kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по литературе: «Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет …» (посвященное жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                      средняя общеобразовательная школа  с. Толстая Дубрава

Становлянского муниципального района Липецкой области

 

 

 

Внеклассное мероприятие

по литературе:

«Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет …»

(посвященное жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила:

                                                 учитель русского языка и литературы

                                                             Окорокова Ольга Васильевна

 

                                                             2014

Цель:  

- привитие любви к русской классической литературе;

- воспитание чувства гордости за великих людей России;

- воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к  чтению на примере изучения жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

Задачи: 
Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • Обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная;
  • Развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;
  • Формирование навыков публичного выступления.

Форма проведения: литературная гостиная.

Возраст участников: 14 – 15 лет.

Оформление класса:  портреты М.Ю. Лермонтова, выставка книг,  плакаты:

... моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.
                         М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня».

Зачем я не птица, не ворон степной, 
Пролетевший сейчас надо мной? 
Зачем не могу в небесах я парить 
И одну лишь свободу любить? 
                        М. Ю. Лермонтов. «Желание».

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические  слайды.

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе: «Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет …» (посвященное жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова) »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Толстая Дубрава

Становлянского муниципального района Липецкой области




Внеклассное мероприятие

по литературе:

«Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет …»

(посвященное жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова)

















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Окорокова Ольга Васильевна


2014

Цель:  

- привитие любви к русской классической литературе;

- воспитание чувства гордости за великих людей России;

- воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к чтению на примере изучения жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

Задачи: 
Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;

  • Обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная;

  • Развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;

  • Формирование навыков публичного выступления.

Форма проведения: литературная гостиная.

Возраст участников: 14 – 15 лет.

Оформление класса:  портреты М.Ю. Лермонтова, выставка книг, плакаты:

... моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.
М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня».

Зачем я не птица, не ворон степной, 
Пролетевший сейчас надо мной? 
Зачем не могу в небесах я парить 
И одну лишь свободу любить? 
М. Ю. Лермонтов. «Желание».

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические  слайды.





Ход мероприятия.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, мы собрались, чтобы поговорить о Великом поэте – М.Ю. Лермонтове .

Ведущий 2: Эпиграфом нашего мероприятия станут слова,

произнесенные однажды самим поэтом:

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Ведущий 1: Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Ученик 1: Константин Бальмонт. Лермонтов.

Опальный ангел, с небом разлученный,

Узывный демон, разлюбивший ад,

Ветров и бурь бездомных странный брат,

Душой внимавший песне звезд всезвонной.

На празднике – как призрак похоронный,

В затишьи дней – тревожащий набат,

Нет, не случайно он среди громад

Кавказских – миг узнал смертельно-сонный.

Где мог он так красиво умереть,

Как не в горах, где небо в час заката -

Расплавленное золото и медь,

Где ключ, пробившись, должен звонко петь,

Но также должен в плаче пасть со ската,

Чтоб гневно в узкой пропасти греметь…

Ведущий 2: М.Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Но прежде чем погрузиться в поэтический мир и насладиться его стихами, мы предлагаем совершить путешествие по страницам жизни поэта.

Презентация «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова"

1-я страница «Биография»

Ведущий 1: Родился Михаил Юрьевич в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых в городе Москва. Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось еще и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела (слайд 1,2).























Воспитывала Михаила Юрьевича его бабушка Елизавета Алексеевна в своем родовом поместье - деревне Тарханы. Бабушка очень любила своего внука. Когда он заболел, она сразу же повезла его на лечение на Кавказ.

Незабываемой была его поездка на лошадях через всю Россию и пребывание на Кавказе. Все, что видел мальчик в дороге - родные просторы России, природа Кавказа- навсегда запомнились и нашли свое отражение в будущем творчестве поэта. На Кавказе он впервые увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки (слайд 3,4,5).

Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален - играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи.

Ведущий 2: Обдумывая стихотворные строки, Лермонтов любил рисовать и по свидетельству его родственника Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он занимался профессионально живописью, то мог бы стать настоящим художником (слайд 6,7,8).

Все эти необыкновенные способности помогли поэту писать гениальные стихи, окрашенные разными красками и звучащими как настоящая музыка.

Ведущий 1: Когда Михаил Лермонтов закончил юнкерскую школу и впервые надел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука (слайд 9).

На нем мы видим гвардейца с правильными чертами лица: высокий лоб, строгие карие глаза, прямой правильный нос, щегольские усики над пухлыми губами. Глаза передают его задумчивое, часто грустное настроение.

Ведущий 2: Самым любимым поэтом для Лермонтова был А. С. Пушкин. За свободолюбивое стихотворение, посвященное смерти А. С. Пушкина, он был направлен на Кавказ, где шла война с горцами. Здесь он и был убит на дуэли (слайд 10,11,12).

Его стихи по сей день зажигают душу стремлением к добру, к красоте и жизни. Хотя они и полны грусти, за этой грустью жила его любовь к Родине.

Ведущий 1: 27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

“Погиб поэт, невольник чести…”

Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.


2-я страница «Творчество»

Ведущий 1: Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.

Ученик 2: стихотворение «Парус» (выразительное чтение)



Ведущий 2: В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

Ученик 3: стихотворение «Пророк» (выразительное чтение)




Ведущий 1: Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

Ученик 4: стихотворение  “Нищий”( (выразительное чтение)


Ведущий 2: Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась "тучка золотая"; оторвавшегося дубового листка.

Ученик 5: стихотворение «Утёс» (выразительное чтение)

Ученик 6: стихотворение «На севере диком» (выразительное чтение)



Ученик 7: стихотворение «Небо и звёзды» (выразительное чтение)


Ученик 8: стихотворение «Осень» (выразительное чтение)



Ученик 9: стихотворение «Тучи» (выразительное чтение)


Ведущий 1: У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в духовной жизни человека.

Ученик 1: стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Ученик 2: стихотворение «Дары Терека»» (выразительное чтение)

Ведущий 2: Но не всегда под влиянием картин природы у поэта "смиряется души тревога", не всегда "расходятся морщины на челе", не всегда сулят отдых "тихие долины". Вспомните стихотворение "Выхожу один я на дорогу": спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно. Вот одно из последних стихотворений поэта: оно написано в 1841 году.

Ученик 3: стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (выразительное чтение)

Ведущий 1: Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская среда, тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения "Бородино" является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил своё представление о лучших чертах человека из народа.

Ведущий 2: Родина и свобода – вот, что дороже собственной жизни, утверждает Лермонтов своей поэмой «Беглец», написанной на основе горской легенды, слышанной им на Кавказе. Но любовь к родине и свободе должна сочетаться с мужеством.

Ведущий 1: «Два великана» - стихотворение Лермонтова, где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г. 

Ведущий 2: Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

Ученик 4: стихотворение «Ангел» (выразительное чтение)



Ведущий 1: Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.

Ученик 5: стихотворение «Молитва» (выразительное чтение)


Ведущий 2: Послушай, быть может, когда мы покинем

Навек этот мир, где душою так стынем,

Быть может, в стране, где не знают обману,

Ты ангелом будешь, я демоном стану!

Клянися тогда позабыть, дорогая,

Для прежнего друга все счастия рая!

Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный,

Тебе будет раем, а ты мне вселенной.

Ведущий 1: Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины.

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки –

Ровесник новых и былых годов.

Ведущий 2: Мы благодарим всех за внимание и говорим до новых

встреч.



















































Вариант 1.


  1. Запишите год рождения М.Ю. Лермонтова.

  2. Запишите Ф.И.О. бабушки М.Ю. Лермонтова.

  3. Запишите место гибели М.Ю. Лермонтова.

  4. Запишите год, в котором М.Ю. Лермонтов начал писать стихи.

  5. Запишите, кто из русских художников нарисовал цикл картин на тему ,,Демон” по мотивам стихотворений М.Ю. Лермонтова?

  6. Запишите название журнала, в котором впервые были опубликованы стихотворения М.Ю. Лермонтова. Год публикации?

  7. Запишите название родового имения М.Ю. Лермонтова.

  8. Запишите места захоронения праха (тела) М.Ю. Лермонтова.

  9. Запишите имена (Ф.И.О.) трёх композиторов, положивших слова стихотворений М.Ю. Лермонтова на музыку.

10) Почему творчество М.Ю. Лермонтова считается незаконченным?

11*) Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на вопрос (оценивается отдельно):

,,Что общего между творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?”





Вариант 2.


  1. Запишите год смерти М.Ю. Лермонтова.

  2. Запишите год, в котором М.Ю. Лермонтов начал писать стихи.

  3. Запишите название журнала, в котором впервые были опубликованы стихотворения М.Ю. Лермонтова. Год публикации?

  4. Почему творчество М.Ю. Лермонтова считается незаконченным?

  5. Запишите название родового имения М.Ю. Лермонтова.

  6. Запишите место гибели М.Ю. Лермонтова.

  7. Запишите места захоронения праха (тела) М.Ю. Лермонтова.

  8. Запишите имена (Ф.И.О.) трёх композиторов, положивших слова стихотворений М.Ю. Лермонтова на музыку.

  9. Запишите Ф.И.О. бабушки М.Ю. Лермонтова.

10) Запишите, кто из русских художников нарисовал цикл картин на тему ,,Демон” по мотивам стихотворений М.Ю. Лермонтова?

11*) Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на вопрос (оценивается отдельно):

,,Что общего между творчеством А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?”




Ключ:

  1. Годы жизни поэта? (1814-1841).

  2. Год, в котором М.Ю. Лермонтов начал писать (,,марать”) стихи? 1828.

  3. Название журнала, в котором впервые опубликовали стихотворения М.Ю. Лермонтова? ,,Атеней”

  4. Год публикации? 1830.

  5. Название родового имения бабушки (Елизаветы Алексеевны Арсеньевой)? C. Тарханы (с 1917 г. – с. Лермонтово, Пензенской обл.).

  6. Место дуэли поэта с Николаем Соломоновичем Мартыновым? (подножие г. Машук).

  7. Места захоронения праха М.Ю. Лермонтова (1. Кавказ. 2. с. Тарханы.).

  8. Композиторы, положившие слова стихотворений М.Ю. Лермонтова на музыку?

  9. А)ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ,,Белеет парус одинокий” Б) РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич ,,Желание” В) ДАРГОМЫЖСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

  10. Кто из русских художников нарисовал цикл картин на тему ,,Демона” М.Ю. Лермонтова? МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ.

  11. Почему творчество М.Ю. Лермонтова считается незаконченным? Смерть на дуэли.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Окорокова Ольга Васильевна

Дата: 20.09.2014

Номер свидетельства: 114045


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства