kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие на тему: «Знакомство с важнейшими христианскими праздниками.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей нравственных смыслов и духовных ориентиров - важнейшая задача классного руководителя. В реализации этой задачи нельзя пройти мимо духовной традиции православия, на ценностных ориентирах которого сотни лет держалось русское общество.

Знакомство с важнейшими христианскими праздниками - одно из направлений изучения этой традиции. Предлагаемый классный час в форме ролевой игры содержит необходимый материал для знакомства с праздником Крещения Господня. Причем автор сознательно сделал акцент на выяснении не обрядовой, а духовной сути праздника.

Материал не содержит религиозной пропаганды, это лишь знакомство с православной традицией, разграничение языческого и православного в праздновании Крещения. Таким образом, речь идет не об обращении в религию, а о возвращении в культуру.

При составлении сценария автор исходил из идеи «обучая других, обучаюсь сам». Все ученики класса, кроме двух-трех знатоков, становятся учителями гостя из прошлого - Тимура, отвечают на его вопросы, поясняют суть празднования Крещения. Сначала учитель предлагает ответить на вопросы Тимура всем желающим. Дети отвечают без подготовки, говорят то, что знают сами. При этом важно создать атмосферу доверия, свободного общения, когда любой ребенок безбоязненно высказался бы по тому или иному вопросу, пусть его ответ будет неверным, но из ответа знатоков, из пояснения классного руководителя он узнает правильный ответ на вопрос.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: «Знакомство с важнейшими христианскими праздниками.» »





Традиции праздника Крещения




Внеклассное мероприятие на тему: «Знакомство с важнейшими христианскими праздниками.»









Классный руководитель

Л.К.Кобелева

Город Георгиевск







январь 2015

Формирование у детей нравственных смыслов и духовных ориентиров - важнейшая задача классного руководителя. В реализации этой задачи нельзя пройти мимо духовной традиции православия, на ценностных ориентирах которого сотни лет держалось русское общество.

Знакомство с важнейшими христианскими праздниками - одно из направлений изучения этой традиции. Предлагаемый классный час в форме ролевой игры содержит необходимый материал для знакомства с праздником Крещения Господня. Причем автор сознательно сделал акцент на выяснении не обрядовой, а духовной сути праздника.

Материал не содержит религиозной пропаганды, это лишь знакомство с православной традицией, разграничение языческого и православного в праздновании Крещения. Таким образом, речь идет не об обращении в религию, а о возвращении в культуру.

При составлении сценария автор исходил из идеи «обучая других, обучаюсь сам». Все ученики класса, кроме двух-трех знатоков, становятся учителями гостя из прошлого - Тимура, отвечают на его вопросы, поясняют суть празднования Крещения. Сначала учитель предлагает ответить на вопросы Тимура всем желающим. Дети отвечают без подготовки, говорят то, что знают сами. При этом важно создать атмосферу доверия, свободного общения, когда любой ребенок безбоязненно высказался бы по тому или иному вопросу, пусть его ответ будет неверным, но из ответа знатоков, из пояснения классного руководителя он узнает правильный ответ на вопрос.

Выслушав всех желающих, учитель дает слово одному из знатоков, который, резюмируя все сказанное другими, дает ответ со ссылкой на авторитет Церкви.

При недостатке времени на подготовку знатоков учитель может сам прочитать их слова из сценария, предварив их словами: «А вот как отвечают на этот вопрос знатоки церковной традиции».

Цели: расширить представление детей о православии; дать сведения о духовной сущности праздника Крещения; развивать интерес к изучению христианских традиций; способствовать воспитанию уважения к духовному опыту предков; способствовать духовному становлению личности школьников.

Подготовительная работа:

1. Подготовить одного ученика на роль Тимура, объяснить, что его задача - задавать вопросы, побудить детей к высказыванию. Задав вопрос, выслушав высказывания, Тимур ждет, когда учитель или знаток резюмируют ответы, тогда может задавать следующий вопрос, это позволит избежать заорганизованное™, создаст атмосферу непринужденности и непосредственного общения. Можно вместе с Тимуром выбрать еще 2-3 членов его команды, представив их как «Тимур и его команда», разделить между ними вопросы.

2. Подготовить 2-3 человек на роль знатоков христианских традиций, объяснить им, что их роль - выступать с авторитетным мнением, когда все желающие выскажутся по вопросу.

3. Подготовить 4 знатоков, которые прочитают или перескажут тексты информационного блока по материалам сценария. Обратить внимание на дикцию, выразительность интонации.

Оформление: выставить фотографии с празднования Крещения, освящения воды и т. п.

План классного часа

I. Вступительное слово «Возвращение к истокам».

II. Ролевая игра «Гость из прошлого».

III. Воспитательная ситуация «Герой и праведник».

IV. Традиции и обычаи праздника Крещения. (Информационный блок).

1. Христианские традиции праздника.

2. Языческие традиции праздника.

3. Народные приметы и поверья.

V. Заключительная беседа.

VI. Подведение итогов (рефлексия).







Ход классного часа

I. Вступительное слово «Возвращение к истокам»

Классный руководитель. Дорогие ребята, вот и подходят к концу Святки - веселые дни после Рождества Христова. В эти дни принято не только веселиться, но и посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, подавать милостыню.

В нашей стране сейчас возрождаются христианские традиции, утраченные за долгие годы безбожия.

Так случилось, что многие бабушки, которые были пионерками, уже не могут рассказать внукам о том, чем жили, во что верили многие поколения их предков, почему Русь называли святой. А ведь раньше об этом знал каждый ребенок, потому что святость на Руси была идеалом, к которому все стремились. И эта святость была связана с православием, религией, которую исповедовали наши предки на протяжении тысячи лет. Православие стало основой Русского государства, основой русской культуры. Мы станем богаче и сильнее, если будем следовать вере, знать традиции своего народа, если прикоснемся к истокам русской культуры.

II. Ролевая игра «Гость из прошлого»

Классный руководитель. Ребята, сегодня мы будем говорить об одном из самых древних праздников православной церкви.

Но сначала позвольте представить вам нашего гостя из прошлого. Знакомьтесь, Тимур (правда, без команды) - герой повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Он оказался в нашем городе, где не был почти полвека, и многое его здесь поразило, многое вызвало вопросы. Чтобы найти на них ответ, он и заглянул к нам на классный час.

- Уважаемый Тимур, что вас так удивило в нашей нынешней жизни?

Тимур. Да вот только что вернулся из поселка, где когда-то была наша дача. Там на речке какая-то странная прорубь. Думал- думал, так и не отгадал, зачем ее могли вырубить. Может, рыбаки? Но почему в виде креста?

Классный руководитель. Ребята, может быть, кто-нибудь ответит Тимуру, кто и для чего вырубил во льду прорубь в виде креста?

(Учитель дает детям высказаться. В конце предоставляет слово знатоку, который кратко и точно отвечает на вопросы.)

Знаток 1. Эту прорубь подготовили для праздника Крещения Господня. Возле этой проруби (она называется иорданью) священники будут совершать торжественное богослужение и освящать воду в реке в день праздника. После богослужения возле этой проруби люди будут омываться священной водой, а самые смелые даже искупаются.

Тимур. Понятно. Мы были пионерами и ничего об этом празднике не знали.

Классный руководитель. Ау нас сейчас о Крещении знает каждый школьник - ведь это история и традиции нашего народа. Их нужно уважать. Правильно я говорю, ребята?

(Ответы детей.)

Тимур. Ну ладно, пусть тогда мне ваши школьники и расскажут, зачем в праздник Крещения в проруби купаться. Может, для закаливания? В наше время это тоже было модно: «Закаляйся, как сталь!»

Классный руководитель. Нет, Тимур, люди омываются водой из проруби совсем не для закаливания.

Тимур. А для чего?

Классный руководитель. Послушаем, что на это ответят школьники.

(Учитель дает детям высказаться. В конце предоставляет слово знатоку, который кратко и точно отвечает на вопросы.)

Знаток 2. Нужно знать, что в день Крещения, 18 и 19 января, вода в проруби не простая, а святая. Поэтому и действует она очистительно - как тело омывается и очищается водой, так и душа человека очищается от греха, если он покается и уверует во Христа. Церковь учит, что освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Считается, что святая вода отгоняет злых духов и гасит пламя страстей - вот почему ею окропляют жилище и вещи. На Руси с давних времен верили, что в день Крещения вода приобретает особые целительные свойства: во время купания в проруби нельзя простудиться, вода убережет человека от болезней, порчи и сглаза.

Тимур. А почему именно в эти дни вода становится святой?

Классный руководитель. Кто знает, отвечайте...

(Дети высказываются.)

Знаток 3. В эти дни православные христиане отмечают Крещение Господне - праздник, который установлен в честь крещения Иисуса Христа. Когда ему исполнилось 30 лет, он пришел на реку Иордан и принял святое крещение от Иоанна Крестителя. В этот День Христос освятил собою воду. У нас на Руси верили, что в ночь на Крещение вода во всех источниках освящается сама собой, даже там, где не было церковных молитв, поскольку в эту ночь сам Христос вновь окунается в нее. И если в полночь прийти к проруби, то можно увидеть, как спокойная гладь воды вдруг всколыхнется и по ней пройдет волна. Это означает, что свершилось таинство сошествия в воду Сына Божьего. А на человека, ставшего свидетелем чуда, снисходит благодать.

Тимур. А-а! Вот почему моя бабушка зимой ходила на речку, кажется, в ночь на Богоявление и водичку домой приносила - Богоявленскую. Но моя бабушка темная была, наверное, не знала, как праздник правильно называется.

Классный руководитель. Нет, скорее всего, это вы, пионеры, темными были, не знали ни обычаев, ни веры своего народа. Ребята, правильно ли бабушка называла праздник Крещения Богоявлением?

Знаток 1. Крещение Господне - один из самых древних праздников христианской Церкви. Древнее название праздника - Епифания - явление, или Теофания - Богоявление. Вот как об этом повествует Евангелие: когда Иисус Христос вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя и послышался с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так во время крещения Господня людям явилась Святая Троица: Бог Отец - гласом с небес, Бог Сын - Иисус Христос и Бог Дух Святой - в виде голубя. Отсюда и древнее название этого праздника - Богоявление.

Тимур. Понятно, значит, Богоявление - это другое название праздника Крещения. Но непонятно вот что. Вода в реке Иордан освятилась оттого, что в нее вошел Иисус Христос. А сейчас как освящается вода?

Классный руководитель. Это трудный вопрос, но может быть, есть желающие на него ответить?

(Дети высказываются.)

Знаток 2. В день Богоявления совершается Великое водоосвящение. Это торжественная служба с чтением Евангелия и святых молитв. Великое водоосвящение совершается всего два раза в году: первый раз за день до праздника, 18 января, эта вода называется «вечерняя вода», второй раз в день праздника. После литургии совершается крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого крестного хода освящается вода, которая называется «крещенская вода».

Тимур. Ага, я что-то слышал, эта вот крещенская вода самая сильная и есть, правильно?

Классный руководитель. Кто ответит?

(Дети высказываются.)

Знаток 3. Мы задавали этот вопрос священнику, и он нам ответил, что уже тысячу лет в православной церкви водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в эти дни совершается одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Тимур. А что в ней особенного, в этой воде?

Классный руководитель. Ну, на этот вопрос у нас могут все ответить!

(Дети высказываются.)

Знаток 1. Церковь считает, что святая крещенская вода обладает особыми целебными свойствами. Принимаемая с верой и молитвой, она врачует наши телесные болезни, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов, вот почему окропляют святой водой жилище и вещи. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больному в бессознательном состоянии, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Тимур. Да чепуха это все! Я однажды в жару случайно глотнул бабушкиной святой воды, так, наоборот, ангиной заболел!

Классный руководитель. Может быть, кто-нибудь объяснит, почему так случилось?

(Дети высказываются.)

Знаток 2. Наверное, дело в том, что чудесное исцеление от святой воды получают только те, кто приемлет ее с верой и молитвой, кто искренне хочет изменить свою жизнь, покаяться и спастись.

Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства. Чтобы святая вода принесла пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Кстати, замечено, что при благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время, но может и потерять свои целебные свойства в руках человека недостойного.

В общем, святая вода - это чудо природы, и до сих пор это чудо не нашло научного объяснения.

Тимур. Да наука все давным-давно объяснила! Нам на уроках химии рассказывали, что святая вода не портится, благодаря ионам серебра, которые попадают в воду при освящении ее серебряным крестом.

Классный руководитель. Хорошо, тогда предлагаю тебе решить такую химическую задачку: сколько ионов серебра содержится в одном литре крещенской воды, если водоосвящение происходило на Волге, ширина которой в этом месте составляет 300 м, глубина - 20 м, скорость течения - 3 м/с, общее время нахождения креста в реке составляло одну минуту, а крест, которым сельский батюшка совершал обряд, был деревянным?

Тимур. А вода в Волге освятилась?

Классный руководитель. Освятилась!

Тимур. Тогда сдаюсь, я эту задачку не решу. Но мне все равно эта вода не нужна - у меня и грехов никаких нет. А со здоровьем все в порядке: не нужны мне микстуры - я люблю физкультуру!

Классный руководитель. Получается, что ты праведник? Человек безгрешный?

Тимур. Ну да, может, и праведник. Вы что, не знаете, что я самый настоящий положительный герой, образец для подражания, с меня все пример брали, сочинения обо мне писали. Я идеал целого поколения.

III. Воспитательная ситуация «Герой и праведник»

Классный руководитель. Ребята, Тимур утверждает, что у него нет грехов, получается, что он праведник. Вот как определяет значение этого слова В.И. Даль: праведник, праведница, праведно живущий; во всем по Закону Божьему поступающий, безгрешник.

- Все вы помните повесть А. Гайдара, как вам кажется, можно ли главного героя назвать праведником? Всегда ли он поступал по Закону Божьему? Напомню, что две главные заповеди этого закона касаются любви к Богу и любви к ближнему.

Примерные высказывания детей:

1) Героя книги можно назвать праведником:

- он был умный, сильный, но скромный, его уважали ребята;

- он делал много добрых дел - организовал ребят, чтобы помогать старикам, помог Жене встретиться с отцом, проучил хулигана Квакина;

- он уважал старших, помогал слабым, был аккуратным, подтянутым, делал зарядку, закалялся;

- он все делал правильно.

2) Героя книги нельзя назвать праведником:

- праведник живет по Закону Божьему, а Тимур этого закона не знал, не знал заповедей, даже не задумывался о Боге, поэтому нельзя сказать, что любил его;

- и с Квакиным он поступил жестоко, он с ним говорил высокомерно, презрительно, унизил его в глазах всего поселка, в этом мало любви к ближнему;

- Тимур взял на себя роль судьи, насильно запер квакинцев в сарае, в наше время его бы могли привлечь к суду за насилие и произвол.

Классный руководитель. От себя добавлю. Автор повести А. Гайдар не раскрыл внутреннего мира героя, поэтому неизвестно, какими мотивами руководствовался Тимур, оказывая помощь другим. Может быть, это было тщеславие, желание командовать? А может быть, чувство превосходства, гордыня? Эти качества не свидетельствуют о праведности.

- А о чем, по-вашему, может говорить заявление нашего гостя, что у него нет грехов?

(Дети высказываются.)

Действительно, это самодовольство может говорить только о том, что наш гость не хочет видеть своих недостатков (а они есть у каждого!). На Руси всегда было наоборот - чем человек праведнее, тем самокритичнее, тем больше он видит в себе недостатков, тем более он недоволен собой.

IV. Традиции и обычаи праздника Крещения

1. Христианские традиции праздника

Тимур. Да, может быть, вы и правы! Ну ладно, воды я на всякий случай наберу, а что с ней делать? Как вообще вести себя во время этого праздника? Слышал, какие-то обычаи есть, гадания, гулянья.

Классный руководитель. Об этом расскажут (имена, фамилии). Они подготовили информационно-игровой блок сегодняшнего классного часа.

Знаток 4. На Руси Рождество и Крещение Господне сопровождаются богатым выбором обрядов, гуляний, примет. Тут смешались за две тысячи лет и языческие, и православные обычаи, к которым надо относиться очень осторожно.

Я расскажу о христианских обычаях празднования Крещения Господня. Этот праздник начинается с Крещенского сочельника - так называется день накануне Крещения. Крещенским сочельником заканчиваются Святки, праздничные дни после Рождества Христова. В знак знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников - елки, елочке украшения.

В сочельник установлен строгий пост, как и в Рождественский сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагается трапезничать только вареной пшеницей (или рисом) с медом - сочивом, отсюда и название этого дня. Конечно, не допускаются никакие увеселения и гулянья в ночь перед Крещением.

Нельзя и гадать: по правилам Церкви всякого рода гадания «в крещенский вечерок» и другие дни - грех, осквернение святого дня и себя.

В Крещенский сочельник после утренней службы происходит первое Великое освящение воды. Второй раз вода освящается уже в сам праздник Крещения, 19 января. По своим целебным свойствам это одинаковая вода, она освящается по одному и тому же чину. Верующие приходят в храм, участвуют в праздничном богослужении, набирают святой воды, чтобы хватило на целый год. В это время не следует ругаться, вести себя дерзко, пробираться без очереди. Лучше, когда ожидаешь, привести свои мысли в порядок, отвести от себя дурные помыслы. Крещенская вода может храниться в течение года. Она не портится, поэтому в холодильник ее ставить не нужно. Если воды не хватит, можно ее добавить в обыкновенную, неосвященную воду, тогда и она вся освятится. Хранить святую воду следует в красном углу возле икон.

Пьют крещенскую воду натощак, даже если человеку предписан прием лекарств на голодный желудок, сначала принимают святую воду, а потом уже препараты. Но сначала следует помолиться, попросить благословения у Бога на день. Правда, бывают исключения для больных. Нередко духовники рекомендуют им пить крещенскую воду по ложечке каждый час. Ею можно также умывать больного и кропить его постель. Пьют крещенскую воду по чуть-чуть. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, особенно когда ее принимают с верой. Ею также окропляют жилище.

Как велико всегда было значение этого праздника на Руси, сопровождаемого освящением воды, видно из слов одного чужеземца, который писал, что число народа, собиравшегося в день Богоявления на Москву-реку, доходило до четырехсот тысяч человек.


2. Языческие традиции праздника

Знаток 5. Наши предки-язычники боготворили стихии - неведомые силы природы. Одной из таких стихий была вода - вечная кормилица-мать и благодетельница. Это почитание воды соединилось с памятью о крещении Иисуса Христа в палестинской реке Иордан. Таким образом, с христианским религиозным событием наши предки связали и свои языческие верования, назвав праздник Крещения Господня Водокрестием, Водокрещами.

В часы Крещенского сочельника в деревнях совершали изгнание нечистой силы - ставили мелом кресты на дверях и окнах, в ночь на Богоявление парни на лошадях носились по дворам, били метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом.

В селах Белоруссии в крещенскую ночь вязали веревкой ножки стола, чтобы лошади не хворали и были в рабочую пору сытыми.

В Крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили с ними в морозную ночь кликать суженого, кидали сапожки, старались узнать свою судьбу по сиянию звезд на небе, по погоде, по тому, как высоко поднялась вода в устроенной иордани.

Много было примет, связанных с крещенским снегом.

Так, например, снег, собранный со стогов, якобы мог выбелить всю холстину, этот же снег брошенный в колодец, давал подспорье даже в самое засушливое лето, этим же снегом исцеляли разные недуги. В Белоруссии, кроме того, собирали еловые ветви, которыми принято было украшать иордань, и хранили их около образов, как вербу, чтобы окуривать, для изгнания нечистой силы, свои хаты, бросали по амбарам от крыс и мышей и, настояв на них воду, поили лошадей, чтобы они не надорвались в работе.

3. Народные приметы и поверья

Знаток 6. А я расскажу о народных приметах, связанных с Крещенским сочельником. Можно сказать, что это прогноз на урожай будущего года. Запоминайте. (Читает приметы, комментирует.)

• Если в этот день метель, снег или поземка - быть урожаю.

• Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.

• Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи.

• На Богоявление день теплый - хлеб будет темный (то есть густой).

• На Богоявление снег хлопьями - к урожаю; ясный день - к неурожаю.

• В Крещение в полдень синие облака - к урожаю.

• Коли прорубь в иордани полна воды, разлив будет большой.

• Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, это к плодородию ягнят.

• Воробьи расчирикались в крещенский день - к оттепели.

• Звездная ночь на Крещение - урожай на горох и ягоды.

Этим приметам можно верить, ведь это не гадания, а результат тысячелетнего народного опыта. Кто не верит в правильность этих примет, запомните, какая будет погода в ночь на Крещение, и проверьте, сбудется ли народная примета!

V. Заключительная беседа

Классный руководитель. Ну что, Тимур, все ли ты узнал об обычаях и традициях праздника Крещения?

Тимур. Да вроде достаточно, чтобы не чувствовать себя иностранцем в своей собственной стране. Спасибо вам, ребята, за информацию. Разрешите откланяться. Мне пора. Желаю вам быть активными, прогрессивными, спортивными и позитивными.

Классный руководитель. Спасибо.

(Тимур выходит из класса.)

Сегодня мы знакомились с традицией празднования древнего христианского праздника Крещения, вспоминали события библейской истории, обычаи древней Руси.

- Нужно ли это нам, современным людям? Ведь наша повседневная жизнь вроде бы далека от этих событий.

(Дети высказываются.)

Примерные ответы детей:

- Нужно знать для общей культуры.

- Для того чтобы чувствовать себя русским.

- Чтобы ощутить связь поколений.

- Чтобы рассказать другим, которые не знают.

Классный руководитель. Тысячу лет наш народ был православным, верил в христианские истины, жил по евангельским заповедям, строил свою святую Русь. Идеалом для миллионов людей была святость, к которой все стремились. Много веков эта вера давала нашему народу силы в годы тяжких испытаний, хранила его от вырождения и одичания.

Сейчас многие люди возвращаются к этим идеалам, изучают традиции и веру своих отцов, видя в этом спасение России.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш классный час подошел к концу. Сегодня многим из вас пришлось выступить в роли учителей. Один известный профессор как-то сказал, что лучше всего он понял сложные вещи, когда стал объяснять их студентам. Сработал принцип: обучая других, лучше понимаю сам. Может быть, с кем-то из вас сегодня тоже произошло нечто подобное?

- Узнали, поняли, сделали открытие?

- Довольны ли вы своим участием в разговоре?

- Чье выступление вам больше всего понравилось?

- Хорошо ли исполнил свою роль Тимур?

- Что бы вы хотели пожелать себе?

(Дети высказываются.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кобелева Людмила Константиновна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства