Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новоузенска
Саратовской области».
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
«И на солнце бывают пятна»,
посвященная Международному
дню толерантности.
Автор: учитель истории
I квалификационной категории
МОУ СОШ №1 г.Новоузенска
Абрашко Татьяна Владимировна
Новоузенск 2016
Пояснительная записка
В последние годы в России получило широкое распространение понятие «толерантность». В современном обществе данная категория имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка процесса патриотического воспитания, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур.
Актуальность темы: Особую значимость формирование установок толерантного сознания приобретает сегодня в Российском государстве, в силу его полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения. Его конституционным основанием является единая Российская нация, соединившая в себе разнообразие более 160 этносов. В Российской Федерации представлены конфессии всех традиционных религий. Саратовское Поволжье – это исконно многонациональный край, на территории которого проживают представители разных национальностей, с разным вероисповеданием, традициями, обычаями. Для того чтобы оставаться регионом стабильности нам важно воспитывать в себе терпимость к иному образу жизни.
В документах Министерства образования Российской Федерации, и федеральных и региональных, необходимость воспитания установок толерантного сознания у молодежи «звучит» достаточно устойчиво. Так, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики в сфере образования называется
«гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры…». Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. настаивает на том, что система образования призвана обеспечить формирование у детей и молодежи
культуры межэтнических отношений.
Методическая разработка классного часа: «И на солнце бывают пятна» – мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября и проводится в форме круглого стола.
Данное мероприятие учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия. Такой классный час поможет сплотить классный коллектив; развить умения учащихся общаться, будет способствовать развитию толерантного отношения к друг – другу.
Формирование толерантности обучающихся предполагает решение ряда задач:
- выявление основных качеств, являющихся ядром толерантной личности;
- создание атмосферы дружелюбия и симпатии;
- умение работать в группе;
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Формирование ключевых компетенций:
- социальных компетенций:
- умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
- умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;
- приобретение навыков осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки.
Цели и задачи мероприятия
Цели:
улучшение психологического климата в классе;
создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению);
повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности;
продолжить формирование классного коллектива.
Целевая аудитория и время проведения: классный час рассчитан на учащихся 10-11 классов. Так как он приурочен к календарному дню, его целесообразно проводить накануне, в конце октября или после каникул в начале ноября.
Форма и методы проведения мероприятия: круглый стол.
В ходе мероприятия применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.
Применяемые методические приемы:
- Обозначение проблемы и нахождение путей ее решения.
- Организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций.
- Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с неадаптированными источниками, обобщение.
- Рефлексия.
Оборудование и дополнительные наглядные материалы:
компьютер, мультимедийные слайды по теме; атрибутика для проведения игры «Фигура», «Волшебная лавка».
Мероприятие состоит из следующих этапов:
- Подготовительная работа;
- Разминка - игра «Фигуры»
- Обсуждение притчи о Рабби Зусси.
- Проведение беседы с обучающимися
- Игра «Волшебная лавка»
- Проведение тестирования «Насколько вы терпимы»
- Обсуждение притчи «Ладная семья»
- Подведение итогов занятия
- Рефлексия – упражнение «Техасское объятие»
Планируемые результаты:
- актуализация проблемы формирования толерантного сознания молодежи в образовательной среде;
- проведение Дня толерантности станет традиционными и ляжет в основу разработки комплекса мероприятий, объединенных идеей воспитания толерантности;
- уменьшение проявлений межличностной, этнической, религиозной, политической и т.п. нетерпимости в образовательном пространстве.
Список используемой литературы:
1. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник- 2010 г. № 6.
2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
3. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2011. – № 44.
4. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2011. – № 7.
5. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2012. – 132.
Информационные, электронные ресурсы:
1.Википедия – свободная энциклопедия:http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
2 Сайт «Толерантность: декларация принципов»: http://www.tolerance.ru/
Приложение: сценарий мероприятия.
Классный час на тему "И на солнце бывают пятна..."
Цели:
улучшение психологического климата в классе;
создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению);
повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности;
продолжить формирование классного коллектива.
Оборудование: компьютер, мультимедийные слайды по теме; атрибутика для проведения игры «Фигура», «Волшебная лавка».
Форма проведения: диалог, круглый стол.
Ход занятия
I. Разминка.
Добрый день, ребята, мои дорогие десятиклассники и одиннадцатиклассники!
Предлагаю начать наше общение с разминки.
Игра «Фигуры»
Условие: все указания выполняются сразу, без дополнительных объяснений. Ученикам предлагается придерживаться одинаковых инструкций, работая с одинаковыми листами бумаги. Разделить лист на 4 части, срезать верхний правый угол, составить фигуру пополам, закруглить ножницами острый угол, составить фигуру пополам, отрезать прямой угол, развернуть лист, рассмотреть полученную фигуру. С чем она ассоциируется? Почему полученные фигуры отличаются, все же выполняли одинаковые действия?
Учитель. Фигуры, полученные в результате упражнения, получились разными, ибо все мы разные. Каждое произнесенное слово по-разному воспринимается и пробуждает в нас различные эмоции и реакции. От того, что фигуры неодинаковые, общая картина только выиграет - она становится более разнообразной. Так же различаются люди - внешностью (раса, кожа, пол, возраст, фигура и т.д.) и внутренним миром (характер, мировоззрение, вера, политические взгляды, культура, образование и т.д.). Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более или менее присущи каждому человеку. Различия, которые существуют между людьми, являются предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество общества зависит от того, как уживаются друг с другом люди, которые его составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и поддерживают друг друга ради общей цели
Без диалога очень сложно понять друг друга, поэтому мне очень бы хотелось чтобы сегодня у нас получился продуктивный диалог.
Занимайте места, усаживайтесь поудобнее. (учащиеся сидят полукругом в центре класса)
II. Сообщение темы занятия.
Тема нашего занятия: “И на солнце бывают пятна…”. ( 1 слайд)
- Как вы понимаете эти слова?
- Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – это недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить. Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси.(Рассказывает подготовленный ученик.) ( 2 слайд)
Притча.
Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Вопросы для беседы:
Как вы поняли притчу?
Какой вывод вы сделали для себя?
Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
Хотели бы вы изменить себя?
Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире и согласии с собой и окружающими, быть счастливее.
- Что такое счастье в вашем понимании?
- Какого человека можно назвать счастливым?
На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
Вы, наверное, слышали поговорку: “Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает”. Предлагаю вам послушать стихотворение В. Берестова. (читает подготовленный ученик) (3 слайд)
* * *
Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.
Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтобы не забыться, спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.
Он никому на свете не мешал.
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.
Вопросы для беседы:
Что произошло с героем данного стихотворения?
Почему поэт пишет: “Вся жизнь его теперь была ошибкой?”
Как бы вы поступили на месте героя, совершившего ошибку в жизни?
Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей?
Вывод: Нужно учиться вовремя замечать свои ошибки, быть терпеливым, слушать замечания взрослых, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
“Лишь та ошибка, что не исправляется.”
III. Определение понятий:
“поступок”, “понятие себя”, “принятие себя” в ходе дискуссии и рассказа классного руководителя.
Вопросы для беседы:
В жизни человек совершает множество поступков. Объясните, что такое поступок?
(поступок – совершенное человеком действие. Поступать определенным образом – действовать, решаться на что-нибудь).
Всегда ли взрослые и сверстники понимают и принимают ваши поступки как верные? Отчего это зависит?
(Часто наши действия не принимаются другими из-за того, что мы не умеем доказывать правильность своих действий. Такое непонимание возможно из-за того, что не умеем общаться, не решаемся заявить о своем взгляде.).
Микровывод: взаимодействие с миром зависит от отношения к себе. Для того чтобы добиться этого необходимо понимать и принимать себя, уважать свое мнение.
Понять себя – узнать свои сильные и слабые стороны, определить, насколько ты готов жить в обществе людей. Человек постоянно сопоставляет себя с другими, изучает их поведение и делает выводы о себе и своих действиях. Однако всегда ли человек делает правильные выводы о себе?
IV. Введение понятий “толерантная личность” и “интолерантная личность”.
Игра “Волшебная лавка”
– Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение.
Вы можете выбрать качества, которые вам по вкусу. А теперь возьмите свои покупки и попробуйте дать определение человека, обладающего всеми этими качествами. (4 слайд)
– Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком. Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью.
– А какие качества ещё остались в лавке?
Человека с данными качествами можно назвать интолерантной личностью.
– Посмотрите ещё раз на эти характеристики. Всё ли вам понятно?
– Подумайте, какие качества есть у вас?
– Есть ли у вас качества из правой колонки?
– К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим? Как вы себя чувствовали в той ситуации?
– Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
(6 слайд) Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
(7 слайд) Интолерантнаяличность – личность, нетерпимо относящаяся к людям, непохожим на неё.Интолерантность (нетерпимость) может начинаться от невежливости и раздражительности, а заканчиваться уничтожением людей.
(8 слайд) Толерантный путь - путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
(9 слайд) Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.
– Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, братьям или сёстрам, окружающим? (11 слайд)
14 шагов к толерантности
Желание быть толерантным.
Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост).
Умение ставить себя на место других.
Не осуждать.
Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;
Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
Наблюдать.
Улучшить самоконтроль.
Развить в себе умение молчать/слушать.
Менять точки зрения.
Сопереживать.
Не зацикливаться.
Быть активным.
Не оценивать, а ценить.
Тест «Насколько вы терпимы»:
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстраиваетесь ли вы? - а) да б) нет
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? –
а) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет
б) Чтобы играли только те, кто еще не знал правил
3.Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?
– а) да б) нет
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
- а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует.
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли легко найти контакт с людьми иной профессии, иного положения, других обычаев? – а) мне трудно бы было это сделать б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? – а) Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники б) если шутка мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не свое дело»? – а) да б) нет
8.Вы приводите в компанию своего друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? – а) мне неприятно, что отвлечено внимание от меня б) я лишь радуюсь за него (неё)
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете? – а) уходите пораньше под благовидным предлогом б) вступаете в спор
А теперь подсчитайте очки:
№ вопроса | Вариант ответа |
а | б |
1 | 0 | 2 |
2 | 0 | 2 |
3 | 0 | 2 |
4 | 2 | 0 |
5 | 0 | 2 |
6 | 0 | 2 |
7 | 0 | 2 |
8 | 0 | 2 |
9 | 2 | 0 |
Если вы набрали:
0-4 очка – вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы.
6-12 очков – вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идёте на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.
14-18 очков – твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с уважением к собеседнику
V. Обобщение.
– Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу “Ладная семья”.
“Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.”
– Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы это понимаете?
– Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.
VI. Заключение.
(без комментариев)
“Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.”
Бернард Шоу
Мы все разные, но у всех нас есть что-то общее.
Не важно, что ты слушаешь, как одет и какой у тебя цвет кожи, главное – какой ты человек!
Нужно быть терпимыми друг к другу.
Мы все разные – этим и прекрасные.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Ты или твои родственники могли бы оказаться на месте «того парня».
Если можешь, помоги!
Или просто улыбнись!
Подарим друг другу частичку нашего хорошего настроения, почувствуем плечо друга.
Упражнение «Техасское объятие» (Встать в круг, положить друг другу руки на плечи, сделать большой шаг вперед).
12