kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие познавательно-игровая программа "Зелёный Экспресс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы. Эта познавательно-игровая программа подготовлена для педагогов начальной школы и воспитателей группы продлённого дня во внеклассной работе. Программа  рассчитана на возраст детей  9-10 лет. Это обобщающее  занятие, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-природо-краеведческой направленности. Проводится  программа в осенний или  в весенний период. Во время проведения занятия закрепляется  ранее изученный материал, на котором  определяются победители.  В ходе игры у детей повышается познавательная активность, закрепляются коммуникативные качества, формируется самостоятельность мышления, развиваются творческие способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«внеклассное мероприятие познавательно-игровая программа "Зелёный Экспресс" »


Часовоярская

общеобразовательная школа

І – ІІІ ступеней № 17

Артёмовского отдела образования

Донецкой области












«Зелёный экспресс»


(познавательно-игровая программа)


Подготовила и провела

учитель начальных классов

Фирсова Е. В.


2014



Описание работы. Эта познавательно-игровая программа подготовлена для педагогов начальной школы и воспитателей группы продлённого дня во внеклассной работе. Программа рассчитана на возраст детей  9-10 лет. Это обобщающее занятие, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-природо-краеведческой направленности. Проводится  программа в осенний или в весенний период. Во время проведения занятия закрепляется ранее изученный материал, на котором определяются победители. В ходе игры у детей повышается познавательная активность, закрепляются коммуникативные качества, формируется самостоятельность мышления, развиваются творческие способности.

Цель мероприятия:

1. Закрепить знания о природе родного края, о многообразии растительного и животного мира;

2. Развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

3. Учить применять свои знания на практике;

4. Воспитывать чувство дружбы, сплочённость, бережное отношение к природе, любовь к родной земле, прививать интерес к чтению, уважительное и бережное отношение к книгам.

Оборудование: картины с изображением леса, луга, озера; картинки и рисунки луговых цветов, список луговых (полевых) цветов, плакат «Лес», жетоны-солнышки двух цветов, «природоохранные знаки»; два флажка; ноутбук, презентация к программе «Зелёный экспресс»» аудиозапись пения лесных, луговых (полевых) птиц, журчание воды и звуки водоплавающих птиц (птиц, проживающих возле водоёмов).


Обращение

Юные друзья! Дедушка Лесовичок приглашает вас в путешествие в таинственный мир природы. Пропуском будет:

- прочитанная книга о природе, животных, птицах;

- рисунок на тему «Мой любимый уголок природы», «Моё любимое время года»;

- стихотворения о природе;

- пословицы, поговорки, загадки.

Поможет вам выполнить эти задания книжная выставка «Таинственный мир природы».

Ход игры

Ведущий (учитель). Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся с вами на «зелёном экспрессе» в природу, где нас ждут остановки:

  1. Лес

  2. Луга

  3. Озеро.

(Стук в дверь, заходит дедушка Лесовичок).

Лесовичок. Дорогие дети! Я предлагаю вам интересное путешествие в волшебный мир природы. Но прежде чем попасть на «зелёный экспресс», который отвезёт нас в мир природы, вы должны рассказать мне стихотворение о лесе, цветах, животных или времени года. Только тот, кто выполнит эти задания, сможет попасть на «зелёный экспресс».

Дети рассказывают стихотворения, загадки, пословицы (поговорки) о природе или временах года и получают за это жетон-солнышко. Жетоны двух цветов раздаются тем, кто выполнил условия пропуска, для того, чтобы дети распределились на две команды. Оставшиеся ученики выбирают команду, за которую они будут «болеть».


Учитель. Итак, у нас уже есть две команды. Теперь обе команды выберите себе капитана и придумайте команде название. Как будете готовы к игре, поднимите свой командный флажок.

Каждая команда выбирает себе капитана, название, а как команда готова, поднимает свой флажок.

Приветствие соперников.


Учитель. Внимание, отправляемся в путь! (Звучит музыка из мультфильма «Паровоз из Ромашково»).


Учитель. Первая наша остановка называется «Лес».

(Звучат голоса лесных птиц).

– Вот послушайте, как описывают его русские писатели в разные времена года.

Зачитываются отрывки из произведений Леонова «Русский лес», М. Пришвина «Времена года».

– Найдите на доске картины с изображением леса.

Ученик.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

– А вот послушайте, что нам о лесе скажет Лесовичок.

Лесовичок. Леса – это национальное богатство страны. Их роль в развитии экономики, улучшения окружающей среды, улучшения жизни людей – неоценима. Свою жизнь мы не мыслим без лесов – лёгких нашей планеты. Лес дарит нам жизнь. Чтобы вырастить лес, нужно не меньше ста лет, а чтобы сжечь – несколько часов. Как-то от пожара погибло несколько десятков гектара леса, а с ним бесчисленное количество растений и животных. Уничтожение лесов и лесных насаждений становится нашей болью.

Ученик.

Ты слышал, как стонут деревья,

Как птицы  над ними  кричат,

Зайчиха, не зная страха,

Спасает своих зайчат?

Ты видел, как плачут деревья,

Роняя смолу на траву,

Как корчатся ветки от боли,

Подвластные злому огню?

Как он, по траве  пробегая,

Все сжег у себя на пути

И цветы, по весне расцветая,

Схорониться  нигде  не смогли?

Как земля почернела от горя:

Нет зеленой травы, нет грибов,

Не цветет здесь ландыш душистый,

Лес уже не  «волшебный дом».


Но  ты разумный, Человек!

В твоих руках судьба Планеты!

Будь добр  и мудр, спасая от огня,

Леса и степи для грядущих поколений.

Пусть в рощах не смолкают соловьи,
    «Огнем горят» лишь ягоды рябины,

Ведь в наших силах сохранить леса

И сделать   мир  зеленым и  красивым!


Вопросы к командам.

  • Назовите авторов и названия книг о лесе, которые вы читали

  • В создании лесов участвуют свыше 40 пород деревьев. Назовите их.

  • Из какого дерева изготавливают музыкальные инструменты? (Ёлка.)

  • Какое дерево, попадая в воду не сгнивает, а наоборот, со временем становится ещё твёрже? (Дуб)

  • Какие птицы живут в лесу?

  • Назовите зверей, которые водятся в наших лесах.

Лесовичок. Молодцы! Наш экспресс отправляется дальше в дорогу. – Следующая остановка называется – луга.

Учитель. Звучат голоса луговых и полевых птиц.

– Вот послушайте, как описывает луга русский писатель И. С. Тургенев: «Злот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга... У моих ног тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник, густая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко».

– Дети, а кто из вас читал произведения, где бы описывались луга?..

Найдите на доске картины с изображением луга.

– А теперь прослушаем, какие задания подготовил для вас Лесовичок.

Лесовичок.

  • Назовите растения, которые растут на лугах.

  • Какие лекарственные растения встречаются на лугах?

  • Кто быстрее нарисует луговое растение.

  • Выберите из списка те цветы, которые растут только на лугах.

Лесовичок. Молодцы! Теперь наш «экспресс» движется к остановке «Озеро» Звучит музыка из мультфильма.

Учитель. Наше последняя остановка называется «Озеро». Как вы уже догадались, речь тут пойдёт именно про озёра – большие и маленькие.

Звучат звуки журчания воды, голоса водоплавающих птиц и птиц проживающих возле водоёмов.

– Вот как описывает озеро русский писатель М. Пришвин в своём рассказе «Лесное озеро». Зачитывается отрывок.

Лесовичок. Дети, найдите на доске картины с изображением озера. А какие вы знаете озёра, которые есть на территории России?

- Назовите птиц и рыб, которые проживают около озера или в них?

- Нарисуйте озеро.

Учитель. Пока участники рисуют, давайте отгадаем загадки:

Я дерево – красен,

Зовут меня … (ясень).

– Как называется дерево, которое в начале лета одевается в белый пух? (Тополь.)

– Какие существительные живут только зимой? (Снег, лёд, зима, …)

– Давайте узнаем, чему учит нас природа?

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит по календарю,

По живому бук… (варю)..

Птицы учат пению,

Паучок … (терпению).

Учитель. Друзья, узнайте больше о лесе, озере, луге, и вообще, обо всём, что нас окружает. Об этом вы сможете прочитать вот в этих книгах.

Учитель знакомит с выставкой книг.

Лесовик. Как не хочется заканчивать путешествие!

– Я предлагаю провести ещё несколько конкурсов, в которых вы покажете, на сколько хорошо, вы знаете природу.


Конкурс «Угадай по признакам»

1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

4. Это зимой и летом одним цветом.

5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. ( ёлка )

 

2) 1. Это то, без чего не обходится почти ни одно блюдо.

2. Оно содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. ( лук )

 

3) 1. Её изобрели китайцы.

2. Из неё получается много мусора.

3. Она легко горит.

4. Её получают из дерева.

5. На ней обычно рисуют или пишут. ( бумага )

 

4) 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его сильно нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло )




Конкурс "Эрудит"

Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.


Вопросы 1-ой команде

1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

4. Самое крупное животное суши? (слон)

5. Самое крупное животное океана? (кит)

6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

9. Перелётные животные? (летучие мыши)

11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)


Вопросы 2-ой команде.

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

2. Кого ловит кошка? (мышей)

3. Что наступает после осени? (зима)

4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

10. Самая маленькая птичка в мире? (колибри)

11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

14. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

Конкурс «Наши деревья»

1. Какое дерево цветёт первым? (верба)

2. Какое дерево даёт сладкий сок? (берёза):

3. Из какого дерева делают корабельные мачты? (сосна);

4. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (липа);

5. Из какого дерева делают спички? (осина);

6. Из какого дерева делают пианино? (ель);

7. Какое дерево один раз в год приносит много радости детям? (ель);

8. Какое дерево используется для изготовления лыж? (берёза)


Конкурс «Природоохранные знаки»

– Ребята, мы с вами часто бываем в лесу, а знаете ли вы правила поведения в лесу?

– Для следующей игры приглашаются по три человека от каждой команды. В течение 3 минут игроки должны выбрать из 10 предложенных картинок только те, которые изображают правильное поведение в лесу.

– А пока ребята работают с карточками, мы поиграем с остальными участниками команд.

– Мы с вами ходим в лес, гуляем по лугам и полянам, слышим голоса птиц, зверей и домашних животных. Удивительное многообразие. Человек – говорит, а как общаются животные? (Хоровые ответы)

Медведь – рычит, ревёт.

Голубь – воркует.

Гусь – гогочет.

Овца – блеет.

Олень – ревёт, трубит.

Лошадь – ржёт.


Лиса – лает.

Корова – мычит.

Волк – воет.

Мышь – пищит.

Ворона – каркает.


Конкурс «Живые барометры»

Номера вопросов от 1 до 8. Участники команды выбирают по очереди.

Вопросы:

1.Воробьи сидят, нахохлившись – будет дождь.

2.Пчёлы с раннего утра стремительно летают – будет солнечный день.

3.Сова кричит – к холоду.

4.Кузнечики стрекочут – день будет ясный.

5.Голуби разворковались – будет ясная погода.

6.Ласточки летают над землёй низко – жди дождя.

7. Лягушки с вечера долго кричат – к холодной погоде.

8. Одуванчики закрылись – к дождю.


Ведущий: Вот видите, как легко можно узнать какая будет погода, если быть наблюдательным и любить природу. А кстати, вы, наверно знаете много песен о природе? Давайте мы с вами споём. Каждая команда поочерёдно будет напевать по куплету или по припеву из песни, в которой поётся о птицах, цветах, зверях, насекомых, природе и т.д.

Учитель. Нет красивей планеты, чем наша Земля. Любим землю её плодородную, любим её весёлые долины и зелёные верхушки гор, которые достают звёзды, просторные нивы и загрустившие дубравы, тихие, как молитва озёра, и быстрые реки, седые города и сёла в цветущих венках садов, речь и песни, которые испокон века живут в её сердце, и людей-творцов, и мучеников её вечности. Любим тебя, ЗЕМЛЯ – наш тихий зелёный рай, бережём твою красу.

Ученик.

Защитив природу,

Защитишь себя!

Ведь природа не железная,

И когда-нибудь сломается она.

Там где мусор и грязь,

Не бывает красоты -

Мусор ведь он загрязняет

Красоту родной среды.

От нас, от нашей грязи,

Что мы бросаем здесь,

Сегодня умирает

Какой-нибудь там зверь.

Вы мусор уберите,

Природу сохраните,

Без чистоты, поверьте,

Нам не прожить на свете!


Учитель. А напоследок мы с вами поиграем в игру «Дерево дружбы».

Игра «Дерево дружбы»

Все берутся за руки. Один человек «дерево». Он стоит на месте в центре круга, а остальные начинают идти по кругу и постепенно закручиваются вокруг «дерева». Игра заканчивается одним большим объятием.

– Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поиграли, посоревновались, увидели, какие мы ловкие, дружные. Оставайтесь всегда такими, никогда не подводите друзей, не оставляйте их в трудную минуту. Всего вам доброго! Любите и берегите природу, чтобы мы ещё не раз могли прийти к ней в гости.

Определение победителей.

– Молодцы ребята! Мы говорили с вами о деревьях, зверях, птицах, растениях, насекомых, явлениях природы, лесах, лугах, озёрах. Мы должны знать обо всём, что нас окружает, чтобы всё это сохранить и сберечь.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
внеклассное мероприятие познавательно-игровая программа "Зелёный Экспресс"

Автор: Фирсова Екатерина Васильевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161404


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства