kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие: "Праздник Солнца и Весны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход мероприятия

1.Организационный момент мероприятия.

 2.   Вступительная беседа.

Наступила весна, а вместе с ней пришел к нам древний замечательный праздник Навруз. Это великий и вечный праздник, предшественник изобилия. Это праздник щедрости и милосердия, мира и добра, надежд и перемен. (понятие Навруз)

       Подлинное значение Навруза – дружба и солидарность людей и народов.

      Вот мы и отправимся на праздник Солнца и Весны в солнечный  Узбекистан, на Амаль-Навруз к сибирским татарам, побываем на Булгарском Наврузе и на празднике в современной Казани.(виртуальное путешествие)

3. Станция «Навруз в Узбекистане»

   1) беседа

   2) просмотр видеофильма

   3) обсуждение фильма

   4) выступление семьи Хайриддиновых (рассказ о праздновании очевидцев, показ национальных костюмов и пророщенной пшеницы).

4. Станция «Амаль-Навруз сибирских татар»

    1) беседа

    2) игра  «?м?л! ?м?л!».

    3) Просмотр видеофильма

    4) обсуждение фильма

5. Станция «Булгарский Навруз (Каргатуй)»

     1) беседа

     2) работа с иллюстративным материалом

6. Станция «Навруз в современной Казани»

     1) беседа

     2) просмотр видеофильма

     3) обсуждение фильма  

7.       Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: что вы расскажете семье и друзьям о сегодняшнем мероприятии, что нового узнали, о чем задумались, какие новые слова запомнили?

8.       Заключение.

          Праздничное чаепитие с восточным сладостями.

Заключение.

Необъятный и уникальны традиционные культуры каждого народа. Традиции национальной культуры научат нас продолжать дело своих родителей, предшествующих поколений. Важно не забывать, что без связи времен и народов нам не объяснить свое время, не увидеть будущего. Вот поэтому мы и должны сохранять народные традиции. 

Науруз наступил — на столе сумаляк,
Лепешки и разные яства,
Давайте отпразднуем весело так,
Чтоб в наших глазах было счастье.

Пусть в ваших домах будет радость и смех,
Обходят беда и печаль,
Сегодня с наурузом поздравим мы всех,
Чтоб день равноденствия знали.

Весной новогодний и светлый науруз,
Мы миром своим отмечаем,
Попробуйте сладкий какой он на вкус,
Он лучший и необычайный

Словарь Терминов

Хафт-сина -  традиция праздничного стола к празднику Науруза (нового года). Хафт син включает себя 7 элементов, названия которых начинаются с буквы ? — «Син», пятнадцатой буквы персидского алфавита:

  1. ??? (сир) — чеснок, символ медицины;
  2. ??? (сиб) — яблоки, символ красоты и здоровья;
  3. ???? (сабзе) — проростки (пшеницы или чечевицы), символ возрождения природы;
  4. ???? (сенджед) — облепиха, символ любви;
  5. ???? (серке) — уксус, символ мудрости и терпения;
  6. ???? (саману) — хлебный пудинг, символ достатка;
  7. ???? (сомаг) — сумах, символ рассвета.

Махалля - В современном понимании в мусульманских республиках Поволжья махалля - это локальная община, объединяющая вокруг мечети не всех жителей определенного района, а только религиозную ее часть (соблюдающих мусульман), которая посещает мечеть. В Средней Азии, в том числе в Узбекистане, а также в Восточном Туркестане у уйгур под махаллёй, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организации общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли. и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.

Сумаляк  — праздничное блюдо иранской, а также таджикской, узбекской, киргизской и других кухонь Средней Азии, приготавливаемое из пророщенных зёрен пшеницы. Готовится, как правило, в период празднования Навруза.  Сумаляк готовят из проросших зёрен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле с добавлением муки в течение 20—24 часов. Туда также добавляются небольшого размера камни (которые, естественно, в пищу не употребляются. Они используются для уменьшения риска подгорания сумаляка на дне казана. Также существует поверье что если такой камень попадется вам во время еды, то надо загадать сокровенное желание и оно обязательно сбудется). Считается, что сумаляк нужно готовить с песнопениями, танцами и шутливыми, весёлыми припевками. После охлаждения блюдо подаётся к столу. Также считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: "Праздник Солнца и Весны" »

МБОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»







Внеклассное мероприятие





«Навруз – праздник Солнца и Весны»













Автор разработки: Галиакберова И.Х.

учитель начальных классов




2015



Содержание

Введение……………………………………………………………...3

    1. Понятие «Навруз»……………………………………………..4

    2. Празднование Навруза в Узбекистане……………………….5

    3. Амаль – Навруз сибирских татар……………………….......7

    4. Булгарский Навруз…………………………………………….9

    5. Навруз в современной Казани……………………………….11

  1. Конспект мероприятия «Навруз – восточный Новый Год»….12

Заключение…………………………………………………………..15

Словарь терминов…………………………………………………..16

Список используемой литературы………………………………...18

























Введение.



Без традиций - нет культуры

                  Без культуры – нет воспитания

                        Без памяти – нет традиций

                        Без воспитания – нет духовности

                        Без духовности – нет личности

                        Без личности - нет народа.

                                                                         Г. Н. Волков.



Человечество ежедневно отмечает какой-нибудь праздник, а порой и не один. Все они разные: светские или религиозные, международные или профессиональные, детские или необычные. Но среди всех них есть праздник, которому рады все. Это праздник – Новый год.

Новый год – праздник, которого, с одинаковым нетерпением ждут, и дети, и взрослые. Кто-то томится в ожидании подарков, а кто-то ждёт от Нового года приятных обновлений в жизни.

У разных народов и религий разный Новый год и разные традиции, связанные с ним и не обязательно он наступает 1 января. У христиан – это Рождество Христово(26 декабря или 7 января). Иудеи встречают Рош Ха-Шану в сентябре – октябре. Сагаалган - буддийский Новый год приходится на период с 31 января по 15 марта. В Китае новогодние торжества могут отмечаться в промежутке с 21 января по 21 февраля. У тюркских народов наступление Нового года традиционно празднуется в день весеннего равноденствия и носит название Навруз. Именно об этом празднике хочется рассказать подробнее.



















    1. Понятие «Навруз».

Навруз – празднование начала весны и прихода нового года, также называемый Персидский Новый Год. Навруз отмечается в день весеннего равноденствия (21, 22 или 23 марта) как государственный праздник в Турции, Иране, Индии, Пакистане, Боснии и Герцеговине, Киргизии, Пакистане и других странах и регионах Российской Федерации.

Этот праздник имеет очень давнюю историю, впервые его название упоминается в персидских источниках II века н. э. , однако известно, что отмечали его еще во время правления династии Ахеменидов, а это 648—330 гг. до н. э.
Традиции Навруза, которые пришли к нам из древности, просты и понятны. До его наступления нужно рассчитаться с долгами, прибрать в доме и вокруг, на стол приготовить блюда из семи продуктов. Один из традиционных ритуалов праздника –составление хафт-сина.  
Международным днем этот праздник стал по инициативе ЮНЕСКО – 30 сентября 2009 года ЮНЕСКО включила Навруз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Празднование и распространение информации о Наврузе поддержала Генеральная Ассамблея ООН в 2010 году, приняв резолюцию под названием «Международный день Навруз».

Традиции празднования Навруза практически не изменились за его многовековую историю. К празднику тщательно готовятся заранее: проводят генеральную уборку в домах, дворах и на улицах, обязательно стирают всю имеющуюся одежду, рассчитываются с долгами. Всю подготовительную работу необходимо закончить накануне праздника до восхода Солнца.

В представленной работе мы познакомимся с обычаями и особенностями проведения Навруза в Узбекистане, у сибирских и казанских татар.

































1.2.Празднование Навруза в Узбекистане.

Спросите любого узбекистанца, будь то стар или млад, о самых теплых и любимых сердцу праздниках. И, чаще всего, вы услышите ответ: «Навруз». Что же это за праздник? И почему его так любят, как коренные жители, так и гости страны?

Прежде всего, наверное, за мудрость, пришедшую к нам из глубины веков. Ведь история праздника уходит корнями еще в эпоху зороастрийской религии, во времена доброго бога Заратустры и культа солнца. И возник этот праздник не на ровном месте, а исключительно по велению самой природы.

Именно 21 марта, когда природа естественным образом просыпается, когда день равен ночи и с каждым последующим вращением отвоёвывает у неё несколько минут в пользу света, когда наступает новый виток обновления и наступает Новый солнечный год. В день весеннего равноденствия рождается новое солнце и просыпается Земля(недаром именно 21 марта отмечается день Земли).

Наступает новый солнечный цикл, новый астрономический год, а, следовательно, закон обновления вновь вступает в свою силу. И сегодня, как и тысячелетия назад, праздник Навруз полон самобытных ритуалов и красочных обрядов. Правда, они уже не посвящены, как было принято изначально, культу бога Солнца: многое было привнесено исламской религией, но при этом они стали не менее интересны и зрелищны.

Главное таинство происходит в ночь на 21 марта. Это время для приготовления главного ритуального блюда из ростов пшеницы – сумаляка. За огромным котлом собирается вся махалля, в основном женщины: садятся в круг, поют песни, веселятся, каждая в ожидании своей очереди помешивать сумаляк. Утром сумаляк еще теплым раздают соседям, родственникам, знакомым. Пробуя сумаляк нужно обязательно загадать желание – местные жители говорят – сбудется.

Праздник начинается еще затемно, когда надев новые одежды, вся семья собирается за освещенным столом. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Конечно, готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа и сумаляк. Эти блюда готовятся раз в год и только на Навруз. Доброй приметой считается угощать. В этот день хозяйки жарят особые пирожки с зеленью, готовят нишалду – сладкий десерт из яичных белков, взбитых с сахаром и душистыми кореньями трав, пекут слоеную самсу, в котлах дымится ароматный плов… Стол в этот день ломится от вкусностей. Изобилие – еще одна хорошая примета.

Навруз в Узбекистане вообще очень крепко связан с новыми надеждами и ожиданиями. Поэтому в этот день принято прощать даже злейшим своим врагам, не ссориться, помогать слабым и нуждающимся. Все это приманит удачу в дом – верят люди. Еще одной доброй приметой считается угощать.

Но вот приходят гости. И едва они переступят порог, хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого. А значит, в конечном итоге, и к возрождению, сохранению космического порядка.

А праздник продолжается. На улицах выступают артисты: и профессиональные, и самодеятельные. Звучат шутки, соревнуются острословы, выступают клоуны-масхарабозы, звучат песни, устраиваются традиционные состязании купкари, борьба джигитов, конные турниры, а также народные ярмарки, где можно купить все от сувениров до национальной выпечки.

А когда наступает вечер, на улицах зажигаются многочисленные костры и через них прыгают все желающие. Конечно, в первую очередь, мальчишки, но ведь и взрослым хочется очиститься огнем от прошлых грехов. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу. И пусть русские не празднуют Науруз, но как не порадоваться вместе с друзьями наступлению Нового дня, а значит - новых надежд.





























    1. Амаль – Навруз сибирских татар.



У многих тюркских народов новый год ассоциируется с обновлением природы — с наступлением весны. У разных народов он называется по-разному: Навруз, Наурыз, Нооруз и т. п., что в переводе с персидского означает «новый день». Сибирские татары же называют этот праздник — «Амаль», что в переводе с сибирско-татарского означает «первый весенний месяц». Празднуется Амаль в день весеннего равнодейтвия.
Каждый год 23 марта жители деревни Нижние Аремзяны Тобольского района отмечают приход весны. Ещё не встанет солнце, а на улицу уже выбегают дети. Они собираются на высоком берегу Иртыша у самого крайнего дома и начинают громко кричать, – «Әмәл! Әмәл!». Постепенно к детям присоединяются взрослые. Жители дома бросают кричащим сладости и монеты, иногда бумажные деньги, упакованные в спичечные коробки. Постепенно собираются почти все жители деревни. Не спеша, улица за улицей, они обходят всю деревню. Останавливаются у каждого дома и кричат – «Әмәл!». Все люди, независимо от материального положения, стараются бросить от своего дома сладости и монеты, проявляя тем самым уважение к односельчанам.

Некоторые специально приезжают в родную деревню из Тобольска и других городов, чтобы поучаствовать в празднике. Тот, кто не может приехать в день праздника, заранее даёт соседям мешочек с монетами с просьбой бросить от их дома. И дети, и взрослые стараются поймать как можно больше денег и конфет, считая, что таким образом они привлекают к себе и своей семье благополучие и достаток в новом году. Вечером люди собираются за праздничным столом и угощают родственников и гостей блюдами традиционной сибирско-татарской кухни.

Название праздника Амаль происходит от арабско-персидского hamal / hәмәль (первый весенний месяц). Под этим названием он известен у казахов, проживающих в основном на Западе Казахстана и в прилегающих областях России, у некоторых групп астраханских татар, а также в некоторых районах расселения сибирских татар. Такое локальное распространение названия Амаль связано с влиянием персоязычных и таджикоязычных купцов и ремесленников, переселявшихся в XVII-XVIII веках из иранской области Гилян и Бухарского эмирата в низовья Волги и в Сибирь.

В разных населённых пунктах Тюменской области Амаль имеет свои особенности. Где-то это только детский праздник, где-то в нём участвуют и взрослые. В деревнях Вагайского района этот праздник называют «Сатака». Раньше специально к празднику здесь пекли изделия из теста – «көлцә». В отдельных деревнях группу людей сопровождали гармонисты. Подходя к очередному дому, люди дружно кричали «Әмәл! Әмәл!» или «Сатака! Сатака! Әмәл килте сатака!» Если кто-то из жителей не бросал сладости и деньги, то толпа выкрикивала обидные выражения, такие как, – «Сатакасын аяган, күтен карга таяган!» (Кто пожалел сатака, того задом в снег!).

В Нижних Аремзянах праздник Амаль является поистине народным. В нём участвуют все жители от малышей до взрослых. Во время праздника слышны шутки, смех, люди подзадоривают друг друга. Приехать на Амаль – это лишний повод, чтобы встретиться и пообщаться с односельчанами. Иногда, именно здесь, на празднике, люди встречаются с теми земляками, с которыми давно не виделись.

В какие времена начали праздновать Амаль в Нижних Аремзянах никто не помнит. Для местных жителей эта традиция давно уже стала неотъемлемой частью народной культуры. Когда местные жители весной копают свои огороды, им иногда попадаются старые монеты царского времени. Возможно, эти монеты бросали на праздновании Амаля предки нынешних жителей деревни.

Этот праздник, возникший в доисламские времена, до сих пор не потерял своей актуальности.



























































    1. Булгарский Навруз(Каргатуй).

Булгары издавна отмечали два новых года - зимний, Нардуган (в декабре), и весенний, Науруз (21 марта). Многие наши современники о Наурузе мало что знают. И неудивительно: ученые его почти не изучали, а Советская власть еще и запрещала, как вредный и религиозный. Поэтому позволю себе описать булгарский Науруз поподробнее - по рассказам старших родственников из аулов Мокрые Курнали, Малый и Большой Ошняки, Шали и других поселений, относившихся к Чистопольскому и Лаишевскому уездам Казанской губернии.

В день Науруза с раннего утра молодежь уже была на улице. Обычно атаман парней избирался главой праздника - Алпамшей. Вначале Алпамша возглашал: "Вон карга (грач) летит - всем булгарам праздновать Науруз велит!" Дело в том, что герой булгарских мифов - добрый алп (див) Субан Карга, любивший принимать облик грача, считался покровителем этого праздника, почему Науруз называли также Каргатуй (грачиная свадьба), а пир в честь Науруза - Карга боткасэ (грачиная каша). Естественно, что для булгар грач был священной птицей. Героями праздника были также сыновья алпа Субана Карги - грачата Сак и Сок, их роли исполняли подростки.

Однажды, рассказывает миф, дивы, желая погубить людей, соорудили высокую стену, которая закрыла солнце. Землю сковал лед, и всему живому стала грозить гибель. Но алп Субан смог разбить стену дивов и вернул людям свет и тепло. Когда он разбивал стену, жена алпа - покровительница домашнего очага, молодоженов и утренней зари Тэббиче Чакчак - велела своим детям, Саку и Соку, помочь отцу и отнести ему железную стрелу, разбивающую все. Но сыновья стали драться за право нести стрелу, и Чакчак прокляла их за промедление, а Бог Тангра обратил их в ночных птиц. Когда дети захотели увидеться с родителями, то не смогли этого сделать: ведь Субана и Чакчак всегда окружал свет. Только когда Сак и Сок осознали свой проступок и стали храбро помогать людям, Тангра вернул им право жить при свете и видеться с отцом-матерью... Независимо от всего, баит о Саке и Соке учил, что дети должны уважать своих родителей и вести себя прилично. Так булгарские дети получали уроки нравственности. Поэтому неудивительно, что булгары не знали, что такое детская преступность. 



Молодёжь обходила село оглашая улицы криком: «Науруз! Науруз!» и собирала продукты для всеобщего пира. Пока старшие были в «походе», малышня утаптывала снег и обживала какую-нибудь горку, которую обязательно называли или Кызыл джар (Красная горка), или Шартау (Солнечная гора). На ней победители новым огнем разжигали костер, на котором варилась знаменитая грачиная каша. Ее варили с большим куском мяса, называвшимся "головой Хардара" (волшебный баран, приносящий счастье). Богатые люди подъезжали к холму со своими продуктами и становились почетными гостями пира. В это время музыканты, настраивавшие свои инструменты (домбру, кубыз, курай и др.), тихо подыгрывали поварам. 

Когда все получали свою порцию угощения (мясо предназначалось только воинам и почетным гостям), парни наперебой приглашали девушек поесть их каши. Если девушка съедала ложку каши из миски парня и забирала с собой кусочек мяса, то этим показывала, что он ей нравится. Если она утром следующего дня съедала тот кусочек мяса, то этим давала всем понять, что хочет выйти за парня замуж. Так за грачиной кашей и происходил сговор молодых влюбленных, почему, собственно, Науруз и называли Каргатуй - Грачиной свадьбой.

До утверждения ислама в Булгарии парням и девушкам разрешалось запивать кашу ячменным напитком - пивом. Но затем употребление горячительных напитков на праздниках было запрещено. Надо признать, что ислам избавил булгар от такой беды, как пьянство. На новогоднем столе традиционно господствовали ритуальные кушанья, среди которых почетное место занимали чак-чак и очпочмаки.

Праздник молодежи на Красной горке продолжался до вечера. А заканчивался Науруз ночным пиром, на котором пели "Науруз бэете", миф о Саке и Соке, а также гадали. Эти пиры устраивали для своих бедных родственников богатые люди - ведь на Наурузе надо было проявить щедрость, дабы заслужить милость Всевышнего. Если кто-то совершал аморальные поступки, то его не приглашали в гости, и это было страшным позором. Поэтому перед Наурузом прекращались все споры и распри, а на празднике люди прощали друг другу обиды и дарили, в знак примирения, подарки.



























    1. Навруз в современной Казани.

В жизнь современных казанцев Навруз пришёл сравнительно недавно и, во многом, благодаря выходцам из Средней Азии, которые обосновавшись вдали от родных мест, не потеряли культурную связь со своей родиной.

Обычно каждая диаспора отмечала его в Казани обособленно. Но в 2014 году Навруз получил статус республиканского праздника, а потому власти предложили всем объединиться.

Получилось масштабное, пестрое и довольно экзотическое празднество. На площади собрались представители одиннадцати национально-культурных автономий Татарстана. Среди них азербайджанцы, казахи, узбеки, таджики, кыргызы, турки, афганцы. Впрочем, здесь были рады всем, независимо от национальности.

На большой сцене проходило театрализованное представление с участием фольклорных ансамблей, эстрадных коллективов. Не обошлось и без Деда Мороза - как-никак Новый год.

Но все это, скорее, шло фоном, не привлекая особого внимания публики. Основная жизнь кипела на площади, напоминающей восточный базар.

Каждая автономия установила свой шатер, где можно было попробовать различные блюда национальной кухни, приобрести изделия народного промысла. Так что народ с удовольствием ходил "по гостям" и знакомился с гастрономической культурой каждого народа. У турок, например, можно было полакомиться всевозможными сладостями, у азербайджанцев отведать шашлыка. Но самой большой популярностью пользовалось узбекское "представительство". Здесь раздавали плов и сумаляк, это что-то вроде каши из пророщенных зерен пшеницы - готовится специально на Навруз.



Но Навруз теперь – это не только восточный Новый год. Традиционным стал международный фестиваль театров тюркских народов «Навруз» ежегодно проводящийся в Казани на сцене ТГАТ им. Г.Камала. В программе фестиваля, словно россыпь драгоценностей со всего света - спектакли из Турции, Японии, Азербайджана, Киргизии, Туркменистана, Казахстана, Якутии, Тувы, Алтая, Гагаузии.













2.Конспект мероприятия «Навруз – праздник Солнца и Весны»

Цель: познакомить учащихся со значением слова «Навруз» и историей его возникновения;  объяснить, в чем заключается смысл этого праздника, как Навруз праздновался в старину, как празднуется в настоящее время;

Задачи урока:


Образовательная:

ознакомить учащихся с праздником “Навруз ”, его обычаями и обрядами.

Развивающие:

- развитие творческого мышления обучающихся

- развитие ассоциативного мышления обучающихся (создание образа, ассоциирующегося с определенным словом)

Воспитательные:

- воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

- пробудить эмоциональное отношение к жизни.

- воспитание чувства прекрасного

- воспитание чувства уважения к национальной культуре, национальным традициям.

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: Презентация к мероприятию, видеофильмы:

Празднование Навруза в Узбекистане: https://www.youtube.com/watch?v=WnJ6W6hcLHk

Амаль-Науруз сибирских татар: https://www.youtube.com/watch?v=QAcWkEXqxr0

Науруз в современной Казани: https://www.youtube.com/watch?v=AXwIvu_w2mc, https://www.youtube.com/watch?v=e3Lhvn4bJks .

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка, экран.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Хафт-сина, سیر (сир), سیب (сиб), سبزه (сабзе), سنجد (сенджед), سرکه (серке), سمنو (саману), سماق (сомаг), Махалля, Сумаляк.

Средства наглядности: фотографии, иллюстрации, видеоматериалы, национальные костюмы, национальная посуда, пророщенная пшеница.

Ход мероприятия

1.Организационный момент мероприятия.

2. Вступительная беседа.

Наступила весна, а вместе с ней пришел к нам древний замечательный праздник Навруз. Это великий и вечный праздник, предшественник изобилия. Это праздник щедрости и милосердия, мира и добра, надежд и перемен. (понятие Навруз)

Подлинное значение Навруза – дружба и солидарность людей и народов.

Вот мы и отправимся на праздник Солнца и Весны в солнечный Узбекистан, на Амаль-Навруз к сибирским татарам, побываем на Булгарском Наврузе и на празднике в современной Казани.(виртуальное путешествие)

3. Станция «Навруз в Узбекистане»

1) беседа

2) просмотр видеофильма

3) обсуждение фильма

4) выступление семьи Хайриддиновых (рассказ о праздновании очевидцев, показ национальных костюмов и пророщенной пшеницы).

4. Станция «Амаль-Навруз сибирских татар»

1) беседа

2) игра «Әмәл! Әмәл!».

3) Просмотр видеофильма

4) обсуждение фильма

5. Станция «Булгарский Навруз (Каргатуй)»

1) беседа

2) работа с иллюстративным материалом

6. Станция «Навруз в современной Казани»

1) беседа

2) просмотр видеофильма

3) обсуждение фильма

7. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: что вы расскажете семье и друзьям о сегодняшнем мероприятии, что нового узнали, о чем задумались, какие новые слова запомнили?

8. Заключение.

Праздничное чаепитие с восточным сладостями.
























Заключение.

Необъятный и уникальны традиционные культуры каждого народа. Традиции национальной культуры научат нас продолжать дело своих родителей, предшествующих поколений. Важно не забывать, что без связи времен и народов нам не объяснить свое время, не увидеть будущего. Вот поэтому мы и должны сохранять народные традиции. 

Науруз наступил — на столе сумаляк,
Лепешки и разные яства,
Давайте отпразднуем весело так,
Чтоб в наших глазах было счастье.

Пусть в ваших домах будет радость и смех,
Обходят беда и печаль,
Сегодня с наурузом поздравим мы всех,
Чтоб день равноденствия знали.

Весной новогодний и светлый науруз,
Мы миром своим отмечаем,
Попробуйте сладкий какой он на вкус,
Он лучший и необычайный.












Словарь терминов.

Хафт-сина -  традиция праздничного стола к празднику Науруза (нового года). Хафт син включает себя 7 элементов, названия которых начинаются с буквы ﺱ — «Син», пятнадцатой буквы персидского алфавита:

  1. سیر (сир) — чеснок, символ медицины;

  2. سیب (сиб) — яблоки, символ красоты и здоровья;

  3. سبزه (сабзе) — проростки (пшеницы или чечевицы), символ возрождения природы;

  4. سنجد (сенджед) — облепиха, символ любви;

  5. سرکه (серке) — уксус, символ мудрости и терпения;

  6. سمنو (саману) — хлебный пудинг, символ достатка;

  7. سماق (сомаг) — сумах, символ рассвета.

Махалля - В современном понимании в мусульманских республиках Поволжья махалля - это локальная община, объединяющая вокруг мечети не всех жителей определенного района, а только религиозную ее часть (соблюдающих мусульман), которая посещает мечеть. В Средней Азии, в том числе в Узбекистане, а также в Восточном Туркестане у уйгур под махаллёй, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организации общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли. и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.

Сумаляк  — праздничное блюдо иранской, а также таджикской, узбекской, киргизской и других кухонь Средней Азии, приготавливаемое из пророщенных зёрен пшеницы. Готовится, как правило, в период празднования Навруза.  Сумаляк готовят из проросших зёрен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле с добавлением муки в течение 20—24 часов. Туда также добавляются небольшого размера камни (которые, естественно, в пищу не употребляются. Они используются для уменьшения риска подгорания сумаляка на дне казана. Также существует поверье что если такой камень попадется вам во время еды, то надо загадать сокровенное желание и оно обязательно сбудется). Считается, что сумаляк нужно готовить с песнопениями, танцами и шутливыми, весёлыми припевками. После охлаждения блюдо подаётся к столу. Также считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.













































Использованная литература:

  1. Чекулаева Е.Н. «100 великих праздников» - издательство Вече, 432 с.

  2. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана-Казань: Магариф, 2005. – 367 с.

  3. Нурутдинов Ф.А. газета «Республика Татарстан», 18 марта 2004 г.

  4. Бакиева Г.С. газета «Янарыш», 20 марта 2013 г.



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие: "Праздник Солнца и Весны"

Автор: Галиакберова Ильмира Халимовна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Внеклассное мероприятие Праздник "Новый год шагает по планете" "
    ["seo_title"] => string(71) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-prazdnik-novyi-ghod-shaghaiet-po-planietie"
    ["file_id"] => string(6) "124992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414861923"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеклассное мероприятие "Праздник светлой Пасхи" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-prazdnik-svietloi-paskhi"
    ["file_id"] => string(6) "120294"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413684938"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Внеклассное мероприятие "Праздник для мамочек. девочек и бабушек""
    ["seo_title"] => string(75) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_prazdnik_dlia_mamochiek_dievochiek_i_babushiek"
    ["file_id"] => string(6) "445248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1513682099"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Внеклассное мероприятие "Праздник весеннего равноденствия" "
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-prazdnik-viesienniegho-ravnodienstviia"
    ["file_id"] => string(6) "166617"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422977146"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Сценарий  внеклассного мероприятия «1 Мая - День единства народов Казахстана» "
    ["seo_title"] => string(82) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-1-maia-dien-iedinstva-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "164953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422722461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства