kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие В гостях у светофора Бубчиковская СОШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
  •  учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;
  • воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
  • расширить знания учащихся по безопасности движения, развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения.
  • воспитывать интерес и уважение к общему закону

Оформление: Плакат “Знайте правила движения, как таблицу умножения, детские рисунки, плакаты.

Оборудование:

Таблицы по ПДД

Задания Светофора и Постового ГАИ

Музыкальные фрагменты

Песня Разбойников

Заключительная песня

Частушки

Участники

 

1 ведущий

2 ведущий

Светофор

Бармалей и Разбойники

Сказочница

Иван

Девушка

Постовой ГАИ

Учащиеся начальных классов читают стихи

 

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам в гости пришли члены отряда ЮИД, чтобы рассказать вам о правилах дорожного движения. Мы с вами побываем в сказке, по­слушаем стихи и песни. Слушайте внимательно, чтобы узнать что-то интересное.

Итак, в путь!

1 ведущий: Новой сказки чудеса.

  Лучше нет которой.

  С ней пройдём мы сквозь леса,

  Сквозь моря и горы.

2 ведущий: Начинается она.

         Вы слыхали, дети? –

         Светофория страна

         Есть на белом свете.

1 ведущий: Разный там живет народ:

         И шофёр, и пешеход.

2ведущий: Управляет той страной

        Светофор великий,

        Чтобы не было какой

        Там неразберихи.

1 ведущий: Есть у этого царя

       (Вам секрет откроем сразу)

                    Три сокровища. Не зря

                    Бережёт их пуще глаза.

2 ведущий: Три заветные вещицы-

 Три волшебных огонька.

 Красный, жёлтый и зелёный

 Не прожить без них и дня.

1 ведущий: Хоть машин в стране его

   Огромное количество.

   Но там порядок и покой.

2 ведущий: А вот его Величество.

Входит Светофор, поёт песню на мотив «Песенки Крокодила Гены»

Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам,

А машины снуют там и гут.

Ясно всем, даже детям.

Что за чудо им светит,

Что меня Светофором зовут.

А я стою на перекрёстке.

Самый главный я в стране.

Королевского я роста.

Подчиняются мне все.

Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости и принёс вам загадки о разных машинах.

Этот конь не ест овса.

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом -и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

(велосипед)

 

Там, где строят новый дом.

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт он, станет гладко.

Будет ровная площадка.

(бульдозер)

Он работает на стройке,
Поднимает грузы бойко.
Однорукий великан
Это наш.                (подъёмный кран)

Чудо-дворник перед нами

Загребу щи м и руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб.

(снегоочиститель)

 

К нам во двор забрался крот

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты он копает.

(экскаватор)

А для этого коня еда-

Бензин и масло, и вода.

На лугу он не пасётся

По дороге он несётся.

(автомобиль)

1 ведущий:

А знаете ли вы, ребята, что первый в мире уличный светофор появился в Англии в городе Лондоне. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим, то есть цветные сигналы менялись вручную. Для этого рядом всегда дежурил полицейский. Перед тем как ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди узнали, что значит зелёный свет, а что красный.

2 ведущий:

Вскоре устройство оборудовали газовым фонарём для того, чтобы смена цветов была видна и ночью. Но это новшество только повредило светофору. Однажды светофор взорвался и тяжело ранил полисмена. С тех пор история светофора прервалась на 50 лет. Ново рождение светофора произошло в американских городах Кливленде, Чикаго и Нью-Йорке, Светофоры стали электрическими и опять имели только 2 цвета - красный и зелёный. Жёлтый цвет появился позже.

1 ведущий:

В Москве первый в России светофор был установлен в 1924 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка.

Игра « Красный, желтый, зеленый

-А вы знаете почему  для светофора  были выбраны  цвета : красный, желтый, зеленый ?

Для запрещающего сигнала красный цвет выбрали потому, что он  хорошо виден и днем и ночью.Такой сигнал не меняет  цвета даже в тумане.

Зеленый цвет виден несколько хуже, но за то в спектре он стоит далеко от красного и его нельзя с ним спутать.

Задание командам.

  1. Нарисуйте сигнал светофора обозначающий: «Движение запрещено»
  2. Нарисуйте сигнал светофора обозначающий:  «Движение разрешено»

-А кто регулирует движение если на дороге большое движение или сломался светофор ?                   ( регулировщик )

Когда на дорогах большой поток машин, или неисправен светофор, на перекресток  выходит регулировщик.

Движением руки и поворотом корпуса регулировщик подает сигналы водителям и пешеходам. В правой руке он держит полосатую черно – белую палочку.Это жезл.

                  Входит Постовой ГАИ.

И если поломался светофор

Предотвратит событие неприятное

И устранит на улицах затор.

Простой инспектор с жезлом полосатым.

Я на посту стою и день, и ночь,

В жару, в метель, в туман и непогоду,

В беде любой всегда готов помочь

Водителям и просто пешеходам.

Инспектора работа непроста –

Остановить я должен нарушителя.

Не покидаю своего поста

В фуражке форменной и сером кителе.

                   Задания Постового ГАИ:

 

                    Вопросы командам:

1. Кому дает сигналы пешеходный светофор ?

2. Где должны  ходить  пешеходы если нет тротуара ?

     3.Когда надо  начинать переходить улицу, если на перекрестке есть светофор?

1.Сколько сигналов у светофора?

2.Где пешеходы должны ходить, находясь на улице ?

3.Для чего предназначен «островок безопасности»?

 

На улицах и дорогах нельзя обойтись без « Дорожных Знаков». Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть правила которые помогают написать слова. В математике формулы, по которым решают задачи и примеры.  На дорогах есть свои правила.

 

СТУАЦИИ КОМАНДАМ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«внеклассное мероприятие В гостях у светофора Бубчиковская СОШ »


МКОУ «Бубчиковская СОШ»


МО Алапаевское













Внеклассное мероприятие

по правилам дорожного движения


«В гостях у светофора»














Учитель: Толмачева Л.В.













2015 г.








Цели:

  • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;

  •  учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;

  • воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

  • расширить знания учащихся по безопасности движения, развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения.

  • воспитывать интерес и уважение к общему закону

Оформление: Плакат “Знайте правила движения, как таблицу умножения, детские рисунки, плакаты.

Оборудование:

Таблицы по ПДД

Задания Светофора и Постового ГАИ

Музыкальные фрагменты

Песня Разбойников

Заключительная песня

Частушки


Участники


1 ведущий

2 ведущий

Светофор

Бармалей и Разбойники

Сказочница

Иван

Девушка

Постовой ГАИ

Учащиеся начальных классов читают стихи


Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам в гости пришли члены отряда ЮИД, чтобы рассказать вам о правилах дорожного движения. Мы с вами побываем в сказке, по­слушаем стихи и песни. Слушайте внимательно, чтобы узнать что-то интересное.

Итак, в путь!

1 ведущий: Новой сказки чудеса.

Лучше нет которой.

С ней пройдём мы сквозь леса,

Сквозь моря и горы.

2 ведущий: Начинается она.

Вы слыхали, дети? –

Светофория страна

Есть на белом свете.

1 ведущий: Разный там живет народ:

И шофёр, и пешеход...

2ведущий: Управляет той страной

Светофор великий,

Чтобы не было какой

Там неразберихи.

1 ведущий: Есть у этого царя

(Вам секрет откроем сразу)

Три сокровища . Не зря

Бережёт их пуще глаза.

2 ведущий: Три заветные вещицы-

Три волшебных огонька.

Красный, жёлтый и зелёный

Не прожить без них и дня.

1 ведущий: Хоть машин в стране его

Огромное количество.

Но там порядок и покой...

2 ведущий: А вот его Величество.

Входит Светофор, поёт песню на мотив «Песенки Крокодила Гены»

Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам,

А машины снуют там и гут.

Ясно всем, даже детям.

Что за чудо им светит,

Что меня Светофором зовут.

А я стою на перекрёстке.

Самый главный я в стране.

Королевского я роста.

Подчиняются мне все.

Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости и принёс вам загадки о разных машинах.

Этот конь не ест овса.

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом -и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.

(велосипед)


Там, где строят новый дом.

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт он, станет гладко.

Будет ровная площадка.

(бульдозер)

Он работает на стройке,
Поднимает грузы бойко.
Однорукий великан
Это наш... (подъёмный кран)


Чудо-дворник перед нами

Загребу щи м и руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб.

(снегоочиститель)


К нам во двор забрался крот

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты он копает.

(экскаватор)


А для этого коня еда-

Бензин и масло, и вода.

На лугу он не пасётся

По дороге он несётся.

(автомобиль)

1 ведущий:

А знаете ли вы, ребята, что первый в мире уличный светофор появился в Англии в городе Лондоне. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим, то есть цветные сигналы менялись вручную. Для этого рядом всегда дежурил полицейский. Перед тем как ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди узнали, что значит зелёный свет, а что красный.

2 ведущий:

Вскоре устройство оборудовали газовым фонарём для того, чтобы смена цветов была видна и ночью. Но это новшество только повредило светофору. Однажды светофор взорвался и тяжело ранил полисмена. С тех пор история светофора прервалась на 50 лет. Ново рождение светофора произошло в американских городах Кливленде, Чикаго и Нью-Йорке, Светофоры стали электрическими и опять имели только 2 цвета - красный и зелёный. Жёлтый цвет появился позже.

1 ведущий:

В Москве первый в России светофор был установлен в 1924 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка.


Игра « Красный, желтый, зеленый


-А вы знаете почему для светофора были выбраны цвета : красный , желтый, зеленый ?

Для запрещающего сигнала красный цвет выбрали потому , что он хорошо виден и днем и ночью .Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.

Зеленый цвет виден несколько хуже, но за то в спектре он стоит далеко от красного и его нельзя с ним спутать.

Задание командам.

    1. Нарисуйте сигнал светофора обозначающий: «Движение запрещено»

    2. Нарисуйте сигнал светофора обозначающий: «Движение разрешено»

-А кто регулирует движение если на дороге большое движение или сломался светофор ? ( регулировщик )

Когда на дорогах большой поток машин , или неисправен светофор , на перекресток выходит регулировщик .

Движением руки и поворотом корпуса регулировщик подает сигналы водителям и пешеходам. В правой руке он держит полосатую черно – белую палочку .Это жезл.

Входит Постовой ГАИ.

И если поломался светофор

Предотвратит событие неприятное

И устранит на улицах затор .

Простой инспектор с жезлом полосатым.

Я на посту стою и день, и ночь,

В жару, в метель, в туман и непогоду,

В беде любой всегда готов помочь

Водителям и просто пешеходам.

Инспектора работа непроста –

Остановить я должен нарушителя.

Не покидаю своего поста

В фуражке форменной и сером кителе.

Задания Постового ГАИ:


Вопросы командам:

1. Кому дает сигналы пешеходный светофор ?

2. Где должны ходить пешеходы если нет тротуара ?

3.Когда надо начинать переходить улицу , если на перекрестке есть светофор?

1.Сколько сигналов у светофора?

2.Где пешеходы должны ходить, находясь на улице ?

3.Для чего предназначен «островок безопасности»?


На улицах и дорогах нельзя обойтись без « Дорожных Знаков». Дорожные Знаки – это правила , как в русском языке есть правила которые помогают написать слова . В математике формулы , по которым решают задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.


СТУАЦИИ КОМАНДАМ.


  1. 3 мальчика и 2 девочки вышли из школы . Когда они подошли к пешеходному переходу , зеленый сигнал светофора уже начал мигать .Мальчик и побежали через дорогу бегом . а девочки остались дожидаться следующего сигнала .( Кто из ребят правильно вел себя на дороге ? )

  2. 5 ребят играли в мяч на проезжей части дороги . Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге . ( Кто из ребят поступил правильно?)



-А теперь поговорим о дорожных знаках.

Много есть различных знаков- 
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.


1. Знак “Дети”:
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.

2. Знак “Движение пешеходов запрещено”:
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.

3. Знак “Велосипедная дорожка”:
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.

4. Знак “Пешеходный переход”:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

5. Знак “Остановка автобуса”:
Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – (остановка.)

6. Знак “Переезд со шлагбаумом”:
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор?


-Ребята, а кто мне скажет, какой дорожный знак  расположен в районе нашей школы?


Входят Бармалей и Разбойники под музыку из мультфильма « Бременские музыканты».

Бармалей:

Маленькие дети, ни за что на свете

Правила движенья выполнять не смейте!

На дорогах вовсе не будьте осторожны.

Что вы хотите- всё будет можно!

Разбойник 1:

Ты на красный свет иди,

На зелёный - стой.

Ну, а если жёлтый впереди -

Ты беги трусцой.

1 ведущий:

Что за чушь? Как вам не стыдно?






Правил он не знает, видно!

Дети вам узнать помогут,

Как переходить дорогу.

На какой свет можно переходить дорогу, ребята? А что означает красный свет? А жёлтый? Разбойник 2:

Ваши головы забиты настоящей ерундой.

Вы про правила забудьте - вот совет простой!

Мяч бери - и на дорогу

И в футбол там поиграй!

Там машин бывает много

Ты машинам пас давай!

Разбойник 3:

Если с горочки зимой

Хочешь прокатиться.

На дорогу выезжай-

Это клёво, братцы!

2 ведущий:

Нет, ну это слишком!

Бармалей:

Эй, девчонки и мальчишки!

А к прицепу прицепиться,

С ветерочком прокатиться

Кто-то пробовал из вас?

Нет? Ну это ж просто класс!

1 ведущий:

Больше слушать не желаем!

Правила без вас мы знаем!

2 ведущий:

Ребята!

Можно прямо па дороге

Поиграть с мячом немного?

1 ведущий:

Ну, а с горки на дорогу

Можно съехать?

Бармалей:

Ради бога!

2 ведущий:

Ну, а если съехать что ж?

Под машину попадешь!

1 ведущий:

А к прицепу прицепиться.

Это, дети, нам годится?

2 ведущий:

Можно сразу очутиться

В лучшем случае в больнице!

Разбойники:

Вот это да! А мы и не знали!

1 ведущий

Вот что, друзья, садитесь к ребятам и послушайте, что мы вам расскажем. Вам это пригодится!

( Разбойники проходят и садятся к детям)




2 ведущий:

Мы все живём сегодня в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся скоростные автомобили, в воздухе летят сверхзвуковые лайнеры и космические корабли, по морям и океанам плывут быстроходные суда. Все вокруг торопятся и спешат.

1 ведущий:

Одна секунда...Много это или мало? Для пешехода одна секунда - пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда - вещь весьма серьёзная. За 1 секунду машина, идущая со скоростью 60 км\ч, проезжает 16 м, а со скоростью 80 км\ч уже 22 м.

2 ведущий:

Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомёк, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановится только через 400 метров.

Помните об этом! Берегите свою жизнь!

1 ведущий:

Давайте посмотрим, что случается, если кто-то не хочет выполнять правила дорожного движения.


Сказка. Сказочница:

Молодец с роднёй простился,

В путь-дорогу снарядился,

А мамаша у окна

Ждёт-пождёт с утра до ночи.

Смотрит в поле,

Инда очи разболелись глядючи...

Что ж не едешь ты. Иван?

Или в деле есть изъян?

Или просто задержался?

Или там на чём попался?

Иван изображает езду по дороге, останавливается около девушки

Девушка:

Здравствуй, добрый молодец!

Иван:

Здравствуй, красна девица, садись подвезу!

Девушка:

А ты, добрый молодец, правила дорожного движения знаешь?

Иван

Знаю, знаю! Садись ко мне скорее.

Девушка:

Ну, а это какой знак?

Иван:

Это? Это мы с Петькой с урока истории убегаем.

Девушка:

Неправильно! Это знак «Осторожно, дети»

А этот?

Иван:

Это «Осторожно, кирпич на голову упадет»! Девушка:

Ну и ну! А ещё в тридесятое царство подвести хочет. Нет тебе туда дороги.

Иван:

Не тужи, душа моя.

Обойдусь без правил я.

Иван «едет» и врезается в дверь. Раздаётся звук аварии.

Девушка:

Вот беда!

Сказочница:

Ветер по полю гуляет

Мчался с шумом день-деньской

По дороге столбовой

Машины.

Входит Иван, рука и нога забинтованы.

Иван:

Думал я мне всё сойдёт-

Вышло всё наоборот.

Жигулёночек разбил-

Сам в больницу угодил!

2 ведущий:

Вот видите, ребята, что бывает с людьми, которые не знают дорожные знаки. А ведь они очень важны.


Дети читают стихи о дорожных знаках (рисунки знаков держат в руках)
Школьница и школьник

Забежали в треугольник,

Все водители на свете

Понимают - это дети.

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

Моя проблема решена.

Стоянка здесь разрешена.

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма

И ходить опасно прямо.

Там, где строится район,

Школа, дом иль стадион.

В этом месте, как ни странно.

Ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя

Что за место здесь такое?

Что за знак такой висит?

Стоп - машинам он велит.

Пешеход - идите смело

По полоскам чёрно-белым.

Если нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом

Телефон к твоим услугам.

Ната с куколкой в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом

Помощь близко! Доктор рядом!

Видишь знак? Его значенье –

Двух дорог пересеченье.

Равнозначны две подружки,

Две дороженьки- резвушки .

1 ведущий:

Это только маленькая часть дорожных знаков. Всего их существует более 150.

2 ведущий:

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Надо лучше знаки знать,

Надо знаки уважать!

1 ведущий:

А теперь поговорим о других правилах дорожного движения.


Дети читают стихи:

Раз пришли мы в первый класс
И спросила кроха:
Что такое хорошо?

Что такое плохо?

Это вовсе не секрет.

Слушайте, детишки:

Как-то на велосипед

Сел один мальчишка.

По дорогам, по дворам

Он пронёсся пулей,

Испугал детей он там.

Сбил одну бабулю.

Мчится он на красный свет,

Тормозить не хочет!

И тогда вопросов нет

Хором: ЭТО ПЛОХО ОЧЕНЬ!

А другой - велосипед

Водит осторожно.

Только на зелёный свет

Едет по дорожкам.

И дорогу перейти

Малышам поможет

Про такого скажем мы

Хором: МАЛЬЧИК ОН ХОРОШИЙ!

Учащиеся 3 класса исполняют частушки о ПДД.


2 ведущий:

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключенья

Нужно помнить.

Нужно знать

Правила движенья.


Дети читают стихи:

И проспекты, и бульвары -

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить, мешать народу

ЗА - ПРЕ - ЩА - ЕТ - СЯ!

Быть примерным пешеходом

РАЗ -РЕ - III А - ЕТ - СЯ!

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ.

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперёд.

Ехать зайцем, как известно,

ЗА - ПРЕ - ЩА - ЕТ - СЯ!

Уступить старушке место

РАЗ -РЕ - III А - ЕТ - СЯ!

Если ты гуляешь просто,

Всё равно вперёд гляди.

Через шумный перекрёсток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

ЗА - ПРЕ - ЩА - ЕТ - СЯ!

При зелёном свете он

РАЗ -РЕ - III А - ЕТ - СЯ!

1 ведущий:

Век наш темпы набирает,

И недаром говорят,

Что от края и до края

Все спешат, спешат, спешат!

2 ведущий:

Товарищи, водители и дети, и родители!

И все без исключения!

Учтите наше мнение, что

Требует дорога ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ!

1 ведущий:

А в правилах дорожных

Всё сказано, друзья! Всё чётко:

То, что можно, и то, чего нельзя!

Выходят все участники представления.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

2 ведущий:

И опять с тех давних пор

Царь великий Светофор

На посту своём стоит

И страной руководит.

1 ведущий:

Чтобы все без исключенья

Знали правила движенья,

И не только твёрдо знали.

Но и строго выполняли.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
внеклассное мероприятие В гостях у светофора Бубчиковская СОШ

Автор: Толмачева Любовь Владимировна

Дата: 01.11.2015

Номер свидетельства: 246334


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства