Внеклассное мероприятие по истории, посвященное Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Воспоминания М.С.Чекменева
Внеклассное мероприятие по истории, посвященное Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Воспоминания М.С.Чекменева
Цели и задачи:
Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ее защитниками и их подвигами;
Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств, воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны;
Развитие творческих способностей детей, их умения работать в разновозрастном ученическом коллективе;
Формирование навыков нетрадиционной работы по предмету;
Повышение интереса к военной истории, литературе и музыке.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование (проектор, экран), столы для команд-участниц с бумагами и ручками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ. ВОСПОМИНАНИЯ М.С.ЧЕКМЕНЕВА»
Разработала: Классный руководитель
группы № 21 Тимкова И.Н.
Новочебоксарск
Внеклассное мероприятие по истории, посвященное Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Воспоминания М.С.Чекменева
Тимкова Ирина Николаевна, преподаватель
истории. ГАПОУ «Новочебоксарский поли-
технический техникум» Минобразования Чувашии
Цели и задачи:
Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ее защитниками и их подвигами;
Формирование у школьников нравственно-патриотических качеств, воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны;
Развитие творческих способностей детей, их умения работать в разновозрастном ученическом коллективе;
Формирование навыков нетрадиционной работы по предмету;
Повышение интереса к военной истории, литературе и музыке.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование (проектор, экран), столы для команд-участниц с бумагами и ручками.
Участники: в викторине могут принимать участие все желающие. Приглашаются учащиеся 1, 2 и 3 курса.
Порядок проведения.
1.Самостоятельная подготовка (участники заранее знакомятся с темами викторины).
2. Викторина.
3. Работа по группам над заданием.
4. Обсуждение ответов учащихся
5. Просмотр видеофрагментов с участием М.С.Чекменева – участником Великой Отечественной Войны.
6. Подведение итогов и награждение.
Ведущий представляет членов жюри, знакомит с правилами проведения викторины, критериями оценки, обращает внимание на то, что на вопросы необходимо отвечать как можно быстрее, так как время учитывается
Викторина сопровождается показом слайдовой презентации . Участники после совещания в группе записывают ответ на листе и передают в жюри.
Тема: “Даты войны”
Задание. Назовите даты начала и окончания Второй мировой и Великой Отечественной воин. (1 сентября 1939 года – 2 сентября 1945 года; 22 июня 1941 года – 8-9 мая 1945 года)
Тема: “Военно-политические блоки”
Задание. Назовите состав блока агрессоров (государства), развязавшего войну. (Нацистская Германия, фашистская Италия, милитаристская Япония)
Задание. Как назывался союз, возникший для борьбы с агрессором в годы войны? (Антигитлеровская коалиция – группа стран, объединившаяся против фашизма в годы 2мв)
Тема: “Периодизация Второй мировой войны”
Задание. Назовите даты и характеристики этапов периодизации.
(1 период. 1 сентября 1939 года – июнь 1942 года. Расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров.
2 период. Июнь 1942 года – январь 1944 года. Время перелома в ходе войны, инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции.
3 период. Январь 1944 года- 2 сентября 1945 года. Заключительный этап войны: превосходство стран антигитлеровской коалиции, разгром армий противника, кризис и крах правящих режимов государств-агрессоров.
Или
1 период. Сентябрь 1939 года – 22 июня 1941 года. Война в Европе, захват Германией и ее союзниками большей части Европы.
2 период. Июнь 1941 года – осень 1942 года. Вовлечение в войну СССР и США; развертывание боевых действий на советско-германском фронте, на Тихом океане, в Северной Африке.
3 период. Конец 1942 года – 1943 год. Коренной перелом в войне, переход стратегической инициативы к государствам антигитлеровской коалиции.
4 период. 1944 год – 2 сентября 1945 года. Завершающий этап войны: освобождение Европы; военный разгром Германии и Японии).
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (Битва за Москву)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (Блокада Ленинграда)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (коренному перелому в войне)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (взятию Берлина, Победе в Великой Отечественной войне)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение . (особому периоду Второй мировой войны – бомбардировке городов Японии Хиросимы и Нагасаки)
Задание. Назовите изображенные на слайде города-герои (Москва, Волгоград (Сталинград), Ленинград (Санкт-Петербург), Брестская крепость, Киев)
Задание. Назовите героев войны – защитников Москвы. Расскажите о них
Если это задание вызовет затруднение, то предлагается назвать тех, кто изображен на следующих слайдах
(Зоя Космодемьянская. Первая женщина-Герой Великой Отечественной войны, участница партизанского движения Подмосковья, ее подвиг описывался неоднократно.
Иван Васильевич Панфилов. С июля 1941 г. командовал 316-й стрелковой дивизией на Северо-Западном и Западном фронтах. В оборонительных боях под Москвой в октябре - ноябре 1941 бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под его командованием, удерживая рубеж обороны на волоколамском направлении, проявили массовый героизм. Виктор Талалихин. Военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант, Герой Советского Союза. Сбил 6 самолётов, одним из первых применил ночной таран.
Георгий Константинович Жуков. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне).
Задание № 1 группам. Необходимо написать названия услышанных песен и их авторов. В зале звучат записи песен военной поры и о войне. Например, “День Победы” (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова), “Священная война” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова), “Песня защитников Москвы” (сл. А.Суркова, муз. Б.Мокроусова) и др.
Задание № 2 группам. Необходимо найти в интернете материал по военной технике (группа № 1), воено-полевой кухне ( группа № 2), оборонительные укрепления (Группа № 3). Для этого группы определяют лидера.
5. Просмотр видеофрагментов с участием М.С.Чекменевым участником Великой Отечественной войны. Беседа с учащимися в конце просмотра.
Вот сочинение студента, которое написано в ходе интервью с участником войны:
Начать свое повествование мне хотелось бы с притчи, которая, мне кажется, очень подходит в качестве эпиграфа к моему сочинению.
«Умер человек. Его пес рядом лег и тоже умер. И вот душа человека стоит перед вратами с надписью «Рай» и рядом душа собаки. На вратах надпись: «С собаками вход воспрещен!». Не вошел человек в эти врата, прошел мимо. Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит. - Простите, уважаемый... - Петр я… - А что за этими воротами? - Рай. - А с собакой можно? Конечно! - А там, раньше, что были за врата? - В Ад. До Рая доходят только те, кто - не бросает друзей...
Михаилу Степановичу Чекменеву исполнилось семнадцать лет, когда прогремели первые взрывы, оповестившие о начале Великой Отечественной Войны. Ничего не подозревающий молодой Миша сидел с удочкой в руках на берегу речки. В его карманах находилось целых полторы сотни замечательных крючков для рыбной ловли, и он был невероятно счастлив. А какой в тот день случился богатый улов! Такого, вспоминает Михаил Степанович, у него больше не было за всю жизнь. Радостный и гордый, парнишка прибежал домой, он почувствовал себя кормильцем семьи. А там потрясение, страх, ужас и слезы в глазах матери: ВОЙНА!
Молодой Михаил, не знающий в те дни, таких слов, как смерть, боль утраты, ужасы войны, сразу поспешил в военкомат. «Помогите мне попасть на фронт!». А в ответ ему, что в Армию берут только комсомольцев. Миша тут же побежал в комсомольскую организацию и написал заявление. Через три дня он стал комсомольцем, и его зачислили в военное училище. Так началась военная служба молодого бойца.
Под Сталинградом Михаил Степанович провел ровно сорок два дня. Вот какая история случилась с ним. В ходе выполнения боевого задания, из роты численностью сто двадцать человек осталось в живых только восемь, в числе которых и наш герой. Поздно вечером командир собрал всех оставшихся солдат, чтобы дать распоряжение на следующий день. Предстоял очень серьезный бой с противником. И как раз в это время с тыла подъехала повозка с провизией и подарками для фронтовиков. В то время все девушки и женщины, которые находились в тылу, вязали для фронтовиков носки, варежки, шарфы и другие теплые вещи. Также были привезены обмундирование для солдат: шинели и сапоги. И вот командир нам говорит: «Бойцы, противник готовит на завтра наступление, наша задача состоит в том, чтобы создать видимость нахождения на месте роты не из восьми, а из ста человек! Если вы сможете сделать это, поднимите сами себе настроение, настроитесь на победу, и, самое главное, останетесь живыми и целыми!»
Призадумались тут солдаты, приуныли. Молодой Миша подошел к повозке с обмундированием, взял в руки шинель, стал ее примерять. Шинель была новая, только что сшитая на одной из швейных фабрик. Теплом и домом повеяло из этой шинели. Засунул руки в карман Миша и почувствовал в руках бумагу. Высунул бумажку и видит, что это какая-то записка, написанная на обыкновенном листке из школьной тетради. Раскрыл он листок и начал читать. Это писала девушка из города Кунгур, что на Урале. В записке было написано: «Уважаемый солдат! Желаю Вам побыстрее вернуться домой с победой!!!». И внизу написан адрес: г.Кунгур, ул.Уральская, 24. Шура Лошова. И тут Миша понял, что его кто-то ждет, им помогают, и мы должны выиграть завтрашний бой! Обрадовавшись, Миша понял, как можно поднять настроение своим друзьям. Он подошел к ним и сказал: «Ребята, вы понимаете, Шура нас ждет, мы завтра победим противника и обязательно навестим ее!» Все согласились с ним, а особенно его поддержал в ту минуту его друг из Узбекистана. Как точно звали узбека, Михаил Степанович не помнит, но помнит, что все его звали Гриша. И вот поклялись друзья друг другу, что если останутся живы, то обязательно навестят эту девушку с Урала и лично скажут ей спасибо за то, что она дала им надежду на спасение. Так они и поступили!
Михаил Степанович вспоминал: «Мы начали готовиться к завтрашнему бою. В первую очередь пошли собирать оставшиеся целыми пулеметы и автоматы, затем разложили их через каждые восемь метров, чтобы легче было завтра нам стрелять. Каждому приготовили банки с горючей смесью, чтобы кидать на танки. Мы теперь ничего не боялись, нам было не страшно, у нас появилась надежда и вера в победу. Впереди нас ждет Шура Лошова!
Большой радостью стало и то, что в четыре утра к нам пришла подмога, целых десять человек! И тут мы окончательно поняли, что в завтрашнем бою мы победим!»
Так оно и было. Целый день они стойко оборонялись от немецких танков, они смогли создать видимость роты, и в конце концов немецкие танки отступили!
После этого сражения Чекменев М.С. был награжден Орденом Отечественной войны.
Серьезное ранение головы получил Михаил Степанович в Сталинграде. Его отвезли в госпиталь, где он пролежал пятнадцать суток без сознания. После выписки из госпиталя, его отправили в оздоровительный батальон, где солдат обучали теории введения боя, искусству рукопашного боя и другим военным наукам. Окончательно выздоровев, Михаил решил навестить свою спасительницу на Урале. И они со своим другом Гришей поехали к ней. Когда они ее увидели, то очень удивились, какая она была маленькая и хрупкая, как фея. Они спросили: «Сколько тебе лет?» Она ответила, что шестнадцать. Показали ей записку, которую нашел Михаил Степанович в кармане шинели. И тут девушка покраснела и закрыла лицо руками. Молодые солдаты стали ее успокаивать и благодарить за спасение в ту памятную ночь под Сталинградом. После этой встречи друзья еще приходили к ней два раза, вместе гуляли по городу. После войны Михаил Степанович уже больше с Шурой не виделся.
После войны Чекменев М.С. был три раза в Сталинграде. Встречался со своими однополчанами на Мамаевом кургане.
Наша встреча проходила в стенах техникума, мне он запомнился как человек очень умный, серьезный, ответственный.. А напоследок он нам сказал такие слова: «Ребята, я желаю вам быть здоровыми, крепкими, быть внимательными и чуткими друзьями. Всегда помогайте друг другу. Никогда не забывайте о своих друзьях. И всегда выполняйте свое обещание, которое даете. Если дал слово, то держи его!». Вот какой фразой мне запомнился больше всего Михаил Степанович.
Обсуждение сочинения вместе с участниками внеклассного мероприятия.
5. Подведение итогов, по итогам жюри, команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает пятерки по истории.
Приложения
Встреча с участником Великой Отечественной Войны Михаилом Степановичем Чекменевым 18.02.2013 г.