! Почему? (Ответы детей)
Люди, которые это делают, не задумываются над тем, что в огне сгорают семена растений. А ведь многие растения размножаются только семенами. А ещё в огне гибнут насекомые, которые в траве зимовали. Не спастись от огня и другим мелким животным.
Всем нам следует бережнее относиться к природе.
А сейчас я предлагаю всем принять участие в викторине.
Вопросы викторины
1.Почему бабочка-капустница так называется? (Гусеницы бабочки живут на капусте.)
2.Почему лес здоровый и чистый там, где есть муравейники? (Муравьи спасают лес, уничтожая гусениц вредных насекомых.)
3. Какое животное самое прожорливое? (Самое прожорливое существо на свете – стрекоза. Стрекоза-коромысло за 2 часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Она весь день охотится.)
4. Как, наблюдая за муравьями, узнают о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейнике.)
5. Чем питаются бабочки? ( Бабочки питаются нектаром с цветов. Они высасывают его с помощью своих длинных хоботков.)
6. Зачем бабочкам яркие цвета окраски? (Яркая окраска, рисунок и движения крыльев отпугивают от бабочек птиц, которые ими не питаются. Другим бабочкам окраска помогает по цвету слиться с растениями.)
7. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майские жуки)
8. Чем стрекочет кузнечик? (На ноге у кузнечика есть зазубринки, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)
9. Сколько крыльев у жука? (У жука две пары крыльев. Верхняя жёсткая, толстая и служит больше для защиты нижней пары – летательной.)
10. У кого уши на ногах? ( У кузнечика орган слуха помещён не на голове, в коленях передней пары ног.)
11. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Пчела умирает. На жале пчелы есть маленькие зазубринки, которые мешают извлечь жало из кожи. Поэтому когда пчела жалит - жало отрывается вместе с мешочком яда и остается в коже.)
12. Можно ли паука назвать насекомым? (Нет. У насекомых 6 ног, а у паука – 8 ног.)
13. Чем питается стрекоза-коромысло? (Стрекоза-коромысло питается насекомыми.)
14. Кто пьёт кровь – самец или самка комар? (Потребность в крови испытывают только самки комаров. Самцы к ней безразличны, они питаются нектаром цветов.)
15. Как называется эта бабочка? (Крапивница)
(Победители в викторине получают грамоты.)
Учитель
-Наше заседание клуба заканчивается.
-Что нового для себя вы узнали?
-Что вам показалось самым интересным?
-Если вы хотите больше узнать о насекомых, то прочитайте эти книги. (Краткий обзор книг с выставки)
-На память о нашем заседании я хочу вам подарить закладки с изображением бабочки. (Всем детям вручаются закладки)
- И последний вопрос: как называется бобочка. изображённая на закладке? (Павлиний глаз)