kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по математике и химии для учащихся 9-х классов "Клуб веселых интеллектуалов в гостях у профессора Пробиркиной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: развитие интереса к изучению химии и математики; расширение кругозора, развитие интеллекта; совершенствование культуры общения, воспитание чувства ответственности, коллективизма. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике и химии для учащихся 9-х классов "Клуб веселых интеллектуалов в гостях у профессора Пробиркиной"»

Внеклассное мероприятие по математике и химии для учащихся 9-х классов

"Клуб веселых интеллектуалов в гостях у профессора Пробиркиной"

А. В. Филиппова, учитель биологии и химии II категории

Петровской специализированной школы № 2, Станично – Луганского района,

Луганской области


Цель мероприятия:

развитие интереса к изучению химии и математики;

расширение кругозора, развитие интеллекта;

совершенствование культуры общения, воспитание чувства ответственности, коллективизма.

Оборудование и реактивы: песочные часы, магнитофон, таблички на стол, эмблемы для болельщиков, щелочь, фенолфталеин, натрий карбонат, барий хлорид, хлоридная кислота.

Заранее задать ученикам: придумать НАЗВАНИЕ, ДЕВИЗ, ПРИВЕТСТВИЕ, домашнее задание: инсценировать какую-нибудь химическую или математическую задачу, выписать термины по математики на букву п и р.


Оформление кабинета:


1. Плакаты на доске:

Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше


Э. Золя


«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»

М.В.Ломоносов.

2. Таблички с надписями: К А Р И ДА Л, НРЭЛЕКОТ, эмблемки

Ход игры


Ведущий: Сегодня мы отправимся в гости с клубом веселых математиков к профессору Пробиркиной. Профессор приготовила для вас занимательные угощения в виде интеллектуально - развлекательной игры - КВН. В игре принимают участие 2 команды по 5-7 человек, остальные учащиеся – болельщики. В ходе игры будут проведены конкурсы для болельщиков, поэтому просьба к каждому из них – определиться, за какую команду он болеет и прикрепить знак соответствующей команды на свою одежду.

(входит профессор – звучит музыка «интригующая»)

Профессор Пробиркина:

В клуб пришел, не хмурь лица,

Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Добро пожаловать гости дорогие! Я приветствую вас в своих пенатах. Сегодня мы с вами немного разомнем наши мозговые извилины, они так и просятся в бой. А помогать мне будет мой Ассистент Мензуркина. Готовы? Для того, чтобы узнать и оценить как хорошо вы знаете школьный курс химии и математики, мне поможет непреклонное и объективное жюри в составе:…..

(представляет каждого члена жюри).

Итак, мы начинаем КВН….


(звучит музыкальная заставка телевизионной игры “КВН”).


  1. Ведущая: Наш первый конкурс называется “Давайте знакомиться”.


Каждая команда зашифровала свое название. В течение 30 секунд команде противника необходимо расшифровать название команды противника. Затем каждая команда представляет свою визитную карточку


(приветствие). Максимальная оценка в этом конкурсе – 5 баллов.


(На столах команд стоят на подставках листы со следующими надписями: К А Р И ДА Л


1 команда : К А Р И ДА Л


2 команда : НРЭЛЕКОТ

Итак, ваше время истекло, Пожалуйста, представители 2 команды назовите слово, которое вы отгадали (ответ: радикал)


А теперь представители 1 команды назовут слово, которое отгадали они


(ответ: электрон).


Свое приветствие представляет команда “Радикал”.


А теперь – очередь команды «Электрон»


Ведущий:Я обращаюсь к членам жюри: можете ли Вы объявить результаты 1 конкурса? (Один из членов жюри сообщает счет 1 конкурса).


  1. Ведущая: Следующий конкурс – традиционный для любого КВН – “Разминка”.

Каждой команде будет предложено по 5 вопросов (серьезных, на смекалку или шутливых). За каждый правильный ответ команда может заработать по 1 баллу. Если ответ будет не совсем правильный, но остроумный, то его тоже можно оценить в 1 балл. Вопросы задаем по-очереди командам.


На обдумывание каждого ответа – 30 секунд.


Ведущая: Вопросы команде “Радикал”:

  1. Стороны треугольника 17, 35 и 18 см. Чему равна площадь треугольника?

(ответ: такого треугольника не существует)

  1. Какой известный русский писатель окончил физико-математический факультет университета?

(ответ: А.С. Грибоедов)

  1. Если стоят рядом два осла: один – головой к северу, а другой – головой к югу, то могут ли они видеть уши друг друга? (ответ: да, если стоят напротив друг друга голова к голове)

  2. Какое число делится без остатка на любое положительное или отрицательное число? (ответ: число 0)

  3. Угол в 10 рассматривают в лупу, дающую увеличение в 40 раз. Какой величины покажется угол? (ответ: 10)


Профессор Пробиркина: Вопросы команде “Электрон”:

  1. Почти такое же большое, как Останкинская телебашня, но не весит ни грамма.

(ответ: тень Останкинской телебашни)

  1. Когда произведение двух чисел равно их частному? (ответ: если одно из чисел 1 или -1)

  2. У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего –на 1 карандаш меньше. А у старшего- на 1 карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев? (ответ: 2; 3 и 4 карандаша)

  3. Сколько концов у пяти с половиной палок? (ответ: 12 концов)

  4. У какого числа нет знака в римской нумерации? (ответ: у числа 0)


Ведущий: Уважаемые члены жюри! Прошу Вас оценить конкурс “Разминка”.

(члены жюри объявляют результаты).

  1. Ведущий: Наш следующий конкур «Химическое ассорти»

Географические названия в химии.

1. Какой химический элемент назван в честь евро­пейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году.)

2. Этот элемент, выде­ленный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь ро­дины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 - полоний.)

3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - ру­тений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)

4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента.)

« Составь название населенного пункта»

Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название населенного пункта Луганской области. Элементы: O, Cd, Po, Ra, W, Au, Tc, Eu.

(Петровка – Po - полоний, Eu - европий, Tc - технеций, Ra - радий, O - оксиген, W - вольфрам,Cd - кадмий, Au - аурум)


  1. Ведущая: Наш следующий конкурс называется “ Химические загадки Ломоносова»


ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ Ломоносова


По описанию физических и химических свойств нужно отгадать элемент или вещество. Участникам за правильный ответ выдается жетон.

1. Он относится к биогенным элементам, входя в состав жизненно важных биополимеров, хотя при открытии получил название «безжизненный». Простое вещество, образованное им, - бесцветный газ, не поддерживающий горение. Он очень тяжело вступает в химические реакции. Пожалуй, единственное вещество, реагирующее с ним при нормальных условиях - литий. (Азот.)

2. Это сложное вещество обладает уникальными физическими

свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2. Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой - атомами самого распространенного элемента на Земле. Это вещество - обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: «...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь». (Вода.)

3. Атомы этого элемента обладают способностью отдавать и

принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в

которой он находится. Благодаря этому свойству его атомы, образуя друг с другом ковалентные неполярные связи, могут составлять длинные цепочки. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. Его атомы в природе образуют две аллотропные модификации. Одно из веществ - самое твердое в природе. Другое используется при производстве канцелярских товаров. (Углерод.)

4. Он родился 8 февраля (по новому стилю) в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был седьмым ребёнком в семье. (Дмитрий Иванович Менделеев)

5. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Что это за металл? (Алюминий.)


  1. Профессор Пробиркина: Сейчас я вам предлагаю конкурс «Химическая эстафета». Внимание на экран! Команды работаем по слайдам.

Презентация 1

Ведущий: Пока представители команд зарабатывают очки, пришло время и для конкурса болельщиков. Уважаемые Болельщики! Поддержите свои команды и пополните их копилку очками! Сейчас мы проведем конкурс, который будет состоять в следующем: каждый из вас сейчас вспомнит математические термины, которые начинаются на букву “п”. По очереди вы будете называть эти термины. Болельщик какой команды произнесет последний термин на данную букву, той команде засчитывается 3 очка. Итак, начали…


(Если ни одна из команд не готова объявить ответы к заданиям “Химических загадок Ломоносова”, то можно еще раз провести этот же конкурс, но уже с терминами на букву “р”). После конкурса болельщиков ведущий объявляет его результаты.


Профессор Пробиркина: Сейчас я попрошу команды выйти на центр. У вас на спинах есть химические элементы, которые вы получили, когда пришли ко мне в гости. Настало время соединить их в соединения в танце. Ваша задача найти свою пару и составить соединение в зажигательном танце, искать нужно в движении танца, подсказка на экране.(слайд 8)


Ведущий: Члены жюри готовы представить нам результаты конкурса “ Химических загадок Ломоносова” и итоги 5 конкурсов. Слово-жюри!


  1. Ведущая:Обе команды перед игрой получили домашнее задание: инсценировать какую-нибудь математическую или химическую сказку – задачу или приготовить химические посиделки (частушки). А вот соперникам предстоит эту задачу решить!


Первой показывает домашнее задание команда “Радикал”…, а команда “Электрон” ее решает (затем наоборот).


После показа домашнего задания жюри объявляет результат этого конкурса.


(Звучит мелодия Конкурса капитанов)


  1. Ведущий: Пришло время капитанам показать себя. Их соревнования будут состоять из нескольких этапов, которые называются: “Исторический калейдоскоп” и “Химическая атака”.Если ни один из капитанов не ответил на вопрос, то его может выручить команда.

Ведущая: А) Исторический калейдоскоп”: кто быстрее и правильно ответит на вопросы (за каждый правильный ответ – 1 балл):


1. Говорят, когда ученый доказал эту теорему, то в благодарность он принес в жертву богам 100 быков. О какой теореме идет речь? (теорема Пифагора).


2. Когда королева Виктория прочитала эту сказку, она пришла в восторг и захотела прочитать все, написанное этим писателем. Каково же было ее удивление, когда на своем рабочем столе она увидела стопку математических трудов Чарльза Доджсона. Какую сказку написал этот математик? (ответ: “Алиса в стране чудес”)


3. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии.


(ответ: “что и требовалось доказать”)


Профессор Пробиркина: Я предлагаю провести для капитанов «Химическую атаку». Отвечать по очереди.

Ведущая: Я задаю Вопросы первому капитану
  1. Что в переводе с латинского означает «астат»? (ответ: неустойчивый).

  2. Элемент, предотвращающий развитие кариеса? (ответ: Твёрдость зубной эмали определяется высоким содержанием в ней неорганических веществ (до 97 %), главным образом кристаллов апатитов: гидроксиапатита — Ca10(PO4)6(OH)2 (до 75,04 %), карбонатапатита (12,06 %), хлорапатита (4,397 %), фторапатита (3,548 %), CaCO3 (2,668 %), MgCO3 (2,287 %) и др. Здоровая эмаль содержит 3,8 % свободной воды и 1,2 % органических веществ (белков, липидов, углеводов). Углеводы эмали представлены глюкозой, маннозой, галактозой и др. Вода занимает свободное пространство в кристаллической решётке и органической основе, а также располагается между кристаллами.)

  3. Жидкий металл (ответ: ртуть или гидраргирум)

  4. Формула алмаза? (ответ: С)

  5. Какой элемент придает красный цвет крови? (Ответ: Феррум)

  6. Цвет лакмуса в кислой среде? (красный)

Профессор Пробиркина: А я, в свою очередь, задаю Вопросы второму капитану

  1. Латинское название химического эле­мента мышьяка? (ответ: Арсен).

  2. Формула воды (Н2О)

  3. Самый активный металл, еще его именем названа самая романтическая страна в Европе (Франций)

  4. Цвет лакмуса в щелочи (малиновый)

  5. Мельчайшая частица вещества (атом)

  6. Название реакции между кислотой и щелочью (реакция обмена)


Ведущий: Подведем итоги конкурса капитанов и попросим жюри объявить общий счет…

8.Ведущая: Следующий конкурс «ГОЛОВОЛОМКА Бутлерова»


Прочтите тему магистерской диссертации выдающегося русского химика Александра Михайловича Бутлерова, которая состоялась в 1851 году (приложение 2) (« Об окислении органических соединений») прил 1


  1. Ведущий: Пока команды работают, проведем для болельщиков конкурс пословиц и крылатых выражений. Конкурс начинается!

Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, по­говорки со словом «золото»? Назовите их.

Примеры:

1. Не все то золото, что блестит.

2. Мал золотник, да дорог.

3. Дружба дороже золота.

4. Мастер - золотые руки.

5. Золотая голова, золотой человек...

10. Ведущая: Следующий конкурс: «Эксперимент — источник знаний». Объясните опыты.

Профессор Пробиркина: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!

Описание Опыта 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку фенолфталеином).

Профессор Пробиркина:

Вы, ребята пить хотите?

В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу.

Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко. Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.

Описание Опыта 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в молоко. Объясненить опыт (в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3 + BaCl2 BaCO3↓ + 2NaCl).

Белый осадок

Профессор Пробиркина: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.

Описание Опыта 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3 приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3 + 2HClBaCl2 + H2O + CO2↑).

Профессор Пробиркина: Сейчас мы с вами пройдем в мою Занимательную химическую лабораторию. Я хочу представить вашему вниманию занимательный и интересный опыт лечения больных.

Опыт 4. «Кровь без раны»


Описание опыта. Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа(III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия KSCN c массовой долей 3%. Для демонстрации опыта используют тупой нож (можно использовать детскую посудку). Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия.


Вот еще одно развлеченье

(одевает белый халат).

Кто даст руку на отсеченье?

Жалко руку на отсеченье –

Тогда нужен больной

для леченья.

Оперируем без боли, правда много будет крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь пациент, нож подайте ассистент! Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от пореза - ни следа.

Профессор Пробиркина. Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

  1. Ведущая: Наша игра сегодня завершается “Конкурсом рекламы”. Говорят, математика – наука скучная. Докажите, что это не так. Вам предлагается за 1 минуту сочинить яркую, убедительную и шутливую рекламу двух химических знаков:

Ведущий: К сожалению, наша игра подошла к концу. Сейчас жюри определит победителя. А ребята из другой команды пусть не расстраиваются, ведь те знания, которые они сегодня показали, их смекалка, юмор навсегда остаются с ними!


Финальная песня


Ведущая и профессор Пробиркина (вместе): Итак, слово жюри…

(Победители игры награждаются призами).







Раздаточный материал

O, Cd, Po, Ra, W, Au, Tc, Eu.

O, Cd, Po, Ra, W, Au, Tc, Eu





Примеры Приветствия

Приветствие 1.

“О! Члены жюри! Мы приветствуем Вас!

И просим: не строго судите Вы нас!

Впервые команда девятого класса

Взошла на такую ступеньку Парнаса,

Но может, мы верим, себя проявить

И в этой сложнейшей борьбе победить!

А если вдруг в знаниях будет прокол,

Не стоит язвительный делать укол.

Пусть добрая шутка порадует Вас,

А Вы, улыбнувшись, воскликнете: “Класс!”

И соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.


Приветствие 2.


НАЗВАНИЕ, ДЕВИЗ, ПРИВЕТСТВИЕ

- Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли радикалы погулять.

Вдруг Ведущий выбегает,

В КВН нас приглашает.

Ха-ха! Ой-ой-ой!

Выступает Электрончик мой!


Название команды :

ХРАБРЫЕ Электроны

Девиз :

В юморе мы знаем толк!

Нам не страшен Серый Волк!


ПРИВЕТСТВИЕ:

Песня на мотив "Я шоколадный заяц":


Стоим на этой сцене,

Играем в КВНе,

Улыбка на все сто!

Сто-сто-сто!


Быть может, не красавцы,

Но не дрожим, как зайцы,

И боремся за то

То-то-то,


Чтоб дружба победила,

Чтоб веселее было,

И раздавался смех!

Смех-смех-смех!


Команды поздравляем,

Победы всем желаем,

Но Электронам больше всех!

Всех-всех-всех!


Песня на мотив "А нам всё равно!" (Бриллиантовая рука)


А нам всё равно! А нам всё равно,

Что нас электронами будут называть!

Весел будет тот,

Кто два раза в год

Станет с молекулами в КВН играть!


А нам всё равно! А нам всё равно!

Станем мы сильнеё Тигра или Льва!

Мы сумеем вас

Рассмешить сейчас!

Все вопросы нам

Будут трын-трава!


Что-то шепчет жюри!

Видим всё, как в тумане!

От волнения всё пред глазами плывёт!

Будем мы танцевать!

Только не на поляне,

А на сцене, в КВНе

Веселить народ!


Танцуют и поют:


А нам всё равно! А нам всё равно!

Твёрдо верим мы в древнюю молву:

Победит лишь тот,

Кто всегда с умом и смекалкой поёт

И волшебную

Косит трын-траву!

Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Конкурс реклам

  1. Наша реклама: (выходит со стаканом «чая» и сухариком) Сухарик - это наслаждение вкусом, особенно во время урока. Правда возникает опасность быть выгнанным за дверь, но если вы всё-таки решили перекусить, то запевайте его упоительным чаем «химдымйодбабах», приготовленный по лучшим традициям химиков нашей школы. И если тебя всё-таки выгнали за дверь, ты уйдёшь сытым на все 120% (обмакивает сухарик в стакан с «чаем»).

Описание опытая:«сухарик с «чаем» - сухарик берётся обыкновенный, т.е корочка хлеба или кириешки, а вместо чая раствор йода.

  1. Наша реклама: тема урока - очистка вареных яиц от скорлупы. Это же изнурительная работа - ничего подобного, если у вас под рукой раствор уксусной кислоты: возьмём не одно яйцо, а все сразу, которые надо очистить, и поместим их в банку с раствором уксуса, а одно яйцо очистим простым способом, сравните результат. Чистота - чисто CH3COOH.

Финал КВН

Группа учащихся исполняет песню на мотив «Маленькая страна».

Учащиеся.


Химия всех цариц наука,

Химия всех важней.

Синтез различных компонентов –

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить,

Может согреть зимой холодной –

Нам без нее не жить.


Припев. Химия, химия,

Ты для людей важна.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.


Ты подчинила все стихии:

Воду, металл, огонь.

Без кислорода нет жизни в мире,

Свет нам дает неон.

«Феррум» находится в клетках

крови,


Без «аш-два-о» нам не жить.

Химию в школе изучают,

Чтобы ей жизнь посвятить.


Припев. Химия – это я,

Химия – жизнь моя.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

Конкурс для болельщиков термины на букву «П и Р»

Парабола греч. слово parabole – “приложение”. Это нецентральная линия второго порядка, состоящая из одной бесконечной ветви, симметричной относительно оси. Т. ввел древнегреческий ученый Аполлоний Пергский, рассматривавший параболу как одно из конических сечений.


Параллелепипед греч.слово parallelos- “параллельный” и epipedos – “поверхность”. Это шестигранник, все грани которого – параллелограммы. Т. встречался у древнегреческих ученых Евклида и Герона.


Параллелограмм греч.слова parallelos – “параллельный” и gramma – “линия”, “черта”. Это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. Т. начал употреблять Евклид.


Параллельность parallelos – “рядом идущий”. До Евклида Т. употреблялся в школе Пифагора.


Параметр греч.слово parametros – “отмеривающий”. Это вспомогательная переменная, входящая в формулы и выражения.


Периметр греч.слово peri – “вокруг”, “около” и metreo – “измеряю”. Т. встречается у древнегреческих ученых Архимеда (3 век до н.э.), Герона (1 век до н.э.), Паппа (3 век).


Перпендикуляр лат.слово perpendicularis – “отвесный”. Это прямая, пересекающая данную прямую (плоскость) под прямым углом. Т. был образован в средние века.


Пирамида греч.слово pyramis, кот. произошло от егип.слова permeous – “боковое ребро сооружения” или от pyros –“пшеница”, или от pyra – “огонь”. Заимств. из ст.-сл. яз. Это многогранник, одна из граней которого – плоский многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной, не лежащей в плоскости основания.


Площадь греч. слово plateia – “широкая”. Происхождение неясно. Некоторые ученые считают заимств. из ст.-сл. Другие толкуют как исконно русское.


Планиметрия лат.слово planum – “плоскость” и metreo – “измеряю”. Это часть элементарной геометрии, в которой изучаются свойства фигур, лежащих в плоскости. Т. встречается у древнегреч. ученого Евклида (4 век до н.э.).


Плюс лат.слово plus – “больше”. Это знак для обозначения действия сложения, а также для обозначения положительности чисел. Знак ввел чешский ученый Я. Видман (1489 г.).


Полином греч.слово polis – “многочисленный”, “обширный” и лат.слово nomen – “имя”. Это то же, что многочлен, т.е. сумма некоторого числа одночленов.


Потенцирование немецк.слово potenzieren – “возводить в степень”. Действие, заключающееся в нахождении числа по данному логарифму.


Предел лат.слово limes – “граница”. Это одно из основных понятий математики, означающее, что некоторая переменная величина в рассматриваемом процессе ее изменения неограниченно приближается к определенному постоянному значению. Т. ввел Ньютон, а употребляемый ныне символ lim (3 первые буквы от limes) – франц.ученый С.Люилье (1786 г.). Выражение lim первым записал У.Гамильтон (1853 г.).


Призма греч. слово prisma – “отпиленный кусок”. Это многогранник, две грани которого – равные n-угольники, называемые основаниями призмы, а остальные грани – боковые. Т. встречается уже в 3 веке до н.э. у древнегреч. ученых Евклида и Архимеда.


Пример греч.слово primus – “первый”. Задача с числами. Т. изобрели греческие математики.


Производная франц.слово derivee. Ввел Ж.Лагранж в 1797 году.


Проекция лат.слово projectio – “бросание вперед”. Это способ изображения плоской или пространственной фигуры.


Пропорция лат.слово proportio – “соотношение”. Это равенство между двумя отношениями четырех величин.


Процент лат.слово pro centum - “со ста”. Идея процента возникла в Вавилоне.


Постулат лат.слово postulatum – “требование”. Употребляемое иногда название для аксиом математической теории

Радиан лат.слово radius – “спица”, “луч”. Это единица измерения углов. Первое издание, содержащее этот термин, появилось в 1873 году в Англии.


Радикал лат. слово radix – “корень”, radicalis – “коренной”. Современный знак √ впервые появился в книге Р.Декарта “Геометрия”, изданной в 1637 г. Этот знак состоит из двух частей: модифицированной буквы r и черты, заменявшей ранее скобки. Индийцы называли “мула”, арабы – “джизр”, европейцы – “радикс”.


Радиуслат слово radius – “спица в колесе”. Заимств. в Петровскую эпоху из лат. яз. Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой, а также длина этого отрезка. В древности Т. не было, он встречается впервые в 1569 г. у франц. ученого П. Раме, затем у Ф.Виета и становится общепринятым в конце 17 века.


Рекуррентный лат.слово recurrere – “возвращаться назад”. Это возвратное движение в математике.


Ромб греч.слово rombos – “бубен”. Это четырехугольник, у которого все стороны равны. Т. употребляется у древнегреческих ученых Герона (1 век до н.э.), Паппа (2-ая половина 3 века).


Рулетты франц.слово roulette – “колесико”, “сравните”, “рулетка”, “руль”. Это кривые. Т. придумали франц. математики, изучавшие свойство кривых.

Следующий конкурс:Тайм-аут – метаграммы (вопросы задаются по очереди двум командам)

1. Корабли меня обходят,

Лоцман знает наизусть.

Если Л на Д заменят,

То металлом окажусь.

(Мель - медь.)

2. Два элемента химических

В метаграмме я вам задам:

С X - элемент металлический,

Ну а с Б - уже неметалл.

(Хром - бром.)

3. Элемент четвертой группы

Перед вами на виду.

Если Т на Р исправить,

Будет деспот наяву.

(Титан - тиран.)

4. С КА - активный я металл,

С ГЕ - я очень легкий газ.

Чтобы ты нас разгадал,

Глянь в систему еще раз.

(Калий - гелий.)

5.Прославлен всеми.

Металл, испытанный огнем

Манил к себе людей веками.

Алхимик жил в мечте о нем.

(Золото).


ХИМИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Химическая сказка "Хлорид натрия"


В некотором царстве в некотором государстве жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего пошел тот спор, уже никто и не вспомнит, верно только, что одно семейство осуждало другое по образу жизни.


В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались восстановителями, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их окислители-грабители.


Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и CI(Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.


Натрий жил в доме под номером 11и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он былдостойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий, Но о дружбе узнали их семейства. Na заперли в сейфе, в банке под керосином, а Сl запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!». Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.


Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить их от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на амфотерной территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.


Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал катионом, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в анион. Связь между ними стала называться ионной, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль).


Задание: Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия, Уравняйте его методом электронного баланса.

Сказка про литий


Жил-был Литий(Li). Надоело ему сидеть на одном месте, вот он и покатился по белу свету - вещества посмотреть и себя показать. Катится –катится Литий, а навстречу ему Соляная кислота (НCl):


- Литий, я тебя съем!


- Не съешь, зубки об меня обломаешь, и ничего у тебя не получится.


Сказал это и покатился дальше. Катится и песенку поет:


- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец!


А навстречу ему Щелочь.


- Я тебя съем! - говорит Щелочь.


- Да ты что? Своих не узнаешь? Я от Кислоты ушел, а уж тебе-то где? - и


покатился дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:


- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел!


Катится - катится Литий, а навстречу ему Соль.


-Литий, Литий, я тебя съем!


-Да где тебе: ты и с простыми металлами не со всеми взаимодействуешь, все условий подходящих ждешь, а я - щелочной, не про тебя! - и покатился Литий дальше, только его и видели. Катится и песенку поет:


- Я - Литий-молодец, щелочной я удалец! Я от Щелочи ушел и от Кислоты ушел! И от Соли я ушёл!


А тут Кислород на тропинке стоит и говорит:


- Хороша песенка! Подойди поближе, спой погромче!


Только Литий запел свою песенку, а Кислород его - ам! - и съел!


И стал Литий Оксидом лития.


Задание: Составьте уравнение химической реакции, встречающееся в тексте, уравняйте его методом электронного баланса, определите окислитель и восстановитель.

Сказка о двуличном Алюминии


Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было голубым: чистое голубое небо, глубокие прозрачные голубые озера и реки, голубые цветы благоухали на голубых полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.


Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.


И грянул бой (демонстрация реакции нейтрализации). Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.


Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.


Сказка – ложь, да в ней намек,

Элементам всем урок.

Коль металл ты – не стесняйся,

В бой с кислотами бросайся.

Пусть погибнешь ты в бою –

Славу я тебе пою!

Быть опасно амфотерным,

Лучше быть семейству верным,

А не то, как Алюминий,

Ты в бою бесславно сгинешь.

Сказка о прекрасной любви

принца Аргентума к Хлориде


У великого самодержца царя Серебро был единственный сын – сереброкудрый принц Аргентум. Юноша много путешествовал, и вот настала ему пора жениться.


С детства он был обручен со своенравной, спесивой, злой по характеру, едкой Нитриной. Многие металлы поплатились жизнью за попытку спорить с ней.


Аргентум не любил Нитрину. Когда ему приходилось оставаться с ней наедине, он сразу же находил повод как-нибудь от нее отделаться, вспомнив вдруг, что у него есть очень срочное дело (нитрат серебра растворим в воде, полностью диссоциирует на ионы).


И вот однажды на веселом шумном балу Аргентум увидел Хлориду. Она была так легка, нежна, полувоздушна, так упоенно и грациозно танцевала, что Аргентум сразу в нее влюбился (соляная кислота – раствор хлороводорода, прозрачная, летучая жидкость). Аргентум упросил своего друга Калия познакомить его с прекрасной незнакомкой. Калий согласился познакомить их во время танцев. Объявили вальс. Нитрина вцепилась в руку Аргентума, он вынужден был идти с нею в паре. Калий пригласил Хлориду. И вот раздались долгожданные слова: «Дамы меняют кавалеров». Нежная хрупкая ладошка Хлориды легла на ладонь Аргентума. Он почувствовал необычайное волнение – ведь между ними возникла очень прочная ионная связь. Аргентум обнял свою любимую и никогда больше с ней не расставался.



Сегодня известны миллионы веществ. А какие вещества знаете вы, юные химики? Вот сейчас мы проверим ваши познания. Предлагаем вам несколько загадок.


«Примерно века два назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар

и млад,

Он и для вас не тайна.

Известно, что горят отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает также водород».


(Кислород.)


«Получишь газы из воды,

Смешаешь вместе – жди беды».


(Гремучая смесь

из водорода и кислорода.)


«Газ – ненужный нам отброс –

В поле в пищу перерос».


(Углекислый газ.)


«Красноватый будто цветом,

Ковкий, мягкий, как металл.

Из кислот же он при этом

Водород не выделял.

Только может окисляться,

Коль нагреем в кислоте.

Право, можно догадаться

Вам теперь уже вполне».


(Медь.)


«Порознь каждый ядовит,

Вместе – будит аппетит».


(Хлорид натрия.)


«В воду шел и чист, и бел,

Окунулся – посинел».


(Сульфат меди(II).)


«Он безжизненным зовется,

Но жизнь без него не создается».


(Азот.)


«По прозванью инвалид,

Но крепок в деле и на вид».


(Хром.)


«Он яркой звездой загорится,

Белый и легкий металл,

В тринадцатой клетке таблицы

Почетное место занял.

Для легкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично

куется

Серебряный этот металл.

В составе багровых рубинов,

В сапфировой сини огней,

В серой обыденной глине,

В виде наждачных камней».


(Алюминий.)


«Только в воду соль попала,

Холодней в стакане стало».


(Нитрат аммония.)



Занимательные опыты

Опыт «Скрытое письмо»


На листе плотной бумаги заранее надо написать слова «Хочу стать химиком!». При помощи кисточки слова «хочу» и «химиком» пропитать разбавленным раствором сульфата меди, слово «стать» –разбавленным раствором хлорида железа(III) и просушить. Наполнить пульверизатор раствором гексацианоферрата(II) калия. Во время представления Химик-волшебник должен обработать им лист бумаги. Перед зрителями проявляется текст: слова «хочу» и «химиком» написаны красно-бурым цветом, а слово «стать» – синим.

Химик-волшебник.

Волею Аллаха

Я на бумаге этой

Могу мгновенно рисовать

Волшебные портреты.

Лишь стоит мне поколдовать,

Шепнуть Аллаху заклинания,

И может каждый увидать

Свои заветные желания.

Химик-волшебник проводит опыт «Скрытое письмо».


Опыт «Змейки»


Для демонстрации «змеек» надо заранее сделать заготовки. Для этого смешать растертые в порошок 10 г дихромата калия, 10 г сахара и 5 г нитрата натрия. Смесь слегка увлажнить до достижения вязкости, сформировать в палочки диаметром 4–5 мм и длиной 8–9 см, палочки подсушить. Заготовленные «змейки» укрепить в песке и поджечь.

Химик-волшебник.

Я еще не то умею,

Из песка полезут змеи,

Страшные, кусачие.

От страха не заплачете?

Звучит восточная музыка, и исполняется танец, в котором девушки, одетые в восточные костюмы, изображают змей. Химик-волшебник в это время проводит эксперимент.

Опыт «Химический хамелеон»


В три колбы налить на 1/3 объема малиновый раствор перманганата калия. Прибавить в первый цилиндр немного разбавленной серной кислоты, во второй – воды, а в третий – концентрированный раствор гидроксида калия. Окраска растворов при этом не изменяется. Добавить во все цилиндры по 5 мл раствора сульфита калия и хорошо перемешать смеси стеклянной палочкой. В первом цилиндре мгновенно обесцвечивается раствор, во втором наряду с обесцвечиванием выпадает бурый хлопьевидный осадок, а в третьем – малиновая окраска переходит в ярко-зеленую.

Химик-волшебник.

А сейчас вам предлагаю

Явление химическое.

Но название у опыта

Чисто биологическое.

Объясните почему

Имя «Хамелеон»

Дано ему?

Химический хамелеон:

А – исходный малиновый раствор;

продукты реакции:

1 – бесцветный раствор;

2 – бесцветный раствор

с бурым осадком;

3 – ярко-зеленый раствор

Опыт «Волшебный кувшин»


В первый стакан поместить 10–20 мг гидросульфата натрия, во второй – столько же карбоната натрия, а в третий – несколько капель раствора фенолфталеина. Четвертый и пятый стаканы предназначены для эффектности опыта. Во все стаканы прилить по 1 мл воды, чтобы растворились соли. Стакан с гидросульфатом натрия надо отметить незаметно для зрителей. Взять чистый кувшин и налить в него воду из водопроводного крана. Далее во все стаканы поровну налить всю воду из кувшина. Затем только из четырех стаканов, оставив как бы случайно стакан с гидросульфатом натрия, влить «воду» обратно в кувшин. Затем вылить вновь из кувшина «воду» в четыре стакана: она будет уже окрашена в малиновый цвет. Тогда вылить содержимое уже всех пяти стаканов в кувшин. После непродолжительной паузы разлить «воду» из кувшина по стаканам, и она опять станет бесцветной.

Химик-волшебник.

Из волшебного кувшина

Наливается вода.

Посмотрите, как в сосудах

Происходят чудеса.


Опыт «Кровь без раны»


Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа(III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия KSCN c массовой долей 3%. Для демонстрации опыта используют тупой нож (можно использовать детскую посудку). Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия.

Химик-волшебник.

Вот еще одно развлеченье

(одевает белый халат).

Кто даст руку на отсеченье?

Жалко руку на отсеченье –

Тогда нужен больной

для леченья.

(Приглашает зрителя на сцену.)

Оперирую без боли,

Правда, будет много крови.

При каждой операции

Нужна стерилизация.

Помогите, ассистент

(обращается к ассистенту),

Дайте йод.


Ассистент. Один момент!

Химик-волшебник.

Йодом смочим мы обильно,

Чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент!

Нож подайте, ассистент!

(Химик-волшебник делает «надрез ножом», течет «кровь».)

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

А сейчас я вытру руку –

От разреза ни следа!

Химик-волшебник показывает зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филиппова Анна Васильевна, учитель биологии и химии II категории

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства