Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Молодец в кафтане, девица в сарафане" »
Театрализованное представление
«Молодец в кафтане, девица в сарафане»
Цели:
Познакомить детей с историей и символикой русского народного костюма.
Воспитывать интерес детей к национальному творчеству.
Формировать у учащихся уважение к историческому и культурному наследию русского народа.
Оборудование:макет печки, самовар, горшки, чугунки, самовар, ухват, русские народные костюмы, презентация «Русский народный костюм», презентация классного журнала «Русская краса», музыкальное сопровождение.
Ход праздника:
Ученик1. Часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Ученик2. Есть в природе русского народа
Вечные, особые черты.
Не берут их годы и невзгоды.
Ни капризы, ветреные моды –
От души они, от доброты.
Ведущий 2. Здравствуйте, люди добрые! Милости просим! Если величать, тона пороге встречать!
Ученик3. Гость, войди! Традиций не нарушим,
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье,
Хлебосольство и открытый дом.
Хозяин (подходит к макету печки). Главное в русском доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый пар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают.
Хозяйка. Русская печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку 3 чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачи для малых детушек. А детей даже иногда купают в печке – настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в пенном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.
Ведущий1. Собрались сегодня у нашей печки и стар, и млад, чтобы старинные песни послушать, умение свое показать.
Мальчик. В старину говорили так: «Печь нам, что мать родная», «На печи зимой красное лето».
(Две девочки заняты делом: одна вяжет, другая вышивает.)
1 девочка. А ещё говорили: "Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник". 2 девочка. "Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."
Хозяйка. "Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле - сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять - работать некогда будет, можно остаться и без рубашки."
Хозяин. А гости-то у нас нарядные какие! У девочек яркие сарафаны, у мальчиков – рубахи.
Ведущий 1. Трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И тем не менее, наши далекие предки одевались красиво.
Ведущий 2. В старину по тому, как был одет человек, можно было безошибочно определить, откуда он родом. Каждая губерния России имела свой особый костюм, не похожий на другие, но в то же время, в нем обязательно присутствовали общерусские черты.
Хозяйка. Расскажите нам, ребята, о русском костюме.
1 мальчик. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Рубаха имела разрез посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком.
2 мальчик. Кушак (пояс) служил оберегом. Действие оберега усиливалось орнаментом. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белые и красные цвета.
3 мальчик. Красный цвет в народном искусстве был символом земного плодородия и самого солнца. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи.
1 девочка. Женский костюм был двух видов – понёвный.
2 девочка. И сарафанный.
1 девочка. Основу обоих составляла рубаха. Рубаха (сорочка) была длиной до пола. Кроилась она из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные "полики - прямоугольные или клиновидные вставки. По сравнению с мужской сорочкой ворот, рукава и подол женской украшались вышивкой гораздо богаче.
2 девочка. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды.
3 девочка. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам.
4 девочка. Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, состоящую из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку (она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой)), пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор. (в южных районов Нижегородского края)
5 девочка. Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной обуви. (в северных районов Нижегородского края)
6 девочка. Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству.
7 девочка. Замужние женщины, проживавшие в северных районах Нижегородского края в праздничные дни надевали кокошники или повои. На юге области предпочитали сороки и кички.
8 девочка. Головные уборы украшались жемчугом, бисером, золотыми и серебряными нитями. В будние дни женщины носили платки. Девушки надевали на голову повязки или атласные ленты.
Ведущая 1. Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. А ведь нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство.
Ученик. Раздайся, народ, меня пляска берет,
Пойду, попляшу, на людей погляжу.
Исполняется танец
Ученица. Что за пляска без частушки,
Запевайте, хохотушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Девочки исполняют частушки.
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Я пойду плясать, Хоть и маленькая.
Как надену я рубаху И понёву синюю. Вы такую девочку Не сыщете красивую.
Я девчонка озорная, На мне рубаха расписная. Сорока золоченая И юбочка парчовая.
Нижегородские девочки, Девочки - припевочки. Сарафаны новые А сами чернобровые.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
В горницу входит старушка Егорьевна.
Ведущий 2. Егорьевна, что интересного припасла для нас?
Егорьевна. Я зимою в горнице посиживаю, у печки, а весною на завалинке сижу, на народ гляжу, все запоминаю, в корзинку собираю.
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей, погляжу.
(Егорьевна загадывает загадки)
1. Сделана из кирпича,
Топят – очень горяча.
Со мной в доме жарко.
Грейтесь, мне не жалко.
2. Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
(Кокошник)
3. Если дождик будет капать,
На дороге - лужи, слякоть,
Грязь - не вытянешь ноги,
Что наденешь? (Сапоги)
4. Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе... (платочек)
5. Надену - ободом сведёт, Сойму – змей упадёт. Тепла не даёт. А без него холодно. (Пояс)
Егорьевна. Ай да молодцы! А без чего, ребятушки, не обходится ни один праздник на Руси?
Дети (хором). Без русской народной игры.
Егорьевна. Верно. Недаром говорится: русская игра дух бодрит! Поиграем!
Эстафета с шалями
Егорьевна. У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Игра «Русский платок»
Егорьевна. Хороша была игра,
Нас потешила она.
Ведущий 1. Как быстро пролетело время возле нашей печки. Пора прощаться…
Ведущий 2. Сегодня мы посвятили праздник народному костюму не случайно. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, тем больше раскрываются сокровенные тайны жизни русского человека.
Крайнов Родион рассказывает стихотворение собственного сочинения.
Ведущий1.Народный костюм живёт и сегодня. В России действуют музеи с экспозициями народного костюма. Русскую национальную одежду используют как сценический костюм в фольклорных ансамблях. Существуют центры декоративно-прикладного творчества, где обучают изготовлению традиционного костюма.
Ведущий2. Черты народного, национального, традиционного проявляются и в современной одежде. Благодаря чему она становится самобытнее и роднее. Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту.